Серебряный век русской культуры (конец ХIХ - начало ХХ вв.)




В конце XIX - начале XX в. отечественная культура пережила стремительный взлет, в котором нашли отражение перемены, происшедшие в стране за короткий промежуток времени. Он отличался исключительной плодотворностью, разнообразием, охватил все сферы творческой деятельности, дал отечественной и мировой культуре целый ряд блестящих имен в области науки, техники, литературы, музыки, живописи.

На рубеже ХIХ и ХХ вв. Россия в своей значительной части оставалась неграмотной. Развитие начального образования в этих условиях выдвигалось на первое место. За 1900 - 1914 гг. число начальных школ, находившихся в ведении Министерства народного просвещения, увеличилось с 37 тыс. до 81 тыс., а число учащихся в них возросло с 2,6 до 6 млн. человек. Доля церковно-приходских школ составляла около 40% всех начальных школ, где уровень преподавания был гораздо ниже, чем в школах народного просвещения. Государство выделяло значительные средства на нужды просвещения. Так, в 1914 г. на эти цели было выделено 300 млн. руб. (в 1900 г. - 13 млн. руб.). Но наверстать упущенное было сложно. Остро не хватало учебных заведений, учителей.

Это время отмечено интенсивным и плодотворным развитием науки. В. И. Вернадский создал учение о биосфере - поверхности земли, преображенной человеком. К. Э. Циолковский, предвосхищая время, создал теорию ракетного движения. Большой вклад в развитие воздухоплавания внесли Н. Е. Жуковский и его ученик С. А. Чаплыгин. В начале XX в. выдающемуся физиологу И. П. Павлову (1904 г.), разработавшему учение об условных рефлексах, и И. И. Мечникову (1908 г.) за труды по иммунологии и инфекционным заболеваниям была присуждена Нобелевская премия.

Значителен был вклад русских ученых в научно-технический прогресс страны. А. С. Попов изобрел радио (1895 г.), Г. Е. Котельников создал ранцевый парашют (1911 г.), Я. М. Гаккель, И. И. Сикорский стали создателями отечественного самолетостроения (четырехмоторный «Илья Муромец» стал самым мощным самолетом в мире). Достижения науки и техники входили в быт горожан: трамвай, автомобиль, граммофон, кино.

Это время стало периодом интенсивного развития гуманитарных наук. Филолог и историк А. А. Шахматов создал ряд классических работ о русском летописании. И. П. Павлов-Сильванский, А. Е. Пресняков, С. Ф. Платонов, А. С. Лаппо-Данилевский, П. Н. Милюков в своих исторических трудах добились значительных успехов в изучении прошлого Отечества. М. И. Туган-Барановский, А. А. Чупров, П. Б. Струве многое сделали в области изучения экономических проблем.

В конце XIX - начале XX в. российское общество «переболело» марксизмом, для чего в стране имелась благодатная почва. Однако скоро пришло осознание непримиримости либерализма и марксизма. В 1909 г. вышел сборник статей «Вехи», авторами которого были Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, П. Б. Струве, пытавшимися осмыслить роль интеллигенции в жизни страны. Они обвинили радикальные круги в догматизме, атеизме, незнании жизни народа, подстрекательстве масс к революции. Только эволюционный путь, по их мнению, способен был привести к социальному прогрессу страны.

Религиозно-философская мысль в трудах Н. Бердяева, В. Розанова, Е. Трубецкого, П. Флоренского, И. Ильина и др. пережила в это время второе рождение. Нравственное самосовершенствование личности в их творчестве выступало в качестве важнейшего закона гармонизации общественных отношений. «Русская идея» - о самобытности, своеобразии, особом предназначении России - заняла в их трудах видное место.

Этот период вошел в историю русской поэзии, литературы, искусства под названием «серебряного века».

В литературе направление критического реализма было представлено такими именами, как Л. Н. Толстой (роман «Воскресение», драмы «Живой труп», «Власть тьмы», статья «Не могу молчать»), А. П. Чехов (пьесы Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры»), В. Г. Короленко (новеллы «Марусина заимка», «Мгновение»).

Основные силы писателей-реалистов группировались вокруг книгоиздательского товарищества «Знание» (1898 – 1913 гг.). В 1900 г. в этом издательстве начал сотрудничать Горький, став одним из его руководителей. К участию в сборниках «Знания» он широко привлекал молодых и уже известных писателей.

Одним из новых явлений литературы XX столетия была пролетарская поэзия, в которой зазвучала тема борьбы рабочего-класса. Особенностью ее были социальный оптимизм и романтический пафос. Сами поэты рассматривали свою поэзию лишь как «предтечу» новой литературы будущего. В 1914 г. вышел в свет первый «Сборник пролетарских писателей» под редакцией М. Горького.

Тема пролетария входит в литературу. В 1906 г. А. М. Горький пишет драму «Враги», роман «Мать», в которых формулирует новые эстетические принципы воспроизведения жизни. В одном из писем к А. П. Чехову он писал о необходимости утверждения «героического реализма», который не только изображал бы жизнь, но и был бы «выше ее, лучше, красивее». В романе «Мать» впервые жизнь рабочих изображалась достоверно, герои - Павел и Ниловна - имели своих прототипов (руководитель Сормовской партийной организации Петр Заломов и его мать Анна Кирилловна). Полностью на русском языке роман «Мать» вышел в свет в 1907 г. за границей. Одновременно книга была переведена на ряд иностранных языков.

Значительным явлением в развитии реалистического направления в литературе стали произведения Л. Н. Андреева (рассказы «Губернатор», «Красный смех», пьеса «К звездам»), В. В. Вересаева (повести «Без дороги», «Поветрие», «На повороте», рассказы «Товарищи», «Враги»), И. А. Бунина, А. И. Куприна.

И. А. Бунин (1870 – 1953 гг.) и А. И. Куприн (1870 – 1938 гг.) - крупнейшие писатели русской реалистической литературы XX в. Бунин в доэмигрантский период написал такие значительные произведения как «Деревня» (1910 г.), «Суходол» (1911 г.), в которых говорила страдающая и думающая деревенская Россия. Писатель не скрывал своей «великой грусти» по поводу исчезновения старого уклада жизни. Большой общественный резонанс имела повесть Куприна «Поединок» (1905 г.), которая воспринималась как картина разложения не только в армии, но и разлада во всей общественной жизни. К числу известных произведений писателя относятся «Гранатовый браслет», «На переломе» и др.

В это же время в литературе появляется новое направление, получившее название модернизма (новый, новейший). Поэты-символисты (К. Д Бальмонт, З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсов, Ф. К. Соллогуб, А. А. Блок, Андрей Белый, Вяч. Иванов и др.) противопоставляли свое творчество «пошлому» реализму, выступали под знаменем теории «искусства для искусства». Их интересовали «скрытые реальности», они уходили от наглядности, от похожести, увлекаясь поиском новых выразительных форм и средств.

Их оппонентами стали акмеисты (высшая степень чего-либо) - Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам и др. Они выступали против символических толкований. Мерилом их оценки художественного творчества были безупречный эстетический вкус, красота слова.

В это же время начинается творчество С. Есенина, воспевшего в своих стихотворениях русскую деревню.

Накануне первой мировой войны возникло течение футуристов (будущее), представители которого предлагали сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого «с корабля современности». Оно было представлено творчеством В. Хлебникова, Д. Бурлюка, В. Маяковского и др.

Аналогичные процессы отмечались и в живописи (продолжение прежних, реалистических традиций и формирование модернистских направлений). Реалистические традиции здесь продолжали члены «Товарищества передвижных художественных выставок». Оно было представлено творчеством В. М. Васнецова («Богатыри», «Иван-Царевич на сером волке»), И. Е. Репина («Запорожцы», «Торжественное заседание Государственного совета», «Манифестация 17 октября 1905 г.»), В. И. Сурикова («Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин», «Посещение царевной женского монастыря»), И. И. Левитана («Золотая осень», «Весна – большая вода», «Последние лучи солнца», «Сумерки») и др.

Искания в русской живописи, характерные для этого времени, связаны с творчеством таких художников, как М. А. Врубель, К. А. Коровин, М. В. Нестеров, В. А. Серов. Поиски эти носили различный характер. Фантастический, сказочный мир, тяготевший к символике, открыл Врубель (1856 – 1910 гг.). Тема Демона, в течение многих лет волновавшая художника, воплощала неудовлетворенность, тоску и гнев мятущегося человека. Импрессионизм получил наибольшее развитие в творчестве Коровина (1861 – 1939 гг.; «Зимой», «У балкона»). Религиозно-этические настроения свой­ственны картинам раннего Нестерова (1862 – 1942 гг.; «Видение отроку Варфоломею»). Поэтизацию прекрасной человеческой личности, «отрадное» мы чувствуем в полотнах раннего Серова («Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем»). Им ознаменован поворот от критического реализма передвижников к «реализму поэтическому».

В. А. Серов (1865 – 1911 гг.) - крупнейший художник рубежа столетий. Жанр портрета был основным в его творчестве, хотя он писал и пейзажи, и исторические картины. Ученик Репина, он во многом унаследовал и развил присущий этому мастеру глубокий художественный психологизм. Портреты Серова - важнейший итог развития портретного жанра, одно из достижений русского реалистического искусства (портреты Ф. И. Шаляпина, И. А. Морозова, О. К. Орловой, Николая II).

С идейно-художественными исканиями в русской живописи конца ХIХ в. было связано появление «Мира искусств». Возникло это художественное объединение в конце 90-х гг. в Петербурге. Из кружка молодых «любителей изящного» «Мир искусства» вырастает в крупное явление художественной культуры. Название кружку дал журнал, издававшийся с 1899 г. на средства княгини М. К. Тенишевой. Впоследствии материально изданию помогал В. А. Серов.

К мирискусникам принадлежали художники А. Н. Бенуа (1870 – 1960 гг.), К. А. Сомов (1869 – 1939 гг.), М. В. Добужинский (1875 – 1957 гг.), Л. С. Бакст (1866 – 1924 гг.), Е. Е. Лансере (1875 – 1946 гг.). Театральный и художественный деятель С. П. Дягилев (1872 – 1929 гг.) содействовал устройству художественных выставок, ставших примечательной чертой общественно-культурной жизни России. На выставках широко экспонировались произведения не только отечественных, но и зарубежных мастеров.

Художники «Мира искусства» провозгласили новые эстетические принципы, отвергнув как салонность академизма, так и тенденциозность передвижничества. Они пропагандировали индивидуализм, свободу искусства от социальных и политических проблем. Главное для них – красота и традиции русской национальной культуры. Намерение искать новые пути в искусстве, стремление преобразить жизнь посредством искусства объединило вокруг него и тех художников, которые непосредственно к этому объединению не принадлежали (Серов, Врубель, Нестеров). «Мирискусники» провозгласили отказ от иллюстративности и повествовательности, свободно обращались с формой и цветом, заметно увлекаясь символикой и прошлым (утонченный эстетизм и «ретроспективная мечтательность»). Идейным руководителем ее являлся А. Н. Бенуа (иллюстрации к поэме Пушкина «Медный всадник», театральные декорации). «Мир искусства» - широкое культурно-эстетическое движение, которое захватило архитектуру и скульптуру, поэзию, оперное и балетное искусство, художественную критику и искусствознание. В 1904 – 1910 гг. большинство мастеров «Мира искусства» войдут в «Союз русских художников».

В группу «Мир искусства» за время ее существования входили почти все крупнейшие русские художники, произведения которых относятся к разным стилям: К. Сомов («Прогулка после дождя», «Портрет А. Блока», «Осмеянный поцелуй», «Язычок Колобмины»), Л. Бакст («Ужин», «Древний ужас», «Фантастический пейзаж», «Портрет Зинаиды Гиппиус»), Е. Лансере («Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе», «Корабли времён Петра Первого», «Июнь»), Н. Рерих («Заморские гости», «Гонец», «Ангел Последний»), В. Серов («Похищение Европы», «Девушка, освещённая солнцем», «Девочка с персиками», «Портрет Шаляпина»), Ф. Малявин («Поющие крестьяне», «Баба», «Вихрь»), М. Врубель («Восточный танец», «Демон летящий», «Демон поверженный», «Царевна-Лебедь», «Море», «Тридцать три богатыря», «Шестикрылый Серафим»), Б. Кустодиев («Масленица», «Балаганы», «Купчиха», «Красавица»).

В начале ХХ в. возникло еще несколько модернистских групп – Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Голубая роза».

«Бубновый валет» – первоначально такое название получила выставка художников (декабрь 1910 – январь 1911 гг.), впоследствии вошедших в творческое объединение, существовавшее с 1911 по 1917 гг. На первых порах объединение «Бубновый валет» включало московских живописцев – впоследствии в него входили петербургские художники и представители других городов, в выставках участвовали многие художники из Западной Европы (французы и немцы). Художники «Бубнового валета» отрицали традиции как академизма, так и реализма ХIХ. Для их творчества характерны живописно-пластические решения в стиле П. Сезанна (постимпрессионизм), фовизма и кубизма, возврат к приёмам русского лубка и народной игрушки, а также деформация и обобщение форм. В «Бубновый валет» входили: В.мВ. Кандинский, П. П. Кончаловский, М. Ф. Ларионов, А. В. Лентулов, К. С. Малевич, И. И. Машков, А. А. Осмеркин, Р. Р. Фальк и др. (по инициативе бывших членов «Бубнового валета» в 1925 г. было образовано объединение «Московские живописцы», в дальнейшем преобразованное в «Общество московских художников» - ОМХ).

В 1912 г. от «Бубнового валета» откололся ряд художников - В. Д. Бурлюк, Д. Д. Бурлюк, Н. С. Гончарова, М. Ф. Ларионов, К. С. Малевич и др., организовавших выставку под названием «Ослиный хвост», давшую название новому объединению, просуществовавшему лишь до 1913 г.

Поиски нового в искусстве привели к абстракционизму. Оно было представлено творчеством В. Кандинского («Колебание», «Композиция», «Москва», «Восток»), К. Малевича («Черный квадрат», «Супрематизм») и др.

Русская скульптура этого периода представлена творчеством П. Трубецкого («Портрет Левитана», «Портрет Витте», «Памятник Александру III», «Друзья»), А. Голубкиной (ваза «Туман», «Раб», «Идущий человек», «Старость»), С. Коненкова («Кора», «Купальщица», «Нищая братия»).

К началу XX в. русская архитектура переживала период расцвета, связанного с появлением нового стиля – модерна (франц. modern – новейший, современный). Принципиально новым в архитектуре модерна был отказ от ордерной или эклектически заимствованной из других стилей системы украшения фасадов и интерьеров. Определяющее значение в структуре зданий имело построение внутреннего пространства, которое отражалось во внешней форме и декоре. В целом для модерна были характерны асимметрия и закругленность линий, свободная планировка, пластичность и текучесть форм, активное применение новейших методов строительной техники и материалов – железобетона, стали, стекла. В то же время с модерном связано было широкое использование фресок, мозаики, витражей, керамики, скульптуры в украшении фасадов и интерьеров.

Модерн стал господствующим стилем наступившего ХХ столетия, преобразившим облик многих городов России. Наиболее последовательное развитие русский архитектурный модерн получил в Москве. Постройки, выполненные в этом стиле, разбросаны по всему историческому центру города. К наиболее значительным архитектурным памятникам модерна в Москве относится построенная в 1899 - 1903 гг. архитектором Л. Н. Кекушевым по проекту В. Ф. Валькотта гостиница «Метрополь». Ее украшает огромное майоликовое панно, выполненное по великолепной работе М. А. Врубеля «Принцесса Греза». В стиле модерн работал знаменитый русский архитектор Ф. О. Шехтель. По его проектам возведены роскошный особняк фабриканта С. П. Рябушинского у Никитских ворот, здание Ярославского вокзала и здание МХАТа.

В архитектуре Петербурга наиболее ярко модерн выразился в строительстве частных домов-особняков, а также деловых и торговых зданий, доходных домов. Специфическим вариантом стиля в Петербурге стал «северный модерн», отличавшийся романтичностью облика построек, живописностью силуэта, широким использованием в отделке естественного камня (дом Лидваля, 1899 – 1904 гг.). Для ранних сооружений в стиле модерн характерны живописно-пластические решения фасадов, необычные очертания проемов (в форме эллипсов, подков, многоугольников), прихотливо-изысканные орнаментальные мотивы (особняк Кшесинской, 1904 – 1906 гг.). С середины 1900-х гг. модерн вступил в позднюю фазу, которой свойственны более строгие композиционные решения, использование элементов ордерной архитектуры (Азовско-Донской коммерческий банк, Торговый дом Мертенса). Крупнейшие мастера петербургского модерна – А. И. Гоген, Ф. И. Лидваль, В. В. Шауб, Н. В. Васильев, А. Ф. Бубырь. В 1910-х гг. модерн постепенно вытесняется различными ретроспективистскими направлениями, главным образом неоклассицизмом.

Поиски нового были характерны и для начавшегося возрождения традиций неоклассицизма. Особенностью этого стиля являлось стремление архитекторов, используя традиции прошлого, принципиально изменить внешний облик здания, создав контраст между ним и функциональным назначением постройки. Наиболее видным представителем русско-византийского, или неорусского стиля, ориентировавшегося на средневековое русское и народное зодчество, был А. В. Щусев. Ему принадлежат проекты Марфо-Мариинской обители и Казанского вокзала в Москве. С этим течением неразрывно связано имя В. Н. Васнецова, среди архитектурных работ которого наиболее известен фасад Государственной Третьяковской галереи.

Огромную роль в культурной жизни России играл театр. В конце XIX в. был открыт Московским художественный театр, основателями которого стали К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко - крупнейшие театральные режиссеры и теоретики. Они сумели создать талантливую труппу (В. И. Качалов И. М. Москвин, Л. М. Леонидов и др.). В это время открываются и другие частные театры - театр В. Ф. Комиссаржевской (гл. режиссер В. Э. Мейерхольд).

Важнейшими центрами оперной культуры являлись Мариинский театр в Петербурге и Большой театр в Москве. Русский балет в это время приобретает всемирную известность. Отечественная школа классического танца была представлена такими звездами, как А. П. Павлова, М. Ф. Кшесинская, В. В., А. Я. Ваганова, Т. П. Карсавина, В. Нижинский, М. И. Фокин. «Русские сезоны», регулярно устраиваемые С. П. Дягилевым за рубежом, стали триумфом русского балета.

Русская музыка в это время получила более широкое признание. Она была представлена именами Н. А. Римского-Корсаковв, С. B. Рахманинова, A. К. Глазунова, А. Н. Скрябина, P. M. Глиэра и др. И. Ф. Стравинский создает балеты «Жар-птица», «Весна священная», «Петрушка». Отечественная вокальная школа была представлена именами выдающихся певцов - Ф. Шаляпиным, А. Неждановой, Л. Собиновым.

Огромной популярностью среди городского населения пользовался появившийся в России на рубеже веков кинематограф. Первую кинофабрику построил А. А. Ханжонков. Отечественное кино было сначала документальным, в 1908 г. был снят первый русский игровой фильм «Понизовая вольница», в 1911 г. снят первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя». Первой звездой отечественного киноэкрана стала Вера Холодная. В дальнейшем наблюдался бурный рост кинопроизводства (к 1914 г. было снято 330 фильмов). К 1914 г. в России работало около четырех тысяч кинотеатров, ежедневно их посещали около двух миллионов человек.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: