Фигуры речи (стилистические фигуры, приемы речи) – особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность




Антитеза – стилистический прием, который состоит в резком противопоставлении понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста. Антитеза — стилистическая фигура контраста, сопоставление, противопоставление противоположных понятий. Она помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления. Служит способом выражения авторского взгляда на описываемые явления, образы и т.д.

Глупый осудит, а умный рассудит. Как медлит время, когда мы спешим, и как оно спешит, когда мы медлим.

Инверсия – обратный порядок слов в предложении. При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное – после него, дополнение после управляющего слова, обстоятельство образа действия – перед глаголом: Современная молодежь быстро поняла ложность этой истины. А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами в целях усиления выразительности, введение дополнительных оттенков смысла. Это сильное выразительное средство, употребляемое в эмоциональной, взволнованной речи: Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам беречь! Вывели лошадей. Не понравились они мне. Зимы ждала природа.

Градация – стилистическая фигура («лесенка» близких по смыслу слов), заключающаяся в последовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи: Ради своего ребенка, ради семьи, ради народа, ради человечества – берегите мир! Не жалею, не зову, не плачу. Звериный, чужой, неприглядный мир.

Оксюморон – сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление. Это соединение логически несовместимых понятий, резко противоречащих по смыслу и взаимно исключающих друг друга. Этот прием настраивает читателя на восприятие противоречивых, сложных явлений, нередко – борьбы противоположностей. Чаще всего оксюморон передает отношение автора к предмету или явлению, либо придает ироническую окраску: Грустное веселье продолжалось. Убогая роскошь наряда. Звонкая тишина. «Горячий снег».

Парцелляция – прием расчленения предложения на части или даже на отдельные слова. Ее цель – придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения: Поэт внезапно встал. Побледнел. Он пришёл домой поздно вечером. Один. Когда все перестали его ждать. Река ошалела от весеннего напора воды. Клокотала. Бурлила. Требовала простора. На дворе осень. Поздняя.

Лексический повтор – сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью усилить значение этого образа, понятия. Пушкин был страдалец, страдалецв полном смысле этого слова.Ветер, ветер на всём белом свете. Роман классический, старинный, отменно длинный, длинный, длинный.

Анафора, или единоначатие – это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения. Используется для усиления высказанной мысли, образа, явления: Как рассказать о красоте неба? Как поведать о чувствах, переполняющих душу в этот момент? Клянусь я первым днём творенья, клянусь его последним днём.

Не та стала Россия, не та Москва, не те стали мы с вами.

Эпифора – одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия и т.д.: я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя. Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник. Почему именно титулярный советник?

Риторические вопросы и риторические восклицания – особое средство создания эмоциональности речи, выражения авторской позиции. Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто в минуту гнева не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Какое лето, что за лето? Да это просто колдовство! Риторический вопрос — вопрос, в котором содержится утверждение: Кто же не радовался солнечному лучу? Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?

Риторическое восклицание используется для демонстрации высшей точки концентрации чувств: О времена, о нравы!

Да здравствует Солнце, да скроется тьма!

Риторическое обращение - используется для того, чтобы назвать того, к кому обращаются с речью, привлечь внимание собеседника, а также выразить отношение говорящего к собеседнику. Риторическое обращение — выделение важных смысловых позиций, идей: Не шуми, осина, не пыли, дорога. Пусть несётся песня к милой до порога. Голова ты моя удалая, до чего ж ты меня довела!

Эллипсис — пропуск какого-либо члена предложения, чаще сказуемого, в стилистических целях: Тёркин мой — к огню поближе. Я за свечку, свечка — в печку.

Вопросно-ответные конструкции (вопросно-ответная форма изложения) - неполные предложения, образующие диалогическое единство; из разговорной речи проникают в художественную и публицистическую речь:

- Какие новости? - спросил офицер.

- Хорошие!

Синтаксический параллелизм — сходное расположение элементов, одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. С его помощью автор стремиться выделить, подчеркнуть высказанную мысль: Ямщик свистнул, лошади поскакали, колокольчик загремел. Книга — хранилище знаний. Книга — вместилище всего великого опыта человечества. Книга — неистощимый источник эстетических раздумий. Мать – это чудо земное. Мать – это слово святое.

Многосоюзие – риторическая фигура, состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов для логического и эмоционального выделения перечисляемых понятий, подчеркивается роль каждого.: И гром не грянул, и небо не обрушилось на землю, и реки не разлились от такого горя!

Цитирование - цитатыиз других произведений помогают автору доказать какой-либо тезис, положение статьи, показать его пристрастия и интересы, делают речь более эмоциональной, выразительной: А.С. Пушкина, «как на первую любовь», не забудет не только «России сердце», но и мировая культура.

4. Синтаксические средства выразительности:

Восклицательные предложения выражают эмоциональное отношения автора к описываемому (гнев, иронию, сожаление, радость, восхищение): Безобразное отношение! Как можно беречь счастье! Восклицательные предложения выражают также побуждение к действию: Сбережем свою душу как святыню!

Односоставные, неполные предложения делают авторскую речь более выразительной, эмоциональной, усиливают эмоциональный пафос текста: Джоконда. Лепет людской. Шепот. Шорох платьев. Тихие шаги… Ни одного мазка, - слышу я слова. – Нет мазков. Как живая.

Водные слова используются для того, чтобы выразить уверенность (конечно), неуверенность (возможно), различные чувства (к счастью), источник высказывания (по словам), порядок явлений (во-первых), оценка (мягко говоря), для привлечения внимания (знаешь, понимаешь, послушай)

Однородные члены предложения – их использование помогает охарактеризовать предмет (по цвету, форме, качеству…), акцентировать внимание на каком-то моменте

Слова-предложения – Да! А как же! Конечно! Используются в разговорной речи, выражают сильные чувства побуждения.

Обособление – используется для того, чтобы выделить или уточнить часть высказывания. У забора, у самой калитки.

*5. Фонетические средства (фоника): звукопись

Аллитерация — повторение согласных; усиливает образность, выразительность речи, её смысловую сторону: Город грабил, грёб, грабастал.

Ассонанс — повторение гласных; усиливает образность, выразительность речи, её смысловую сторону: Скучно нам слушать осеннюю вьюгу.

Звукоподражание — слово, передающее звуковое впечатление явления, предмета; имеет иллюстративный характер:

Мяуканье, хихиканье, тараторить, дребезжать. Вот дождик вкрадчиво прокрапал.

Формы речи

монолог – речь одного человека

диалог – речь двух или нескольких человек (оформляется чаще как диалог – реплики, реже как прямая речь)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: