Тема. Основы педагогики. Структура педагогической науки




Литература:

1.Пидкасистый П.И. Педагогика, с. 20 -26, 27 – 31.

2.Подласый И.П. Педагогика, с. 37 – 40, 24 – 32, 32 -36.

3.Анисимов В.В. Общие основы педагогики, с. 11 – 25.

 

Задание:

1. Самостоятельная проработка учебной и специальной литературы.

2. Прочитать материал темы и законспектировать. (Подробнее задание смотрите у каждого вопроса.)

3. Выучить основные понятия.

4. Дочитайте до конца… там… сюрпризик…

 

Материал прилагается ниже.

 

 

Форма отчетности: Результаты работы в виде фото отчета (читаемого!) отправить Морозовой Л.А.

 

в VK или l.a.morozova@sgpk.net (лучше Контакт, т.к. почтовый ящик СГПК редактируется).

1. Задачи педагогики. (Прочитать, выписать главную задачу и задачи педагогики).

Главной задачей педагогики как науки является накопление и систематизация знаний о воспитании человека. Знания фик­сируются в понятиях, определениях, общих абстрагированных положениях, закономерностях и законах. Поэтому педагогика — наука о законах и закономерностях воспитания. Ее функция — познавать причины и следствия различным образом организован­ного воспитания, развития, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей. Теория вооружает пе­дагогов-практиков профессиональными знаниями об особенно­стях воспитательных процессов людей различных возрастных групп, социальных образований, умениями прогнозировать, про­ектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в различных условиях, оценивать его эффективность.

Несмотря на то, что педагогика занимается «вечными» проблемами, ее предмет конкретен: это воспитательная дея­тельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учрежде­ниях, социальных институтах, семье. Педагогика рассматри­вается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем вос­питания, образования, обучения. Педагогика выполняет соци­альный заказ. От ее успехов и неудач зависит, какими людь­ми будет пополняться общество, насколько быстро или мед­ленно оно будет развиваться.

Итак, педагогическая наука занимается решением следующих задач:

1. Изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности, педагогического процесса.

2. Определение целей образования и воспитания.

3. Разработка содержания воспитания, обучения, развития; совершенствование методов, форм, средств обучения и воспитания, а значит: разработка педагогических систем и технологий реализации целей.

4. Внедрение результатов педагогических исследований в практику; прогнозирование образования на будущее.

2. Методологические основы педагогики. (законспектировать)

Педагогика как наука выделилась из философии и поэтому сохранила с ней самую тесную связь. Философия, как более общая наука, служит методологической базой, основой для педагогической науки.

Для отечественной педагогики методологической основой до сих пор является материалистическая философия, именно её положениями руководствуется педагогика при организации научных исследований и педагогической практики.

В последнее время материалистическая философия подвергается критике, особенно ее закон борьбы противоположностей. Так казанский профессор Таланчук Н.М. считает, что педагогический процесс должен строиться не на законе борьбы противоположностей, а на законах гармонии (синергитизма). Он разработал новую педагогику – неопедагогику.

 

3.Источники развития педагогики: (списать)

многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике;

философские, общество­ведческие, педагогические и психологические труды;

текущая мировая и отечественная практика воспитания;

данные специ­ально организованных педагогических исследований;

опыт пе­дагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи, новые подходы, технологии воспитания в современных быстроизменяющихся условиях.

4.Структура педагогической науки (сделать КРАТКИЙ конспект)

Общественный прогресс сопровождается накоплением знаний, расширением запасов интеллектуального бо­гатства во всех областях человеческой деятельности. Не составляет исключения и область образования. По мере роста запасов новых знаний, расширения сфер проникно­вения научной мысли в реальную жизнь происходит рас­ширение отраслей педагогики. Возникают новые отрасли теоретических и прикладных данных, фундаментальных представлений о закономерностях в новых областях педа­гогики, образования, воспитания, управления их структу­рами, что приводит к тому, что формируются и получают признание новые отрасли наук об образовании. Среди от­раслей педагогики есть совсем "молодые". Ряд отраслей науки о воспитании имеют многовековую историческую давность. Такое развитие педагогики естественно привело к тому, что ее уже определяют как систему наук о воспитании и образовании детей и взрослых.

В общепринятый перечень научных дисциплин, со­ставляющих структуру педагогики, в настоящее время принято включать довольно значительное их число. В це­лом эта структура выглядит следующим образом.

Ясельная педагогика изучает закономерности и усло­вия воспитания детей младенческого возраста. По своему возрасту это сравнительно молодая отрасль педагогики. Однако ее вес по мере проникновения научной мысли в секреты направленного влияния на ум, здоровье, эмоцио­нальную, социальную сферы формирования ребенка стре­мительно увеличивается. Характерной особенностью ясельной педагогики является ее взаимодействие с други­ми отраслями знаний: психологией, физиологией, меди­циной.

Дошкольная педагогика представляет собою науку о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. В настоящее время существуют от­расли дидактики дошкольного образования, теория и ме­тодика воспитания дошкольников, международные стан­дарты предшкольного развития ребенка, теория и практи­ка профессиональной подготовки специалистов по до­школьному воспитанию и образованию. Разрабатываются теоретические основы и технологии воспитания дошколь­ников в государственных, частных, негосударственных учебно-воспитательных учреждениях и в условиях одно, дву- и многодетных, полных, неполных семей.

Педагогика школы относится к самым богатым и раз­витым отраслям науки о воспитании. Тысячелетия ее су­ществования в мировой истории позволили накопить не­сметные ценности опыта руководства развитием, форми­рованием подрастающих поколений в различных социаль­но-экономических условиях. Исследования образователь­ных моделей различных цивилизаций, формаций, госу­дарств, идеологии, политических устройств дают поучи­тельные уроки школьного дела, его влияния на социаль­ный прогресс. Школьная педагогика как наука является базой для построения вузовской педагогики, которая вы­ступает основой формирования учительского и преподава­тельского профессионализма.

Педагогика профессионально-технического образования представляет собой отрасль науки, предметом которой яв­ляются закономерности подготовки рабочих высокой ква­лификации. Ее возникновение связано с потребностями Практики бывшего СССР в обучении молодежи рабочим Профессиям. Не исключено, что в будущем отечественная система Образования по мере потребностей вновь обратится к ним.

Педагогика среднего специального образования как са­мостоятельная отрасль науки находится на стадии становления. Ее теоретический фонд в настоящее время развивается за счет заимствования, адаптации научных и Прикладных положений школьной и вузовской педагогики. Наблюдаются факты активизации научных исследований на стыке среднего и высшего профессионального образования. В связи с развитием комплексов по вертикали "педколледж-педвуз" интегрируются силы ученых, разрабатывающих теорию и практику профессиональной подготовки кадров на границе среднего и высшего уров­ней специального образования.

Педагогика высшей шкоды в системе педагогических наук занимает особое место. Ее развитие обусловлено несколькими факторами. Среди них — фактор научного потенциала. Будущих специалистов обучают представите­ли высшей квалификации: доктора наук, профессора, ака­демики, авторы научных теорий, разработчики концеп­ций, создатели инновационных технологий в своих специ­альных областях. Однако многие из них участвуют в соз­дании новых дидактических конструкций высшего образо­вания, разрабатывают оригинальные методики обучения студентов. Нередко эти инновационные разработки орга­низуются при участии студентов. Многие дидактические разработки, выполненные для нужд вузовского обучения, создаются в двух версиях: вузовской и школьной. В итоге методика университетского, институтского познавательно­го труда переносится в школу и оказывается средством обновления школьного учебного процесса.

Вторая специфическая особенность педагогики выс­шей школы состоит в ее преемственности со школьной педагогикой. Многие теоретические истины обучения и воспитания будущих специалистов в различных областях материального и духовного производства, обслуживания отражают законы преемственности общего и профессио­нального образования. Общепризнано, что педагогика школы как наиболее развитая область научного знания есть источник обогащения других ветвей наук о воспита­нии.

Среди современных научных проблем, которые ждут своей разработки, к числу актуальных относят создание технологий сочетания традиционных форм фронтального обучения с новыми — субъектно-ориентированными. Ина­че говоря, приспособленным к специфике личности сту­дента, его свободному выбору уровня высшего образова­ния (бакалавр, магистр), довузовскому опыту, набору пе­дагогически профессионально значимых личностных ка­честв. Переход от нивелирующей системы обучения учи­теля к "поштучному" формированию педагога-про­фессионала, вероятно, приведет к замене стиля взаимоотношений преподаватель-студент. Это будет не то, что А.С. Макаренко называл "разрозненной возней с каждым в отдельности", а обучение студента в вузе по его собствен­ной программе формирования своего педагогического про­фессионализма (инженерного, медицинского, экономическо­го, военного и т.д.).

Производственная педагогика изучает закономерности обучения работающих, переориентации их на новые сред­ства производства, повышения их квалификации, пере­учивание на новые профессии. Необходимость научных разработок в этой области педагогики предопределяется объективными законами развития как материального, так и духовного производства. Неодолимое действие объек­тивного закона перемены труда превращает в неизбеж­ность постоянное, непрерывное образование людей, заня­тых в любой сфере производства, теоретические и при­кладные результаты исследований в данной области на­прямую связаны с производственным прогрессом. Наука обеспечивает теоретическими обоснованиями и разработ­кой дидактических средств огромную сеть институтов, центров, курсов переподготовки кадров, повышения их квалификации.

Военная педагогика вскрывает закономерности, осу­ществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих всех рангов. Элементы военной педагогики встречаются в общеобразовательных школах и в системе вузовского образования. Основное приложение педагоги­ческие открытия и разработки находят в военных учебных заведениях и частях Вооруженных Сил, где молодежь осваивает воинские специальности.

Социальная педагогика содержит теоретические и при­кладные разработки в области внешкольного образования и воспитания детей и взрослых. В последнее время укореняется понятие "второго образования", которое дают многопрофильные образовательно-воспитательные учреждения. В клубах, на станциях юных техников, в домах на­много творчества, на спортивных базах, в студиях музыкального и театрального искусства дети и молодежь находят возможность удовлетворять свои творческие потребности, вовлекаться в полезные формы досуга, получать необходимые, в том числе и профессиональные, знания. Благодаря научным исследованиям внешкольная система занятости детей и взрослых получает возможность эффек­тивного развития, превращается в источник повышения культуры общества.

Педагогика третьего возраста разрабатывает систему образования, развития людей пенсионного возраста. Педагогика третьего возраста находится в стадии становления. Многие педагогические разработки для создания оптимальной реализации опыта пожилых людей, их нормального, здорового режима жизнедеятель­ности ведутся на границах медицины и такой специфи­ческой отрасли знаний, как геронтология. По данным со­циально-психологических и демографических исследова­ний, благодаря внедрению педагогических разработок, от­носящихся к третьему возрасту, общество предупреждает потерю огромного интеллектуального потенциала и сни­мает страх людей перед неизбежностью утраты активной роли в жизни общества.

Исправительно-трудовая педагогика содержит теорети­ческие обоснования и разработки практики перевоспита­ния лиц, находящихся в заключении за совершенные пре­ступления. Другое ее название — "педагогика пенитенци­арных учреждений". Существует детская и взрослая отрас­ли наук по перевоспитанию людей, отбывающих наказа­ние за совершенные преступления. По мере появления новых разновидностей преступлений расширяется поле научных поисков в области исправления антисоциальных форм поведения детей и взрослых. Исправительно-трудовая педагогика взаимосвязана с юриспруденцией и правоведением.

Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспи­тательных систем в различных странах путем сопоставле­ния и нахождения сходств и различий. Поиски общего и специфического в образовательных системах у различных народов позволяют находить, давать научное толкование образовательным традициям, системам, обогащать нацио­нальную педагогическую культуру за счет международного опыта.

Специальные педагогические науки: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика разрабатывают теоретические основы, принципы, методы, формы и сред­ства воспитания и образования детей и взрослых, имею­щих отклонения в физическом развитии. Системы воспи­тания и образования лиц без зрения, слуха и с наруше­ниями в развитии мышления строятся в отечественной и мировой практике в соответствии с глубокими и всесто­ронними исследованиями физиологических, психологиче­ских механизмов связи детей и взрослых с окружающим миром, компенсаторными способностями человеческого организма в общении со средой. Интенсивность научных разработок в этих отраслях педагогики предопределяется масштабами рождения детей с аномальным развитием.

Лечебная педагогика сравнительно новая отрасль педа­гогики. Развивается она на границе с медициной. Основ­ным предметом ее является система образовательно-вос­питательной деятельности педагогов с хворающими, недо­могающими и больными школьниками. В связи с ростом болезней среди школьников возникает проблема разработ­ки щадящих воспитательно-образовательных конструкций. Обучение и лечение в их, оптимальном сочетании требуют межнаучных теоретических обоснований, методических разработок. Возникает интегрированная медико-педагоги­ческая наука. Наиболее перспективным решением в дан­ной области считается двойное образование как ученых, так и практиков: медицинское и педагогическое.

История педагогики известна как наука о закономер­ностях функционирования и развития воспитания, образо­вания, обучения в прошлом. Историко-педагогические ис­следования неразрывно связаны с исследованиями по гражданской истории, этнографии, этнологии, археологии. Поиски ученых в области истории образования и воспита­ния согласованы с известными общими периодизациями развития человечества, где выделяются эпохи первобытного, рабовладельческого, феодального, капиталистического, социалистического, постсоциалистического развития общества. В истории педагогики условно выделяются пе­риоды древней, средневековой, новой и новейшей истории образования. Такое согласование объясняется принадлежностью истории педагогики к истории материаль­ной и духовной культуры в общественном прогрессе.

Одной из современных проблем истории педагогики является ее идеологическая независимость. С этой точки зрения, оценка образовательных парадигм дореволюци­онной России, советской системы образования с ее плюсами и минусами, современного состояния российско­го образования и науки о нем требуют от исследователей полной беспристрастности, объективности, честности. Основным критерием оценки образования принято счи­тать ответ на вопрос, когда условия воспитания и развития детей были и являются наиболее благоприятными, а госу­дарство не жалеет сил и средств для поддержки образова­ния на высоком уровне. И здесь уместно указать на то, что в мире существует специальная отрасль — экономика об­разования. Теоретические разработки, прикладные модели экономического обеспечения прогресса образования носят интернациональный характер. В ЮНЕСКО разработаны международные стандарты расходов на образование. По ним относят отдельные государства к развитым, разви­вающимся и группе государств "третьего мира".

В последние годы все больше набирает темпы в своем развитии так называемая философия образования, хотя на сегодняшний день нет четкого определения объекта и предмета данной отрасли знания как составного компо­нента структуры педагогической науки.

В систему педагогических наук входят многочисленные методики обучения школьников и студентов различным дисциплинам: методики преподавания языка, литературы, истории, физики, математики, химии, биологии и всех иных учебных предметов. Здесь содержатся специфиче­ские частные закономерности управления развитием мышления учащихся. Исследователи методик преподава­ния обогащают науку не только узкими предметными ис­тинами обучения конкретной дисциплине, воспитания ее средствами. Накопляемые ими знания приобретают надпредметный вес и расширяют арсенал общей теории образо­вания — дидактики.

Таков состав педагогических наук, отражающих со­временное состояние педагогической мысли России.

5.Связь педагогической науки с другими науками (сделать КРАТКИЙ конспект)

Педагогическая отрасль человеческих знаний не развивается изолированно от других наук о человеке. Успехи ученых в разработке педагогических иннова­ций чаще всего достигаются в результате межнаучного подхода к объектам исследований. Именно на стыке педагогической науки с другими науками о человеке чаще всего происходят открытия. Изоляция педагоги­ки от других наук — причина низкой эффективности ее разработок, неубедительности практических реко­мендаций и предписаний. История науки свидетель­ствует о том, что педагогическая мысль первоначально развивалась в русле общефилософских знаний. Идеи образования и воспитания отражались в религиозных догматах, учении о государстве, законодательных уло­жениях, литературных произведениях прошлого.

По мере углубления и расширения научных знаний наступал период дифференциации наук, оформление педагогики в самостоятельную отрасль отражения ре­альной действительности. Дальше, как мы увидели ра­нее, происходила внутринаучная дифференциация и оформление множества самостоятельных педагогиче­ских наук, образование их системы. Наконец, как сви­детельствует науковедение, наступает период межна­учного синтеза. Таковы общие тенденции развития наук о человеке и природе. Рассмотрим современное представление о межнаучных связях педагогики и представим их в кратком изложении.

Педагогика органически связана с психологией. Между ними существует несколько узлов свя­зи. Главный из них - предмет этих наук. Психология изучает законы развития психики человека. Педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Воспитание детей и взрослых есть не что иное, как це­ленаправленное изменение этой психики (мышления, деятельности). Следовательно, оно не может осущестляться специалистами, не владеющими психологиче­скими знаниями. Второй узел связи двух наук - пока­затели и критерии обученности и воспитанности лич­ности. Степень продвинутости знаний школьников регистрируется по изменениям памяти, запасов зна­ний, оперативным способностям использовать знания в практических целях, владению приемами когни­тивной деятельности, скорости воспроизведения зна­ний, владению терминологией, навыками переноса знаний в нестандартные ситуации, приемами предмет­ной эвристики и многим другим показателям. Воспи­танность же фиксируется в мотивированных поступ­ках, системе сознательного и импульсивного поведе­ния, стереотипах, навыках деятельности и суждений. Все это означает, что симптомами достижений в образовательно-воспитательной работе взрослых с детьми выступают сдвиги в психике, в мышлении и поведении учащихся. Иначе говоря, результаты педагогической деятельности диагностируются по изменениям психологических характеристик воспитуемых.

Межнаучные коммуникации двух отраслей знания имеют место, далее, и в методах исследований педагогики и психологии. Многие инструменты психологического на­учного поиска с успехом служат решению педагогических исследовательских задач (психометрия, парное сравнение, рейтинг, психологические тесты и др.). Базовые понятия психологии, оказавшись в педагогической лексике, рас­ширяют научно-педагогическую лингвистику и позволяют преодолеть барьеры между педагогическим и психологиче­ским языковым отражением явлений образования и вос­питания.

Своеобразным мостом между двумя науками выступа­ет педагогическая и возрастная психология, психология профессиональной педагогической деятельности, психоло­гия управления педагогическими системами и многих психологических исследований других областей образова­ния.

Педагогика тесно, органически связана с физио­логией. Будучи наукой о жизнедеятельности целостно­го организма и его отдельных частей, функциональных систем, физиология раскрывает картину материально-энергетического развития ребенка. Особенно важными для понимания механизмов управления физическим и психи­ческим развитием школьника являются закономерности функционирования высшей нервной деятельности. А тео­рия функциональных систем П.К. Анохина раскрывает учителю и самому воспитуемому природу процессов по­знания и социализации. Знание учителем физиологиче­ских процессов развития младшего школьника и подростка, старшеклассника и самого себя ведет к глубокому про­никновению в секреты воспитательного влияния среды и методик, предупреждает от рискованных, ошибочных ре­шений в организации педагогического труда, определении нагрузок, в предъявлении выполнимых требований к уча­щимся и себе.

Многообразны взаимосвязи педагогики с социо­логией. Будучи наукой об обществе как целостной си­стеме, об отдельных составляющих ее компонентах, о процессах функционирования и развития общества, со­циология в сферу своего анализа, теоретического, при­кладного рассмотрения захватывает и область образова­ния, воспитания, науку о них. В структуре социологиче­ского отражения действительности развиваются и такие специальные ветви, как, например, социология образова­ния, воспитания, социология студенчества, социология города, деревни, здоровья и т.д.

Результаты социологических исследований обогащают науку об образовании и позволяют оценивать педагогиче­ские явления в ракурсе другой науки. Например, по дан­ным социологических исследований в числе отсеи­вающихся школьников, т.е. недобирающих образование, оказываются чаще представители мужского пола. А это негативно сказывается впоследствии на морали, техни­ческом прогрессе, обороноспособности общества. Еще один пример. Снижение уровня обязательного образова­ния со среднего на неполное среднее в России привело, по данным социологов, к многократному увеличению пра­вонарушений, безнадзорности, дезорганизованности жиз­ни несовершеннолетних, оказавшихся вне школы и вне производства. Эти и множество других социологических Исследований информируют специалистов образователь­ной деятельности о состоянии системы в социально-экономической и духовной, правовой и демографической среде.

Многие педагогические явления получают, благо­даря двунаучному теоретическому осмыслению при со­вместной работе ученых-педагогов и социологов, це­лостное отображение. Недаром говорится, что су­ществует два типа педагогического мышления: п л о с к о е и о б ъ е м н о е. Плоским оно оказывается у того, кто оперирует только педагогическими поня­тиями. Объемным - у тех, кто педагогические явления отражает с точек зрения разных наук. Лень школьника, по мнению педагога, — следствие его не­дисциплинированности, несобранности, слабоволия, запущенности. С точки зрения медицины, лень может выступать защитной реакцией организма в ситуациях опасности для здоровья. и психического развития школьника.

К числу наиболее продуктивных факторов прогресса педагогической науки следует отнести ее взаимосвязи с философией. В ней наука о воспитании находит прежде всего опорные методологические положения. Фи­лософские категории необходимости и случайности, об­щего, единичного и особенного; законы взаимосвязи и взаимозависимости, законы развития и его движущие си­лы, субъективный и объективный детерминизм педагоги­ческих явлений и многие другие. Способствуют развитию исследовательского мышления и такие разделы филосо­фии, как материалистическая диалектика и теория позна­ния (гносеология).

Существенные возможности развития педагоги­ческой науки содержатся в перспективах ее интегра­ции с отраслями медицинских наук. И не толь­ко тех, которые изучают "детские болезни". Нервные расстройства, инфекционные заболевания, болезни функциональной дезорганизации организма школьни­ков, токсикомания, наркомания — недуги, поражаю­щие детей школьного возраста, ставят перед педагоги­ческой наукой глобальную и весьма наукоемкую зада­чу — разработать специальную систему обучения и воспитания хворающих, недомогающих, больных школьников. Начало этому положено известным вра­чом-педагогом А.А. Дубровским, теоретиком и прак­тиком т.н. лечебной педагогики. Чтобы убедиться в остроте указанной глобальной задачи создания теории образования и воспитания хворающих детей, достаточно вспомнить свое школьное прошлое. Одинаковые требования учителей к здоровым и нездоровым уча­щимся приводят к конфликтам и страданиям послед­них. А дидактогенные неврозы, причиной которых оказываются переживания учебных неуспехов и нега­тивных отношений учителей и учащихся, особенно драматичны для самочувствия недомогающих детей и подростков.

Завершая обзор межнаучных связей педагогики, подчеркнем, что к числу ее партнеров в соответствую­щих условиях при исследовании определенных образо­вательно-воспитательных проблем относятся и многие другие науки: юриспруденция, экономика, демогра­фия, информатика, статистика, экология, этнография, этнология, история, технические науки.

 

6.Педагогическая наука и педагогическая практика (прочитать, понимать отличия)

В предисловии к своей книге «Человек как предмет воспита­ния», вышедшей в 1867 г., КД. Ушинский подчеркивает: «... Из сказанного вытекает уже само собой, что педагогика не есть со­брание положений науки, но только собрание правил воспитатель­ной деятельности»1. И далее: «Педагогика — не наука, а искус­ство: самое, обширное, сложное, самое высокое и самое необхо­димое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на на­уку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на мно­жество обширных и сложных наук; как искусство, оно, кроме знаний, требует способности и наклонности, и, как искусство же, оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне не достижимому: к идеалу совершенного человека»2.

Спустя сто лет накопившая знаний педагогика уже не со­глашалась с почетным местом в ряду искусств. Миллионы учи­телей успешно решали проблемы воспитания, все больше опи­раясь не на полет фантазии, а на научные разработки и рацио­нально обоснованные технологии. Это не могло не отразиться на определении педагогики, которая получила статус — наука и искусство. Такое определение согласовывалось с действи­тельностью и устраивало как ревнителей приоритета педагоги­ческого искусства, так и приверженцев строгой логики, рато­вавших за создание строгой, очищенной от неопределенностей педагогической теории.

Неизвестно, сколько могло бы существовать такое опреде­ление, если бы уже в наше время дотошные исследователи не поставили вопрос ребром — каково же соотношение науки и искусства в педагогике? Если пальма первенства остается за искусством, то педагогика — всего лишь собрание советов, правил и рекомендаций по осуществлению не поддающегося логике учебно-воспитательного процесса. Педагогика-наука должна содержать все компоненты строгой научной теории, выдвигая на первый план системный подход и логику позна­ния своего предмета объективными научными методами. Ее выводы должны иметь характер строго зафиксированных зави­симостей (закономерностей).

Сегодня уже никто не подвергает сомнению научный статус педагогики. Спор перешел в плоскость соотношения науки и педагогической практики. Слишком неоднозначными оказыва­ются реальные достижения воспитателей: в одном случае они обусловлены глубокими знаниями и умелым применением пе­дагогической теории, в другом — успех приносят высокое лич­ное мастерство учителя, искусство педагогического воздейст­вия, чутье и интуиция. В последние десятилетия особенно ост­ро ощущалась несогласованность между школьной практикой и педагогической наукой. Последней особенно доставалось за то, что она не снабжает практику прогрессивными рекоменда­циями, оторвана от жизни, не успевает за быстротекущими процессами. Учитель перестал верить науке, наметилось отчуждение практики от теории.

Вопрос очень серьезный. Похоже, мы стали забывать, что истинное мастерство учителя, высокое искусство воспитания о пирается на научные знания. Если бы кто-нибудь мог дости­гать высоких результатов без знания педагогической теории, это означало бы ненужность последней. Но так не бывает. Кое-какой мостик через ручей или простую хижину можно построить и без специальных инженерных знаний, но выстро­ить современные сооружения без них нельзя. Так и в педагогике. Чем более сложные задачи приходится решать воспитателю, тем выше должен быть уровень его педагогической культуры. Но развитие педагогической науки автоматически не обеспечивает качество воспитания. Необходимо, чтобы теория переплавлялась в практические технологии. Пока же сближение науки и практики идет недостаточно быстро: по оценкам специалистов, разрыв между теорией и практикой составляет 5—10 лет.

Педагогика быстро прогрессирует, оправдывая свое опреде­ление как самой диалектичной, изменчивой науки. В послед­ние десятилетия достигнуты ощутимые успехи в ряде ее облас­тей, прежде всего в разработке новых технологий обучения. Современные компьютеры, снабженные качественными обуча­ющими программами, успешно справляются с задачами управ­ления учебным процессом, позволяют достигать высоких ре­зультатов с меньшими затратами энергии и времени как педа­гогов, так и учащихся. Наметился прогресс и в создании более совершенных методик воспитания, технологий самообразова­ния и самовоспитания. В школьной практике используются новые научные разработки. Научно-производственные ком­плексы, авторские школы, экспериментальные площадки — все это заметные вехи на пути положительных перемен.

7.Поразмышляйте над нижеприведенными высказывания­ми. Какие из них вам кажутся наиболее убедительными и почему?

1. Воспитатель есть художник; школа — мастерская, где из куска мрамора возникает подобие божества.

К Д. Ушинский

2. Учитель должен быть свободным творцом, а не рабом чужой указки. Воспитание является искусством, а не ремес­лом, — в этом корень учительского дела.

Л.Н. Толстой

3. Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сооб­щена одним лицом другому, и поэтому лишь в виде извест­ных идей, т.е. в виде теоретической науки, может существо­вать педагогика.

П.П. Блонский

4. Педагогическая теория — абстракция. Ее практическое применение — всегда высокое искусство.

(Автор)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: