Александр Невский- князь, политик и дипломат.




Роль Александра Невского в Российской истории трудно переоценить. Несомненно, великим благом для русского народа было то, что во главе его войска стоял такой человек. Каждый период истории рождает своих героев. Героем второй четверти XIII века был князь Александр Ярославич Невский. Всем делом его жизни была борьба за сохранение независимости Руси. Полководческий талант Александра проявился в борьбе с немецко-шведскими захватчиками. Мудрость государственного деятеля принесла ему успех в отношениях с татаро-монголами. Заслугами Александра Русь, при определении своих отношений с Ордой, сохранила власть своих князей, которые сделались посредниками между государством и ханами. Руси были оставлены ее законы и собственный суд во всех делах, что способствовало сохранению русской жизни и русского характера. Ей была предоставлена неприкосновенность не только религиозных верований, но даже церковного устройства. Русь удержала за собой, как государство самостоятельное, право войны и мира без посредства Орды. Военные победы и государственная мудрость Александра заслонили Русь от порабощения как западными, так и восточными агрессорами.

Почитают Александра Невского не только и не столько за воинскую доблесть, сколько за его дипломатию. Он избрал совершенно другую политику по отношению к Золотой Орде, чем к немцам и шведам.

 

Князь первым среди соотечественников понял, как обратить на пользу Руси владычество монголов.

 

Князь Александр удерживал своих подданных от бессмысленных антимонгольских выступлений, пока государство не стало единым и не набралось сил. Он неоднократно ездил в Орду, побратался с сыном хана Батыя Сартаком, добился освобождения русских от участия в завоевательных ордынских походах и предотвратил нашествия ханов на Русь.

 

Александр княжил в Киеве, а потом и во всей Северо-Восточной Руси. Им была усилена великокняжеская власть, он много потрудился над восстановлением и устройством Русской земли после монгольского погрома. Более того, благодаря мудрой политике Александра монгольская конница теперь защищала русские владения от западных хищников. Однако, когда в 1251 году папа римский Иннокентий IV направил к Александру Невскому посольство с предложением принять католичество якобы в обмен на свою помощь в совместной борьбе против монголов, князь это предложение отверг в самой категоричной форме. Так на Руси была сохранена православная вера, которая духовно объединила страну. По сути, сохранение веры означало для русского народа то, что сегодня мы называем национальной идеей.

 

Он боролся не с конкретными врагами, не с Востоком или с Западом. Он боролся за национальную идентичность, за национальное самопонимание. Без него бы не было России, не было русских, не было нашего цивилизационного кода. Александр Невский был политиком, защищал Россию «очень тонкой и мужественной дипломатией». Он понимал, что невозможно было в тот момент победить Орду, которая «дважды проутюжила Россию», захватила Словакию, Хорватию, Венгрию, вышла на Адриатическое море, вторглась в Китай. Да, Орда захватила Русь. Но татаро-монголам не нужна была наша душа и не нужны были наши мозги. Татаро-монголам нужны были наши карманы, и они выворачивали эти карманы, но не посягали на нашу национальную идентичность. Они не были способны преодолеть наш цивилизационный код. А вот когда возникла опасность с Запада, когда закованные в броню тевтонские рыцари пошли на Русь – никакого компромисса. Когда папа римский пишет письмо Александру, пытаясь взять его на свою сторону… Александр отвечает «нет». Он видит цивилизационную опасность, он встречает этих закованных в броню рыцарей на Чудском озере и разбивает их, так же как он чудом Божьим разбивает с маленькой дружиной шведских воинов, которые вошли в Неву.

 

https://www.pravmir.ru/aleksandr-nevskij-myslitel-filosof-strateg-svyatoj/#_Toc267959520

Многих своих успехов он достиг не только мечом, но и деятельностью на поприще внешней политики, дипломатическом поприще. Он сумел выбрать такую форму внешней политики, которая помогла сохраниться русской народности и тем самым обеспечила ее политическое будущее. Здесь он сыграл решающую роль. Александр Невский был основоположником многовекторной политики. очень разной при этом политики. На Восток — это мир. Запад он встречал довольно жестко, если оттуда шли с мечом или с дипломатическими попытками привязать Русь к западному направлению.Орда не требовала духовного подчинения. Не претендовала на то, чтобы изменить веру, не посягала на церковь. Что, собственно, вызвало противодействие Западу? Это не только немедленная реакция на захватчика, который хочет ухватить территории в момент, когда Русь испытала такое потрясение, как монгольское нашествие. Это ещё и отношения с папством. К концу 40-х годов 13 века Папы послали несколько официальных писем Александру Невскому. Причем по тональности писем видно, что они рассматривали его как наиболее значительную фигуру. Обещали даже первенство среди всех государей, если он перейдет в католичество. Это и вызывало отторжение Александра Невского, его ответ, судя по Житию, был достаточно резкий. «Учения от вас не принимаем. Уходите». нравственный элемент в его политике был достаточно значительный. Сохранились некоторые высказывания Александра Невского. Прежде чем пойти на шведов, он сказал, выйдя после молитвы к своим: «Не преступайте в чужие пределы». То есть никакой внешней агрессии с его стороны не было. То, что он делал в качестве военачальника и дипломата, — это защита своих рубежей. Для него это главное. Он никогда не поднимал руку на своих князей. Угрозы применения силы были, если они не подчинялись. Но междоусобных войн он не вел. Ведущий важный принцип — иметь обеспеченные тылы. Иметь прочных союзников. Союзниками на последнем этапе его жизни выступили литовцы. Он вел переговоры с норвежцами против шведов. Тут в качестве политика он умел очень точно рассчитать соотношение сил и векторы своей политики. Он достаточно точно представлял себе положение дел на Западе. Запад сам был расколот. Там шла тяжелейшая борьба между папством и императором. И как раз в середине 13-го века был пик этой борьбы. Поэтому Александр Невский прекрасно понимал, что помощи реальной оттуда он не получит.

https://mgimo.ru/about/news/experts/156641/

 

 

В 1247 году Александр вместе с одним из своих братьев, Андреем, отправился в Орду. Они намерены были решить, кому из них где княжить. К тому времени произошли две важные вещи. Во-первых, годом раньше в столице Монгольской империи, городе Каракорум, отравили Ярослава, отца Александра. Во-вторых, одновременно с этим в Орде казнили черниговского князя Михаила, когда тот отказался поклониться монгольским богам.поездка Александру предстояла напряженная: нужно было остаться живым, получить княжеский ярлык и не изменить своей вере. Все это князь проделал с настоящим искусством. Летописцы позже сообщали: Батый, сидевший в Орде, был покорен. «Все, что говорили про него, правда, — сказал он своим вельможам. — Нет больше такого князя». Из Орды Александр отправился в Каракорум и в итоге вернулся на Русь с ярлыком на киевское княжение. Он посетит Орду еще трижды. Каждый раз это будет путешествие на грани жизни и смерти. То нужно будет ехать на поклон новому хану, то отговаривать монголов от новых разорений.Во время этих поездок Александр вместе с митрополитом Кириллом, своим сподвижником, основал в Орде епархию Православной церкви. А в промежутках они пообщались с легатами папы римского — те планировали склонить Александра к католической вере, а затем вместе выступить против монголо-татар.

https://topwar.ru/87637-aleksandr-nevskiy-voin-diplomat-monah.html

 

 

Переговоры с папским престолом

Ко времени поездки Александра в Орду относятся его переговоры с папским престолом. Сохранились две буллы папы Иннокентия IV, адресованные князю Александру и датированные 1248 годом. В них предстоятель Римской церкви предлагал русскому князю союз для борьбы против татар — но при условии принятия им церковной унии и перехода под покровительство римского престола.

 

Папские легаты не застали Александра в Новгороде. Однако можно думать, что еще до своего отъезда (и до получения первого папского послания) князь провел какие-то переговоры с представителями Рима. В ожидании предстоящей поездки “к Кановичам” Александр дал уклончивый ответ на предложения папы, рассчитанный на продолжение переговоров. В частности, он соглашался на построение в Пскове латинской церкви — кирхи, что было делом вполне обычным для древней Руси (такая католическая церковь — “варяжская божница” — существовала, например, в Новгороде еще с XI века). Папа расценил согласие князя как готовность пойти на унию. Но такая оценка была глубоко ошибочной.

 

Оба папских послания князь, вероятно, получил уже по возвращении из Монголии. К этому времени он сделал выбор — и не в пользу Запада. Как полагают исследователи, увиденное на пути от Владимира к Каракоруму и обратно произвело на Александра сильное впечатление: он убедился в несокрушимой мощи Монгольской империи и в невозможности разоренной и ослабленной Руси противиться власти татарских “царей”.

Вот как передает Житие князя его знаменитый ответ папским посланникам:

“Некогда же пришли к нему послы от папы из великого Рима с такими словами: “Папа наш так говорит: Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика. Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух искуснейших… чтоб ты послушал учение их о законе Божьем”.

 

Князь же Александр, подумав с мудрецами своими, отписал к нему, так говоря: “От Адама до потопа, от потопа до разделения языков, от смешения языков до начала Авраама, от Авраама до прохождения Израиля сквозь Красное море, от исхода сынов Израилевых до смерти царя Давида, от начала царства Соломонова до Августа царя, от начала Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова до Страдания и Воскресения Господня, от Воскресения Его и до Восшествия на небеса, от Восшествия на небеса и до царства Константинова, от начала царства Константинова до первого собора, от первого собора до седьмого — все то хорошо ведаем, а от вас учения не принимаем“. Они же возвратились восвояси”.

 

В этом ответе князя, в его нежелании даже вступать в прения с латинскими послами проявилась отнюдь не какая-то его религиозная ограниченность, как может показаться на первый взгляд. Это был выбор и религиозный, и политический. Александр отдавал себе отчет в том, что Запад не сможет помочь Руси в освобождении от ордынского ига; борьба же с Ордой, к которой призывал папский престол, могла оказаться гибельной для страны. Не готов был Александр пойти и на унию с Римом (а именно это было непременным условием предлагавшегося союза). Принятие унии — даже при формальном согласии Рима на сохранение всех православных обрядов в богослужении — на практике могло означать лишь простое подчинение латинянам, причем одновременно и политическое, и духовное. История господства латинян в Прибалтике или в Галиче (где они ненадолго утвердились в 10-х годах XIII века) наглядно доказывало это.

Так князь Александр избрал для себя иной путь — путь отказа от всякого сотрудничества с Западом и вместе с тем путь вынужденной покорности Орде, принятия всех ее условий. Именно в этом увидел он единственное спасение как для своей власти над Русью — пусть и ограниченной признанием ордынского суверенитета, — так и для самой Руси.

 

Период недолгого великого княжения Андрея Ярославича очень слабо освещен в русских летописях. Однако очевидно, что между братьями назревал конфликт. Андрей — в отличие от Александра — показал себя противником татар. Зимой 1250/51 года он вступил в брак с дочерью галицкого князя Даниила Романовича, сторонника решительного сопротивления Орде. Угроза объединения сил Северо-Восточной и Юго-Западной Руси не могла не встревожить Орду.

 

Развязка наступила летом 1252 года. Нам опять-таки в точности не известно, что же тогда произошло. По свидетельству летописей, Александр снова отправился в Орду. Во время его пребывания там (а может быть, уже после возвращения на Русь) из Орды против Андрея была направлена карательная экспедиция под началом Неврюя. В сражении у Переяславля дружина Андрея и поддержавшего его брата Ярослава была разгромлена. Андрей бежал в Швецию. Северо-восточные земли Руси оказались разграблены и разорены, множество людей убито или уведено в плен.

В Орде

Источники, имеющиеся в нашем распоряжении, умалчивают о какой бы то ни было связи между поездкой Александра в Орду и действиями татар (4). Однако можно догадываться, что поездка Александра в Орду была связана с переменами на ханском престоле в Каракоруме, где летом 1251 года великим ханом был провозглашен Менгу, союзник Батыя. По свидетельству источников, “все ярлыки и печати, которые князьям и вельможам без разбору были выданы в предшествующее царствование”, новый хан приказал отобрать. А значит, теряли силу и те решения, в соответствии с которыми брат Александра Андрей получил ярлык на великое княжение Владимирское. В отличие от брата, Александр был крайне заинтересован в пересмотре этих решений и получении в свои руки великого княжения Владимирского, на которое он — как старший из Ярославичей — имел больше прав, нежели его младший брат.

Так или иначе, но в последнем в истории переломного XIII века открытом военном столкновении русских князей с татарами князь Александр оказался — может быть, и не по своей вине — в лагере татар. Именно с этого времени можно определенно говорить об особой “татарской политике” Александра Невского — политике умиротворения татар и беспрекословного повиновения им. Последующие его частые поездки в Орду (1257, 1258, 1262 годы) имели целью предотвратить новые вторжения на Русь. Князь стремился исправно выплачивать огромную дань завоевателям и не допускать выступлений против них в самой Руси. Историки по-разному оценивают ордынскую политику Александра. Одни видят в ней простое угодничество перед безжалостным и непобедимым врагом, стремление любыми средствами удержать в своих руках власть над Русью; другие, напротив, считают важнейшей заслугой князя. “Два подвига Александра Невского — подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке, — писал крупнейший историк Русского Зарубежья Г. В. Вернадский, — имели одну цель: сохранение православия как нравственно-политической силы русского народа. Цель эта была достигнута: возрастание русского православного царства совершилось на почве, уготованной Александром”. Близкую оценку политики Александра Невского дал и советский исследователь средневековой России В. Т. Пашуто: “Своей осторожной осмотрительной политикой он уберег Русь от окончательного разорения ратями кочевников. Вооруженной борьбой, торговой политикой, избирательной дипломатией он избежал новых войн на Севере и Западе, возможного, но гибельного для Руси союза с папством и сближения курии и крестоносцев с Ордой. Он выиграл время, дав Руси окрепнуть и оправиться от страшного разорения”.

Как бы то ни было, бесспорно, что политика Александра надолго определила взаимоотношения между Русью и Ордой, во многом обусловила выбор Руси между Востоком и Западом. Впоследствии эту политику умиротворения Орды (или, если угодно, заискивания перед Ордой) продолжат московские князья — внуки и правнуки Александра Невского. Но исторический парадокс — а вернее, историческая закономерность — заключается в том, что именно им, наследникам ордынской политики Александра Невского, удастся возродить могущество Руси и сбросить в конце концов ненавистное ордынское иго.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: