Имел 3 этапа становления:




Эпоха Возрождения

Песенные жанры

Шансон

Фротолла

Виланелла

В ЭВ существовали 2 группы светских песен: Все светские

1) Одноголосные

2) Многоголосные

 

1. Рустиканская песня. Сапонов называет этот жанр (Простетская песня). По содержанию разнообразны: семейно -бытовые, куртуазная лирика (пародийная, сатиричная);

Восходит к полуфольклорному регистру (Альбам, пастурелям).

Простая форма, связанная с наличием повторов, 4 строки (1 и 4 идентичны - рефрен, индентичны не только по тексту, но и по напеву «Выпьем кума»).

 

2. Лид (нем. песня)- Мейстерзанг! - бродячие артисты, Разница в том что мейнизингиры сочиняли песни и исполняли их (основная проф), МЕЙСТЕРЗАНГЕРЫ(ремесленники, виноделы, башмачники, кузнецы), муз опыт, как хобби. Ганс Сакс - поэтическое творчество, 6 тыс произведений (4300).

 

Самое главное в Мейстерзанге- сочинение текста на существующий напев! Этот напев (ВЭЙС, или Тон) 4300 текстов исполнялись на 275 тонов. = 15, 6 на 1 тон.

 

Черный тон Клинкзора- вымышленный персонаж, мейстензингер, выступал судьей на песенных соревнованиях (Парсифаль) Вальфрам фон Эйшенбах. Был актуален с 14-17 век.

Форма- БАР (ААБ)- тексты только на нем языке; тексты духовного содержания, обраения в Деве Марии, пасхальные, рождественские праздники.

 

Рвмцвет МЕЙСТЕРЗАНГА приходится на 16 столетие. Главное место - Нюрнберг

 

3. Лютеранский хоралл, Гугенотские псалмы, Пуританские песнопения. Многоголосные обработки.

 

ШАНСОН

 

- Многоголосное произведение фр и нидерл композиторов эпохи Возрождения. Значительная часть этих произведений сохранилась в наследии Роллана де Ласью;

- На фр почве в жаре Шансон конкурентом был Клеман Жанекен.

- Шансоны разнообразны по материалу и тематики: (жанровые сценки, портретные зарисовки; любовные тексты). *Жанекен создавал батальные сцены; пейзажные зарисовки (городские пейзажи).

 

* Шансон «Эй мастер Пьер». «Марго возделвй виноград»;

* Анти клерикальная сатира (против служителей церкви) «Молодой монах»

 

Сохраняется традиция при которой автор музыки является автором текста. В 18в композитор кладет на музыку слова другого человека. «Прекрасен горный хрусталь, прекрасна горная ночь».

 

Самые популярные шансоны Клемана Жанекена:

 

1. Пение птиц

2. Батальная картина «Битва при Мариньяно»

3. Крики Парижа

 

Клеман Жанекен ставит себе задачу музыкальными средствами звукописать звуками, а с другой стороны имитировать другие звучания (с помощаю вокального ансамбля). Его привлекает птичья тематика.

 

Музыка многоголосная, полифоническая. Музыка на первом месте!

 

Произведения Клемана Жанекена со стороны текста:

Присутствие подтекста.

 

СВЕТСКИЙ ЖАНР «МАДРИГАЛ»

Прошел большой путь развития и часто изменялся, как с точки зрения композиции так с точки зрения и содержания. Самые ранние образцы датируются 14 в. Это 3х голосные произведения, голоса сочетаются по принципу свободного контрапунктирования, нижний голос мог быть инструментальным. А тематика была узкой: любовная.

Мадригал-итл. слова «Мандра» (Атара- пастухи и пастушки). Мадригал близок к пастушьей песни (пастурели).

В 15-16вв Мадригал сильно развивается, впервую очередь за счет увеличения голосов и композиции; Происходит изменение во взаимоотношении слова и музыки, увеличивается состав исполнителей, сильно расширяется ТЕМАТИКА: (). Используют текст Данте и Петрарки. Мадригалы публикуют книгами, не по одиночке. Значительную часть составляют произведения с любовной тематикой, при чем эта тематика очень детально анализируется (о несчастной любви; взаимной любви;)-!!важны нюансы.

 

К омпозиторы решали важную историческую задачу:

Найти музыкальное средство для выражения всех любовных чувств.

Активное использование риторических фигур.

3. Карло Джезуальдо Дивинозо: «Хроматический Мадригал». Группировка 2 сфер: счастливая любовь (быстрый теммп, мелкие длительности, движение вверх); полное отчаяние, мрак (медленный темп, крупные длительности, движение вниз про хроматизму)- каждые образы маркируются определенными словами.

ФРОТОЛЛА И ВИЛАННЕЛЛА

Фротоллу возводят к лат. ФРОКТА (1. скопление странных; 2. скопление странных, беспорядочных мыслей).

 

В н. 15 в Актавиан Петруччи «Фротолла де ла Прима ».

Фротолла как жанр (песня с определенной текстовой структурой, муз характеристикой: 4х голосие; речитативные повторы звуков, небольшой диапазон; ТЯГОТЕНИЕК ГОМОФОННО- ГАРМОНИЧЕС ФАКТУРЕ). Формируется ГОм-Гар стиль.

Фротолаа в широком смысле (сонет, ода,)

Разновидности ФРОТОЛЛЫ

1. ФРОТОЛЛА БАРЦЕЛЕТТА:- от ит. (анегдот или шутка); с фр. пастушья песенка. Текст сост: Реф Строфа, Р с2, Р с3, музыка одна и та жа. Текст разный, 4х голосная

2. ФРОТОЛЛА СТРАМБОТТО:- ит (кривой, косой); Особенности текста, одна 8-строчная строфа (октава). Либо сквозное развтие, либо членеие

3. ФРОТОЛЛА КАПИТОЛЛА (голова):- аба; бцб, цдц- трерцина.

4. ФРОТОЛЛА СОНЕТ:- 14 строк; 2 четв + 2 терцеты

5. ФРОТОЛА ОДА + ФРОТОЛА КАНЦОННА

 

Исполнялись, скорее всего, сольно с инструментальным сопровождением. Могли исполняться вокально, инструментально (лютня, виола и лютневый консорт- ансамбль инструментов).

 

ВИЛЛАНЕЛЛА

НАРОДНАЯ ПЕСНЯ. 24. 10. 1537. опубликованы вилланески «15 пьес»; место рождения Неаполь.

Имел 3 этапа становления:

1. 1537- неополитанский диалект, 3х голосные, условный аккордовый стиль, тесное расположение, изложены силабически (с; б; сред-дублирует в терцию/ С)

 

2. к. 40-50 гг- появились 2 ветви: а ) южная: точечно добавляются риторические фигуры; т. о. более простой жанр порадировал жанр Мадригала. б ) северная: стали п исаться на зависимый материал (Месса), Адриан Виллард и его ученики: объединил в Виланесках: жанр неополитанской В и нидерландскую полифоническую технику, сделав её более сложной.

 

3. к. 60- усложнение фактуры, выведение 5-6 голосия.

 

Разновидности Виланеллы:

* Мореска- танец, песня. Сложился особый сюжет (битва Европейцев и Мавров). Танец-кривляние; Песня-текстом, языком.

* Тодеска- «Матона миа кара».

* Грегеска

=> породии, на иноземцев (Мавры, Немца, Греки).

 

Концонетта, балетта, кводлибет жанры возникшие чуть позже и под воздействием Виланеллы.

Концонетта: в 1580г. её повяление связано с публикацией сборника Орацио Векки «Концонетта либра примо». Уеншительное название коротких песенок на светские тексты(3х ч форма, 3ч-репризная). Сложнее Виланеллы; Полифонические сложности.

Балетта: и танец и песня, со временем приобрел более развернутую форму. Танец под инструментальную музыку.

Кводлибет: (лат. Что вам угодно? Что вам нравится?); многоголосная форма ктр основана на цитатах из разных источников. 2 формы: -цитаты одна за другой (мешанина); -соединение контрапунков по вертикали.

Во фр Врикасе (месево, смесь, безделушка); итал (мистиканце, мекстура);

 

*Лука Моренцо/ Орацио Векки 1590г «Сборник для 5-9 голосов»

Франческина и Джероменнта (служанки); Дзани (слуга; ит горцы, дурачок); Маньифика (старик, сластолюбец); Тодеска (нем. солдат) + 4 персонажа (4 голоса: школяр, педант, гроциана (юрист), и некий Фата Бене Первой. Музыкальные цитаты + каждый голос на своем диалекте.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: