ГЛАВА I. ЭПОХА КАВАЛЕРИИ




СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ЭПОХА КАВАЛЕРИИ

ВОЙНА В ЖИЗНИ СРЕДНЕВЕКОВОГО ОБЩЕСТВА

КАВАЛЕРИЯ И КАВАЛЕРИСТЫ

ГЛАВА II. ЭВОЛЮЦИЯ ПЕХОТЫВ XIV - XV ВЕКАХ

ГЛАВА III. АРТИЛЛЕРИЯ

ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

 

Человеческая цивилизация вступила в эпоху, когда борьба за мир стала проблемой жизни и смерти сотен миллионов людей. В современной международной обстановке проблема войны и мира имеет особое теоретическое и практическое значение и знание истории военного дела, общих закономерностей возникновения и развития войн, их характера и т.д. весьма актуально.

Война в средние века - это не просто история военного дела, а история войны как важнейшего фактора жизни средневекового западноевропейского общества в самых разных ее проявлениях и последствиях - это и определило выбор темы дипломной работы.

Конечно, в одной работе невозможно охватить все аспекты проблемы «война в средние века», поэтому наша работа посвящена: во-первых, рассмотрению только XIV-XV столетий (хронологические рамки нашей дипломной работы), когда, наряду с традиционной конницей и пехотой, на полях сражений появляется огнестрельной оружие и происходит его дифференциация - в самостоятельные группы выделяются артиллерийские орудия и ручное огнестрельное оружие; во-вторых - географические рамки нашей работы ограничены в основном Францией, Англией, Германией и Италией - этими государствами распространения латинского христианства, тогда как византийский и мусульманский мир оставлены в стороне; в третьих - мы не рассматриваем войну на море, исследование которой было бы уместно в истории судостроения и флота.

Из всего комплекса вопросов, связанных со средневековыми войнами, мы остановили свой выбор на вооружении и воинском искусстве - освещение данного вопроса является главной целью нашей работы.

Методологической основой дипломной работы явились принципы исторического исследования: научность, объективность, рассмотрение и изучение любого явления и исторического события с учетом хронологии и конкретных исторических условий.

Начиная с последних лет XIII в. и до конца XV в., отечественные и зарубежные специалисты по истории войн и армий имеют в своем распоряжении все более и более значительную и разнообразную документацию (конечно, неравномерно распределенную в географическом отношении), которая позволяет им отвечать на все большее число вопросов и даже (по крайней мере, для некоторых регионов или избранных проблем) делать какие-то выводы количественного характера.

Это увеличение числа источников обнаруживается не только в сфере литературы: на самом деле героические эпосы XII-XIII вв. уделяют практике войны и воинской этике не меньше места, чем рыцарские романы, новеллы, фарсы и сказки следующего периода. Но нарративные источники XIV-XV вв., все чаще использующие народно-разговорный язык, уже дают достаточно точные и подробные сведения, позволяя более конкретно и полно представить себе ход некоего сражения, перипетии какой-либо осады, приключения такого-то воинского отряда, подвиги такого-то военачальника. Более того, появляются дидактические трактаты, посвященные искусству войны, воинской дисциплине, организации армий.

В качестве примера приведем трактат, который около 1327 г. Феодор Палеолог (1291-1338 гг.), второй сын византийского императора Андроника II и Виоланты-Ирины Монферратской, написал по-гречески, а потом перевел на латынь, причем последняя версия, в свою очередь, была переведена на французский язык Жаном де Винье в конце XIV в. для герцога Бургундского Филиппа Храброго под названием «Сведения и наставления для государя, каковой должен вести войны и править большими землями»; другой источник - «Древо сражений», своеобразный учебник по военному праву, написанный на основе трактата итальянского юриста Джованни ди Леньяно «О войне, о наказаниях и о поединке» (1360 г.), который бенедиктинец Оноре Бове, приор Селонне в епархии Амбрен и доктор канонического права, завершил в 1386-1387 гг. и посвятил юному Карлу VI; «Книга боевых и рыцарских деяний», написанная Кристиной Пизанской в 1410 г.; трактат середины XV в., сочиненный, возможно, Мерленом де Кордебефом, «о том, как бывают облачены воины королевства Франции, как пешие, так и конные»; трактат «Юноша», который Жан де Бюэй, «лев границ», как величает его Жорж Шатлен, написал (или велел написать) около 1460-1470 гг., чтобы подытожить свой долгий боевой опыт; «Беллифортис», где в начале XV в. Конрад Кизер описал военную технику своего времени и предложил несколько машин - плод своего воображения; и еще одна работа, испытавшая большое влияние давней традиции, восходящей к анонимному автору сочинения «О военном искусстве» IV в. н. э., - трактат «О машинах», который в 1449 г. написал Мариано ди Джакопо Таккола.

Сведения об этих источниках, как и фактический материал мы заимствовали из книги известного французского медиевиста Филиппа Контамина и, частично, из трактата известного флорентийца Н. Макиавелли. Автор исследует не только формы военных конфликтов, но и сопутствующие политические ситуации, эволюцию вооружения и представлений средневекового общества о войне. Издание изобилует подробностями, ранее не известными российскому читателю.

От этого периода сохранились также военные уставы и указы, иногда объединенные в настоящие своды: это «Устав наемных воинов» Флорентийской республики за 1369 г.; большой ордонанс, утвержденный Карлом V 13 января 1374 г. и считавшийся настолько важным, что в конце XV в. адмирал Луи Мале де Гравиль хранил его копию; военные ордонансы Карла Смелого, особенно тот, что был утвержден в церкви Санкт-Максимин в Трире в октябре 1473 г., и один экземпляр которого выдавался каждому капитану вместе с командирским жезлом; «Статуты, предписания и обычаи, каковые следует исполнять войску», утвержденные Ричардом II в Дареме 17 июля 1385 г. с «одобрения и согласия» Джона, герцога Ланкастера, сенешаля Англии, Томаса, графа Эссекса и Бекингема, коннетабля Англии, и Томаса де Маубрея, графа Ноттингема, маршала Англии, «Статуты и предписания, которые должны выполняться во время войны», утвержденные Генрихом V в 1419 г., существующие в латинском и английском вариантах; военный устав похода на гуситов, выработанный на Нюрнбергском рейхстаге 9-10 мая 1431 г., сохранился его французский перевод того времени; наконец, различные приказы и походные уставы, касающиеся действий войск швейцарских кантонов.

Известны и «экспертные оценки», такие, как адресованная Гильбером де Ланнуа в 1436 г. Филиппу Доброму или составленная за год до этого сэром Джоном Фастолфом специально для правительства Генриха VI; в Италии - «Руководство войском и его обучение» Орсо дельи Орсини, герцога Асколи и графа Нолы, составленное в 1447 г. специально для Альфонса I Арагонского Великолепного, «Мемуары» Диомеде Карафы, также верного слуги Арагонского дома (1478-1479 гг.), и небольшой трактат о войске, который Кьерегино Кьерикати в 1471 г. посвятил кардиналу Орсини. Очень содержательна и военная корреспонденция, например сохранившаяся переписка между Карлом VIII, Луи де Ла Тремуйем и разными капитанами во время бретонской кампании 1488 г.

Судебные архивы (во Франции - фонды парижского парламента и грамоты о помиловании, выданные королевской канцелярией) не только позволяют подсчитать количество мелких военных эпизодов и взглянуть на разные аспекты деятельности военных с точки зрения права и закона, но и дают точный социальный срез военного сословия. Даже в книгах записей нотариусов или письмоводителей есть перечни, завещания, акты о передачах, где сторонами-участниками являются воины.

Но, может быть, самая полезная и в то же время самая обширная документация - это финансовые архивы общественного и, реже, частного характера: бухгалтерские документы, составленные городскими, княжескими, королевскими властями. Эти документы дают возможность узнать о принципах набора армии, о численности личного состава и ее изменениях, о расходах; позволяют разглядеть не только командиров, но и простых солдат; увидеть, как решались проблемы индивидуальной и коллективной экипировки и снабжения продовольствие.

Сведения об этих источниках и фактический материал мы заимствовали из разных источников и научных комментариев к ним, например: «Поэзии трубадуров…», из «Хроник» Фруассара, сочинения Вобана и «Записок» Раймонда, из сочинения инженера Вобана и др.

«Хроники Франции, Англии, Шотландии и Испании» Фруассара из Валансьена освещают события с 1326 по 1399 гг. Произведение это тенденциозно, содержит ряд хронологических и иных неточностей. В «Хрониках» попеременно превалируют проанглийские и профранцузские симпатии автора. Воспевая рыцарей, их доблесть, «куртуазность», Фруассар, однако, замалчивает их отнюдь не положительные черты. Но в отличие от многих средневековых хронистов, Фруассар пытался всесторонне осветить причины того или иного события. Он подолгу прислуживал при дворах крупных феодалов (графа де Фуа и др.) и досконально изучил быт рыцарства, его обычаи и идеологию. Несмотря на все недостатки, труд Фруассара очень ценен для нашей темы.

Собирая материал по теме дипломной работы, нам пришлось основательно поработать над выявлением фрагментарно «рассеянных» сведений источников, которые приводятся и цитируются в исторических исследованиях отечественных (советских) и французских ученых.

Письменной документацией дело не ограничивается. Значение имеют и неписьменные источники. Важные результаты порой дают раскопки на полях сражений: так, в Алжубарроте (Португалия) обнаружены ямы, расположенные рядами или в шахматном порядке, которые, как предполагается, были вырыты в 1385 г. английскими лучниками Джона Гонта, возможно, для того, чтобы вбить колья и таким образом останавливать атаки кастильской кавалерии; обследование ям, куда были сброшены погибшие в битве при Висби (остров Готланд) в 1361 г., позволило археологам, с одной стороны, оценить размеры людских потерь, а с другой - произвести полное научное исследование оборонительного вооружения. До нашего времени сохранилось немало городских стен, замков, цитаделей, укрепленных церквей, фортов, домов-крепостей, возведенных или перестроенных в конце средних веков: стены Авиньона, Йорка, Ротенбурга и Нордлингена, замки Венсенн, Фужер, Сальс, Карлштейн и Тараскон... Кроме того, из раскопок, из бережно сохраненных боевых трофеев (например, захваченных войсками швейцарских кантонов у Карла Смелого) или из даров по обету, принесенных тому или иному храму, но прежде всего - из бывших императорских, королевских, княжеских собраний и коллекций сеньоров в довольно большом количестве до нас дошли шлемы, латы, щиты, части конских доспехов, мечи и различное древковое оружие, наконечники стрел, арбалеты и даже знамена. Сегодня все это в основном хранится в различных музеях: в Арсенале в Тауэре и собрании Уоллеса в Лондоне, Музее армии в Париже, музее Порт де Аль в Брюсселе, замке Святого Ангела в Риме, музее Штибберта во Флоренции, музее Армерия реале в Турине, музее Реаль армерия в Мадриде, коллекции замка Амбрас в Тироле, в Эрмитаже (СПб). Также нужно отметить, что львиная доля сохранившегося оружия появилась после 1450 г. и характеризуется исключительно высоким техническим уровнем и художественным качеством, поэтому не дает полного представления об оружии, действительно использовавшемся простыми воинами на поле боя.

Кроме того, в Европе сохранились десятки артиллерийских орудий всех размеров и калибров, а также несколько ядер и лафетов.

Не менее богата иконография: сколько батальных сцен и изображений воинов на фресках, в станковой живописи, на миниатюрах, рисунках, гравюрах на дереве и меди, в изваяниях, особенно надгробных, ковчегах, статуях святых воинов, на витражах, изделиях из слоновой кости, рельефах, печатях и даже на монетах и медалях.

Несомненно, можно сказать, что это обилие источников (многие из которых, к сожалению, не переведены на русский язык) относится не только к войне, но и ко всем областям человеческой деятельности; тем не менее, величайшая популярность военной тематики в широком смысле в искусстве средневековья сама по себе показательна: трактаты о военном искусстве в XIV-XV вв. более многочисленны, чем дидактические труды по мореплаванию, сельскому хозяйству, производству тканей и даже по торговле; источники лучше освещают развитие военного костюма, чем штатского; в миниатюрах на одну сельскую сцену приходится множество изображений осад, конных поединков или полевых сражений; что касается большого объема финансовой документации о наемниках, то он свидетельствует о значимости войны в жизни и деятельности государств.

К событиям военной истории средневековья обращались многие исследователи, прежде всего историки военного дела, истории оружия, тактики и стратегии, отдельных видов (родов) войск и т.д. В их числе следует указать те труды, которые легли в основу нашей дипломной работы: А. Байов, Б. Денисов, труды П.А. Жилина, Н.Н. Михневич, А.И. Молок, И.П. Пастухов, С.Е. Плотников, В.П. Прокопьев, трехтомный труд Е.А. Разина, Б.П. Рубцов, работы В.Е. Савкина, А.А. Свечин, А.А. Строков, Л.И. Тарасюк и др. (см. выше).

Особый интерес для нас представляла серия статей Ф. Энгельса, посвященная армии, артиллерии, атаке, кавалерии, пехоте, сражениям, фортификации, опубликованных в 14 томе собрания сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса, и истории винтовки.

В дипломной использовались и коллективные труды обобщающего характера по истории войн, по истории отдельных стран, а также военная энциклопедия, которая помогла мне разобраться в сложной терминологии и военный энциклопедический словарь, откуда взято определение военного искусства, на которое я опиралась в своей работе: «Военное искусство - теория и практика подготовки и ведения военных действий на суше, море и воздухе. Теория В.и. является частью военной науки. … Основные исходные положения В.и. выражаются в его принципах, которые являются общими для военных действий стратегического, оперативного и тактического масштабов, поскольку в них находят выражение пути практического применения объективных законов войны. Состояние В.и. зависит от уровня развития производства и средств вооруженной борьбы, характера общественного строя. На развитие В.и. оказывают влияние исторические и национальные особенности страны, географические и другие факторы».

Структурно дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.


ГЛАВА I. ЭПОХА КАВАЛЕРИИ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: