Как называется литературный текст оперы?




Из истории оперы. (Повторение).

Что означает слово «опера»?

Опера в переводе с итальянского означает «труд», «дело», «сочинение».

Откуда пришла к нам опера, когда она появилась?

Италия — страна bel canto — стала родиной оперы оперы, написанные на исторические и мифо­логические сюжеты, получили название seria — «серьез­ные», а оперы, связанные с бытовыми сюжетами, — buffа — «комические». Жанр комической оперы XVIII века в Австрии и Германии – зингшпиль.

Кто является создателем первой оперы – seria?

Якопо Пери, оперы «Дафна» и «Орфей».

Сколько действий было в опере – seria?

В опере было 3 действия. Но между ними вставлялись интермедии – веселые театрально - развлекательные сценки, в которых развивался другой сюжет, не связанный с сюжетом оперы. Т. О, весь спектакль состоял из пяти действий: 1, 3, 5 действия – это опера; 2, 4 – это интермедии.

Как возникла опера buffa?

Постепенно из интермедий складывались само­стоятельные спектакли. Так родилась «младшая сестра» оперы seria — комическая опера, или опера buffа.

Первая опера buffа родилась у 23-летнего итальянско­го композитора Джованни Баттисты Перголези. Она называлась «Служанка – госпожа».

Какие номера оперы являются характеристикой героя (героини)?

Основу оперного спектакля составляют сольные и ансамблевые вокальные номера. Ария — вокальный монолог героя (героини).

Что такое речитатив?

Речитатив — род вокальной музыки, основанный на речевых интонациях.

Что такое ансамбль?

Ансамбль (франц., вместе) — законченный музы­кальный номер, исполняемый несколькими певцами. В за­висимости от числа исполнителей ансамблевые номера на­зывают дуэтами (2), трио (3), квартетами (4), квинтетами (5) и т. д.

Есть ли в опере хор?

Хор — певческий коллектив, коллективное действу­ющее лицо оперного спектакля или «комментатор» собы­тий. Хор — это и номер в опере, исполняемый коллекти­вом певцов.

Назовите певческие голоса оперных певцов.

В соответствии с высотой звучания и характерным тембром голоса оперных певцов разделяются на мужские: тенор, баритон, бас; жен­ские: сопрано, меццо-сопрано, контральто.

Возможны ли танцы в опере?

Нередко в оперу вводятся балетные номера или сцены, украшающие спектакль.

Нужен ли опере оркестр?

Симфонический оркестр сопровождает пение и танцы, помогает слушателям понять смысл того, что происходит на сцене.

Как называется оркестровое вступление к опере?

Начинается опера оркестровым вступлением — увер­тюрой.

Как строится оперный спектакль?

Оперный спектакль состоит обычно из нескольких (трех — четырех) действий, или актов. Каждое действие в свою очередь состоит из двух — трех картин. Перерывы между действиями называются антрактами. Это слово име­ет и другое значение. Короткие оркестровые вступления к действиям оперы также называются антрактами.

Как называется литературный текст оперы?

текст оперы — либретто.

Назовите известные оперные театры мира:

Мариинский театр оперы и балета в Санкт – Петербурге (Россия)

Большой театр в Москве (Россия) - старей­ший русский музыкальный театр, основанный в Москве в 1776 г.

«Ла Скала» в Милане (Италия). Свое название театр получил от церкви «Санта-Мария делла Ска­ла», на месте которой и был построен в 1776 — 1778 годах.

Королевский театр в Лондоне (Англия), «Ковент – Гарден» —один из веду­щих оперных театров Великобрита­нии.

«Метрополитен опера» в Нью – Йорке (США).

Венская государственная опера— ведущий оперный театр Австрии.

«Гранд – опера» крупнейший опер­ный театр Франции (Grand Opera буквально означает — Большая опе­ра).

 

Словарик по теме «ОПЕРА»:

АКТ — законченная часть театраль­ного произведения (драмы, оперы, балета и др.), отделенная от преды­дущей и последующей частей пере­рывом (название происходит от ла­тинского actus — действие).

АНТРАКТ — перерыв между актами театрального представления или от­делениями концерта (по-французски entre — между; acte — акт, действие). Антрактом называется также орке­стровое вступление к одному из ак­тов (кроме I) в любом виде теат­рального представления — опере, дра­ме, балете и др.

АНШЛАГ — объявление, оповещаю­щее о том, что все билеты на дан­ный концерт или спектакль полно­стью распроданы.

АРИЕТТА — небольшая по размерам ария (по-итальянски arietta — ма­ленькая ария).

АРИОЗО — небольшая ария свобод­ного построения (по-итальянски arioso — вроде арии, имеют лирический характер

АРИЯ — законченный по построению эпизод в опере (кантате, оратории), исполняемый певцом с сопровожде­нием оркестра.

БАРИТОН — мужской певческий го­лос, средний между тенором и басом (по-гречески barytonos — тяжелозвуч­ный). Различают две основные раз­новидности баритона: лирический и драматиче­ский.

БАС — мужской певческий голос, са­мый низкий по звучанию (итальян­ское basso — низкий). Принято под­разделять басы на «глубокий» (или бас-профундо) и бас-баритон.

БЕЛЬКАНТО — особая, красочная манера пения, получившая широкое распространение в Италии с XVII в. в связи с зарождением и развитием оперного жанра.

ДИРИЖЕР — музыкант, руководи­тель художественного коллектива (французское diriger — управлять, руководить).

ЗИНГШПИЛЬ — немецко-австрийская разновидность комической опе­ры (название происходит от немец­ких слов singen — петь и Spiel — игра).

КАВАТИНА — лирико-повествовательная оперная ария, отличающаяся простым песенным складом и отсут­ствием значительных темповых кон­трастов. Каватине часто предшествует речитатив.

КАНТИЛЕНА — певучая, распевная мелодия широкого дыхания. Под кантиленой понимают также мело­дичность, певучесть исполнения (ла­тинское cantilena — распевное пение, распевание).

КОЛОРАТУРА — украшение вокаль­ной мелодии виртуозными, техниче­ски трудными пассажами (итальянское coloratura — украшение). Широ­кое распространение колоратурная манера пения получила в итальян­ской опере XVIII—XIX вв.

КОНТРАЛЬТО — самый низкий no звучанию из женских певческих голосов.

Иногда компо­зиторы поручают этому голосу мужские партии: Ратмир в опере М. Глинки «Руслан и Людмила», Ваня в опере М. Глинки «Иван Сусанин», Лель в опере Н. Римского-Корсакова «Сне­гурочка»,

ЛИБРЕТТО — литературный текст, лежащий в основе музыкально-сценического произведения, главным об­разом — оперы (итальянское libretto буквально означает — «книжечка»). Ча­сто под либретто подразумевают краткий пересказ содержания опе­ры, балета, оперетты.

ЛЕЙТМОТИВ — музыкальная тема или часть ее, характеризующие ка­кой-либо образ, идею, явление; при­меняется в крупных музыкальных формах (операх, балетах, симфониях и т. д.), повторяясь при появлении данного образа.

МЕЦЦО – СОПРАНО — женский певческий голос, средний между контральто

то и сопрано. По характеру звучания и тембровой окраске этот голос близок к контральто.

ОПЕРА-БУФФА — итальянская раз­новидность комической оперы (по-итальянски buffа — комическая).

ОПЕРА-СЕРИА —распространенный в XVII—XVIII вв. жанр итальянской оперы на мифологический или исто­рический сюжет (по-итальянски seria — серьезная).

ОРКЕСТРОВАЯ ЯМА — специальное помещение для оркестра в театре, находящееся перед сценой. Располо­женная ниже уровня партера, орке­стровая яма бывает отгорожена от него небольшим барьером.

ПРЕМЬЕРА — первое представление нового спектакля (оперы, балета, оперетты), а также первое публичное исполнение нового музыкального про­изведения. Понятие «премьера» час­то распространяют на несколько пер­вых спектаклей или концертов.

РЕЧИТАТИВ — род вокальной музы­ки, ритмически и интонационно близ­кий к напевной декламации (италь­янское recitare — декламировать). В музыкальной практике различают два вида речитатива. Так наз. су­хой речитатив (recitativo secco) бли­зок разговорной речи; он исполняет­ся говорком, в свободном ритме и поддерживается отдельными, долго выдерживаемыми аккордами Другой тип речитатива — аккомпанированный — более мелодизирован, ритмически определе­нен и поддерживается насыщенным музыкальным сопровождением.

СОПРАНО – самый высокий из женских певческих голосов (итальянское sopra – «наверху, выше»). В музыкальной практике различают 3 основных типа сопрано: драматическое, лирическое, колоратурное.

ТЕНОР — мужской певческий голос, самый высокий по звучанию. Разли­чают две основные разновидности те­нора: лирический — мягкий по тем­бру, нежный, «женственный», и дра­матический — более сочный, крепкий, мужественный.

ТРУППА – творческий коллектив артистов театра.

УВЕРТЮРА – оркестровое вступление к опере (балету).

 

Задание. Ответь на вопросы:

1. Что означает слово «опера»?

2. Какие номера оперы являются характеристикой героя (героини)?

3.Откуда пришла к нам опера, когда она появилась? Что такое опера seria?

4 Какие номера оперы являются характеристикой героя (героини)?

5. Что такое речитатив?

6.Что такое ансамбль?

7. Есть ли в опере хор?

8. Назовите певческие голоса оперных певцов.

9. Возможны ли танцы в опере?

10. Нужен ли опере оркестр?

11. Как называется оркестровое вступление к опере?

12 Как строится оперный спектакль?

13. Как называется литературный текст оперы?

14. Как возникла опера buffa?

15. Назовите известные оперные театры мира.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: