Николай Крадин «Политическая антропология» москва, 2001
Жорж Баландье «Политическая антропология»
Леонид Куббель «Очерки потестарно-политической этнографии»
В. В. Бочаров «Власть. Традиции. Управление» Москва, 1992
«Этническая история Африки до колониальных времен», статья Томановской О.С.
Васильев «История Востока»
Э. Канетти «Масса и власть»
Политическая антропология занимается традиционными отношениями власти в докапиталистических, доклассовых и раннеклассовых обществах.
Предметом политической антропологии является совокупность институтов власти в ранних обществах, их структура, их сравнительная типология, анализ факторов преобразования одних в другие, проблема адаптации и трансформации традиционных механизмов контроля в современных полит институтах.
Бочаров: Наука должна стать прикладной дисциплиной, которая направлена на оптимизацию решений в условии, когда в качестве управляемых выступают более этнические субъекты, в полит культуре которых присутствует традиционализм.
Кант: «антропология с прагматической точки зрения» чувственный характер народа
Гегель: субординация рас
Ницше: классификация нац характеров
Ж.А. Гобино
Л. Вольтман «Полит антропология»
Социал-дарвинизм: Отто Аммон, Ж. В. Ляпуж, Х. Чемберлен, а мы хорошо
Л. Г. Морган этапы полит эволюции человечества: родоплеменные отношения, политическая организация, которая основана на территориальных отношениях и частной собственности
Funny helicopter
Г. Мейн периоды в индоевропейских обществах: две революции – переход от обществ, основанных на принципе соц статуса к гос-вам, основанным на принципе договора, переход от соц организаций на основе родства к локальным соседствам как к основе совместного полит действия
|
В. Маклеод «Происхождение государства, пересмотренное в свете данных о жизни аборигенов Сев Америки»
Дж. Дж. Фрэзер
Роберт Лоуи «Возникновение государства», «примитивное общество»
Политическая антропология как наука начинается в 1940-х года, в 1940 году выходит три книги
Нуэры, Ануаки
Д/З.: тема 1, методы полит антропологии, Крадин, Куббель
Тема 2:
Методы:
Опрос
Извлечение информации
Наблюдение (простое и включенное)
Функциональный
Культурный
Источниковедение
Структурный (выявление структурных связей системы)
Типологический (основан на сравнении, помогает обнаружить группы Сходных явлений и процессов)
Метод визуальной этнографии
Власть:
М. Вебер – возможность осуществлять волю даже вопреки сопротивлению
Типы господства:
1. Традиционный
2. Харизматический
3. Легально-правовой
Возрастная стратификация в архаических обществах:
Бочаров «власть, традиции, управление»
Возрастная система народности Дауа:
Немые – дети и женщины (бесправные)
Взрослые инициированные мужчины: молодые/мораны – старшие (скотоводство, земледелие, семья, минимальное участие в управлении) и младшие (свежеинициированные, выполняли воинские обязанности, им запрещалось скотоводство, земледелие, не заводили семью, не участвовали в управлении) и старейшины: старшие (функции коллективной памяти и коллективной совести) и младшие (основной субъект управления, основная ритуальная деятельность)
|
Ритуальный вызов власти принадлежит её собственным стратегиям, посредством которых она может периодически подпитывать себя новой энергией. Иногда, кажется, что общественные отношения перевернуты. Эта инверсия контролируется. Она остается организованной в рамках соответствующих ритуалов, которые называются ритуалами восстания. Высшая хитрость власти состоит в допущении ритуального оспаривания с целью более активной своей консолидации.
Линидж – коллектив родственников, которые линейно восходят к какому-то одному общему предку.
Сегментарные группы состоят из поколений. В зависимости от того, сколько поколений входит в линидж, отличается их глубина. Чем больше сегментации, тем формальней узы.
Характер авторитета на психологическом влиянии. Требования к лидеру связаны с его способностями психологически влиять, что связано с его психическими аномалиями (эпилептики).
Состав дружины меняется. Сначала – молодые, стало – из специально воспитанных мальчиков.
Вопрос выбора вождя:
Про Конго:
Земля принадлежит клану, особенно умершим.
Нкиси – предмет/группа предметов, который обладает магической силой.
Социальная структура:
Канда – клан
Мвуму – подкланы (родство по материнской линии); мкази – глава мвуму
Мвила – что-то выше клана, так как вождь коронован и разрешены браки внутри.
Изогамия – запрет на браки в рамках одной канды
Ранние формы социальной организации по Э. Селвису
1)
2) Возрастные классы, предполагающие ритуальные практики перехода из одного класса в другой
3) Вождества – стратифицированная социальная организация. Лидер основывает свою власть не только на сакральных функциях, но и на распределении ресурсов. До монополии на применение насилия (это уже будет государство)
|
Неолитическая революция – переход от присваивающего хозяйства к производящему.
Первичные формы аморфны (племенная организация нуэров) Притчет добавил к традиционным чертам племени
Признаки племени:
1) Название.
2) Территория
3) Общее самосознание – менталитет
Притчет:
4) Моральное обязательство улаживать вражду внутри племени через посредничество
5) Моральное обязательство объединяться в войне против других племен и народов
Вторичные племена:
Могли объединяться в лигу племен, вожди избирались
В отличие от вождества власть вождей незначительна, угрозы лишь магического свойства. Племя – менее сложная структура, вождество предполагает более стратифицированное общество, в вождестве народ отстранен от управления, а в племени народное собрание играет важную функцию. В вождестве центр власти у вождя, который концентрирует все формы авторитета, опирается на иерархию, доступ к ресурсам в вождестве ограниченней.
Васильев. Формы доклассового общества:
1) Локальные группы
2) Семейно-клановые группы
3) Протогосударства (вождества)
Потлач – соревнование в том, кто больше раздарит
Бигмены – кандидаты в общинные лидеры