Эпоха Возрождения
Песенные жанры
Шансон
Фротолла
Виланелла
В ЭВ существовали 2 группы светских песен: Все светские
1) Одноголосные
2) Многоголосные
1. Рустиканская песня. Сапонов называет этот жанр (Простетская песня). По содержанию разнообразны: семейно -бытовые, куртуазная лирика (пародийная, сатиричная);
Восходит к полуфольклорному регистру (Альбам, пастурелям).
Простая форма, связанная с наличием повторов, 4 строки (1 и 4 идентичны - рефрен, индентичны не только по тексту, но и по напеву «Выпьем кума»).
2. Лид (нем. песня)- Мейстерзанг! - бродячие артисты, Разница в том что мейнизингиры сочиняли песни и исполняли их (основная проф), МЕЙСТЕРЗАНГЕРЫ(ремесленники, виноделы, башмачники, кузнецы), муз опыт, как хобби. Ганс Сакс - поэтическое творчество, 6 тыс произведений (4300).
Самое главное в Мейстерзанге- сочинение текста на существующий напев! Этот напев (ВЭЙС, или Тон) 4300 текстов исполнялись на 275 тонов. = 15, 6 на 1 тон.
Черный тон Клинкзора- вымышленный персонаж, мейстензингер, выступал судьей на песенных соревнованиях (Парсифаль) Вальфрам фон Эйшенбах. Был актуален с 14-17 век.
Форма- БАР (ААБ)- тексты только на нем языке; тексты духовного содержания, обраения в Деве Марии, пасхальные, рождественские праздники.
Рвмцвет МЕЙСТЕРЗАНГА приходится на 16 столетие. Главное место - Нюрнберг
3. Лютеранский хоралл, Гугенотские псалмы, Пуританские песнопения. Многоголосные обработки.
ШАНСОН
- Многоголосное произведение фр и нидерл композиторов эпохи Возрождения. Значительная часть этих произведений сохранилась в наследии Роллана де Ласью;
- На фр почве в жаре Шансон конкурентом был Клеман Жанекен.
|
- Шансоны разнообразны по материалу и тематики: (жанровые сценки, портретные зарисовки; любовные тексты). *Жанекен создавал батальные сцены; пейзажные зарисовки (городские пейзажи).
* Шансон «Эй мастер Пьер». «Марго возделвй виноград»;
* Анти клерикальная сатира (против служителей церкви) «Молодой монах»
Сохраняется традиция при которой автор музыки является автором текста. В 18в композитор кладет на музыку слова другого человека. «Прекрасен горный хрусталь, прекрасна горная ночь».
Самые популярные шансоны Клемана Жанекена:
1. Пение птиц
2. Батальная картина «Битва при Мариньяно»
3. Крики Парижа
Клеман Жанекен ставит себе задачу музыкальными средствами звукописать звуками, а с другой стороны имитировать другие звучания (с помощаю вокального ансамбля). Его привлекает птичья тематика.
Музыка многоголосная, полифоническая. Музыка на первом месте!
Произведения Клемана Жанекена со стороны текста:
Присутствие подтекста.
СВЕТСКИЙ ЖАНР «МАДРИГАЛ»
Прошел большой путь развития и часто изменялся, как с точки зрения композиции так с точки зрения и содержания. Самые ранние образцы датируются 14 в. Это 3х голосные произведения, голоса сочетаются по принципу свободного контрапунктирования, нижний голос мог быть инструментальным. А тематика была узкой: любовная.
Мадригал-итл. слова «Мандра» (Атара- пастухи и пастушки). Мадригал близок к пастушьей песни (пастурели).
В 15-16вв Мадригал сильно развивается, впервую очередь за счет увеличения голосов и композиции; Происходит изменение во взаимоотношении слова и музыки, увеличивается состав исполнителей, сильно расширяется ТЕМАТИКА: (). Используют текст Данте и Петрарки. Мадригалы публикуют книгами, не по одиночке. Значительную часть составляют произведения с любовной тематикой, при чем эта тематика очень детально анализируется (о несчастной любви; взаимной любви;)-!!важны нюансы.
|
К омпозиторы решали важную историческую задачу:
Найти музыкальное средство для выражения всех любовных чувств.
Активное использование риторических фигур.
3. Карло Джезуальдо Дивинозо: «Хроматический Мадригал». Группировка 2 сфер: счастливая любовь (быстрый теммп, мелкие длительности, движение вверх); полное отчаяние, мрак (медленный темп, крупные длительности, движение вниз про хроматизму)- каждые образы маркируются определенными словами.
ФРОТОЛЛА И ВИЛАННЕЛЛА
Фротоллу возводят к лат. ФРОКТА (1. скопление странных; 2. скопление странных, беспорядочных мыслей).
В н. 15 в Актавиан Петруччи «Фротолла де ла Прима ».
Фротолла как жанр (песня с определенной текстовой структурой, муз характеристикой: 4х голосие; речитативные повторы звуков, небольшой диапазон; ТЯГОТЕНИЕК ГОМОФОННО- ГАРМОНИЧЕС ФАКТУРЕ). Формируется ГОм-Гар стиль.
Фротолаа в широком смысле (сонет, ода,)
Разновидности ФРОТОЛЛЫ
1. ФРОТОЛЛА БАРЦЕЛЕТТА:- от ит. (анегдот или шутка); с фр. пастушья песенка. Текст сост: Реф Строфа, Р с2, Р с3, музыка одна и та жа. Текст разный, 4х голосная
2. ФРОТОЛЛА СТРАМБОТТО:- ит (кривой, косой); Особенности текста, одна 8-строчная строфа (октава). Либо сквозное развтие, либо членеие
|
3. ФРОТОЛЛА КАПИТОЛЛА (голова):- аба; бцб, цдц- трерцина.
4. ФРОТОЛЛА СОНЕТ:- 14 строк; 2 четв + 2 терцеты
5. ФРОТОЛА ОДА + ФРОТОЛА КАНЦОННА
Исполнялись, скорее всего, сольно с инструментальным сопровождением. Могли исполняться вокально, инструментально (лютня, виола и лютневый консорт- ансамбль инструментов).
ВИЛЛАНЕЛЛА
НАРОДНАЯ ПЕСНЯ. 24. 10. 1537. опубликованы вилланески «15 пьес»; место рождения Неаполь.
Имел 3 этапа становления:
1. 1537- неополитанский диалект, 3х голосные, условный аккордовый стиль, тесное расположение, изложены силабически (с; б; сред-дублирует в терцию/ С)
2. к. 40-50 гг- появились 2 ветви: а ) южная: точечно добавляются риторические фигуры; т. о. более простой жанр порадировал жанр Мадригала. б ) северная: стали п исаться на зависимый материал (Месса), Адриан Виллард и его ученики: объединил в Виланесках: жанр неополитанской В и нидерландскую полифоническую технику, сделав её более сложной.
3. к. 60- усложнение фактуры, выведение 5-6 голосия.
Разновидности Виланеллы:
* Мореска- танец, песня. Сложился особый сюжет (битва Европейцев и Мавров). Танец-кривляние; Песня-текстом, языком.
* Тодеска- «Матона миа кара».
* Грегеска
=> породии, на иноземцев (Мавры, Немца, Греки).
Концонетта, балетта, кводлибет жанры возникшие чуть позже и под воздействием Виланеллы.
Концонетта: в 1580г. её повяление связано с публикацией сборника Орацио Векки «Концонетта либра примо». Уеншительное название коротких песенок на светские тексты(3х ч форма, 3ч-репризная). Сложнее Виланеллы; Полифонические сложности.
Балетта: и танец и песня, со временем приобрел более развернутую форму. Танец под инструментальную музыку.
Кводлибет: (лат. Что вам угодно? Что вам нравится?); многоголосная форма ктр основана на цитатах из разных источников. 2 формы: -цитаты одна за другой (мешанина); -соединение контрапунков по вертикали.
Во фр Врикасе (месево, смесь, безделушка); итал (мистиканце, мекстура);
*Лука Моренцо/ Орацио Векки 1590г «Сборник для 5-9 голосов»
Франческина и Джероменнта (служанки); Дзани (слуга; ит горцы, дурачок); Маньифика (старик, сластолюбец); Тодеска (нем. солдат) + 4 персонажа (4 голоса: школяр, педант, гроциана (юрист), и некий Фата Бене Первой. Музыкальные цитаты + каждый голос на своем диалекте.