Позвоночный столб, или позвоночник является частью осевого скелета человека. На него приходится основная нагрузка при вертикальном положении тела, при различных движениях. Он образован последовательно накладывающимися друг на друга позвонками, которые соединены между собой при помощи межпозвонковых связок и малоподвижных суставов. Формируя осевой скелет, позвоночник выполняет опорную функцию, служит гибкой осью туловища, участвует в образовании задней стенки грудной и брюшной полостей и полости таза. Сила тяжести, воспринимаемая позвоночным столбом, увеличивается сверху вниз, поэтому размер образующих его позвонков в нижнем отделе столба больше, чем в верхних. В позвоночнике выделяют пять отделов: шейный (7 позвонков), грудной (12 позвонков), поясничный (5 позвонков), крестцовый (5 позвонков), копчиковый (1 - 5 позвонков). Длина позвоночника у взрослого человека составляет 2/5 длины тела, это в среднем 60 - 65 см. В норме позвоночник имеет четыре изгиба: два направлены вперед - лордозы шейный и поясничный, и два направлены назад - кифозы грудной и крестцовый. Изгибы придают позвоночнику форму вертикальной пружины, что обеспечивает его амортизационные свойства при ходьбе, беге и других движениях. Изгибы постепенно формируются: сначала шейный, затем - грудной, затем поясничный и самым последним формируется крестцовый. Окончательно изгибы формируются к 18 - 20 годам.
В позвоночном столбе возможны движения вокруг поперечной, переднезадней и вертикальной оси, также круговые движения. Наиболее подвижные отделы позвоночника - шейный и поясничный.
Формирование осанки
Осанка - привычное положение тела человека в покое и при движении, формируется с самого раннего периода детства в процессе роста, воспитания и развития. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальной деятельности двигательного аппарата и всего организма. При правильной осанке естественные изгибы позвоночника выражены умеренно, лопатки расположены симметрично, плечи на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги прямые, своды стоп нормальные, мышцы хорошо развиты, походка красивая.
|
Осанка - одно из важнейших понятий для определения положения тела ребенка в пространстве, обнаружении признаков ортопедических заболеваний, связанных с нарушением статико-динамических свойств позвоночника. Представления о нормальной осанке необходимо для оценки лечебных и реабилитационных мероприятий. Ведущими факторами, определяющими осанку человека, являются положение и форма позвоночника, угол наклона таза и степень развития мускулатуры. Благодаря наличию физиологических изгибов позвоночный столб имеет рессорные свойства, предохраняющие головной и спинной мозг от сотрясений. Физиологические изгибы позвоночника формируются в процессе развития двигательных навыков ребенка под влиянием мышечной тяги, а их выраженность зависит от угла наклона таза. При увеличении угла наклона позвоночный столб, неподвижно сочлененный с тазом, изгибается, и для сохранения вертикального положения тела соответственно увеличиваются поясничный лордоз и расположенные выше изгибы. В дошкольном и младшем школьном возрасте осанка имеет еще неустойчивый характер. В период вторичного вытягивания, когда резко усиливается рост тела ребенка в длину, характерно неравномерное усиленное развитие костей, суставов, связок и мышц ребенка (диссоциация). Эта диссоциация уменьшается по мере снижения темпов роста ребенка, так как к его окончанию осанка человека стабилизируется.
|
Нормальная осанка
Нормальная осанка характеризуется симметричным расположением частей тела относительно позвоночника. При осмотре человека, имеющего нормальную осанку, определяется вертикальное положение головы, когда подбородок слегка приподнят, а линия, соединяющая нижний край орбиты и козелок уха горизонтальна. Линия надплечий тоже горизонтальна. Грудная клетка при осмотре спереди и сзади не имеет западений и выпячиваний и симметрична относительно средней линии. Точно также при нормальной осанке симметричен живот, брюшная стенка вертикальна, пупок находится на средней линии, лопатки прижаты к туловищу.
При осмотре сбоку нормальная осанка характеризуется несколько приподнятой грудной клеткой и подтянутым животом, прямыми нижними конечностями, наличием умеренно выраженных физиологических изгибов позвоночника. Угол наклона таза в пределах 35 - 55 градусов.
Дефекты осанки
Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата. Условия окружающей среды, а также функциональное состояние мускулатуры могут повлиять на осанку ребенка. Порочное положение тела при различных позах принимает характер нового динамического стереотипа, и таким образом неправильная осанка закрепляется.
|
Рис. 14. Форма позвоночника в норме и при искривлениях. А - нормальное положение (вид сзади); Б - сколиоз; В - нормальное положение (вид сбоку); Г - поясничный лордоз; Д - грудной кифоз. |
- Различают следующие нарушения осанки:
- сутуловатость - увеличение грудного кифоза и уменьшение поясничного лордоза
- круглая спина - увеличение грудного кифоза с почти полным отсутствием поясничного лордоза (как правило, ребенок стоит с согнутыми в коленных суставах ногами)
- кругло-вогнутая спина - все изгибы позвоночника увеличены, увеличен угол наклона таза, колени максимально разогнуты
- плоская спина - уплощение поясничного лордоза, наклон таза уменьшен, лопатки - крыловидны
- плоско-вогнутая спина - уменьшение спинного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе
Нарушение осанки во фронтальной плоскости называется асимметричной осанкой. При этом имеется выраженная асимметрия между правой и левой половиной туловища.
Рис. 15. Факторы, способствующие нарушению осанки и значение тренировки мышц для ее сохранения. |
Нарушение осанки, помимо значительного косметического дефекта, нередко сопровождается расстройствами деятельности внутренних органов, быстрым наступлением утомления, а нередко и головными болями.
Коррекция осанки
Для исправления дефектов осанки необходимо принятие мер, способствующих улучшению физического развития, а также целенаправленное использование средств физического воспитания. К задачам такого воспитания относят следующие:
- улучшение и нормализация нервных процессов, повышение неспецифической сопротивляемости детского организма
- активизация общих и местных обменных процессов
- выработка достаточной силовой и общей выносливости мышц туловища
- исправление имеющегося дефекта осанки
- формирование и закрепление правильной осанки
Формирование нового, правильного стереотипа осанки и ликвидация порочных условий рефлексов требует особенно строгого подхода к организации занятий по физвоспитанию.
Исправление дефектов осанки достигается с помощью специальных упражнений. Их применение дает возможность изменить и нормализовать угол наклона таза, нормализовать нарушенные физиологические изгибы позвоночника, а также положение головы, укрепить мышцы брюшного пресса.
Эффективность применения специальных упражнений во многом зависит от исходных положений. Наиболее выгодным из них являются такие, при которых возможна максимальная разгрузка позвоночника по оси и исключается влияние на тонус мышц угла наклона таза. К таковым относятся положение лежа на спине, животе, стоя в упоре на коленях и на четвереньках.
При асимметричной осанке основную роль играют симметричные упражнения. Для сохранения срединного положения тела, более ослабленные мышцы тела на стороне отклонения позвоночника во время выполнения упражнения работают с большей нагрузкой, чем более сильные мышцы.
При дефектах осанки в сагиттальной плоскости используются следующие специальные упражнения: при увеличении угла наклона таза упражнение, способствующее укреплению мышц задней поверхности бедер, межпоперечных мышц поясницы.
Крыловидные лопатки и приведенные вперед плечи могут быть исправлены при помощи упражнений с динамической и статической нагрузкой на трапецевидные и ромбовидные мышцы, а также на растягивание грудных мышц.
Рис. 16. Определение правильности осанки. |
Выстояние живота устраняется упражнениями для мышц брюшного пресса, осуществляемыми преимущественно из исходного положения лежа на спине.
Одновременно с упражнениями для мышц формируется навык правильной осанки. Он вырабатывается на базе мышечно-суставного чувства, позволяющего создать нужное положение определенных частей тела. После объяснений, необходимых для представления о правильной осанке, и показа ее приступают к выработке соответствующих такой осанке мышечно-суставных ощущений. Для этого используют тренировки перед зеркалом, взаимоконтроль, осуществляемый занимающимися друг за другом, принятие правильной санки с исправлением ее дефектов у стены, когда мышечно-суставным ощущениям прибавляются тактильные, исправление дефектов осанки по указанию инструктора лечебной физкультуры. Выработка и закрепление навыка правильной осанки происходят также во время выполнения различных общеразвивающих упражнений, при которых обязательно сохраняется правильное положение таза, а также упражнений в равновесии и на координацию. Широко используются игры с правилами, предусматривающими соблюдение хорошей осанки.