Рост объемов оборота ядерного материала и связанные с ним проблемы функционирования системы мер контроля




Согласно прогнозам Министерства энергетики США, до 2025г. данному государству понадобится 335 миллиардов ватт энергии для обеспечения экономики и населения [126]. Подобный рост энергопотребления потребует строительства от 50 до 60 новых электростанций в год на протяжении следующих двух десятилетий.

Вместе с этим, государства Западной Европы вырабатывают примерно 35% электроэнергии с использованием АЭС, т.е. доля атомной электроэнергии превышает все другие источники. Франция и Бельгия производят 78% и 55%, соответственно, электроэнергии с использованием АЭС. Однако только одно западноевропейское государство – Финляндия – планирует строительство новой АЭС. Франция рассматривает возможность постройки АЭС нового поколения. Бельгия, Германия, Голландия и Швеция планируют полностью исчерпать ресурс своих АЭС в следующие пять лет. Австрия, Дания и Ирландия проводят политику отказа от атомной электроэнергетики. Италия производит демонтаж своих четырех АЭС в силу решения, принятого на референдуме 1987г. В Испании, где функционируют девять АЭС, объявлен мораторий на постройку новых станций. Великобритания оставляет возможность постройки новых АЭС открытой. В то же время, на территории России функционируют 6 атомных электростанций и планируется постройка ещё восьми. Китай, Индия, Япония, Южная Корея и Тайвань имеют широкую ядерную программу: 17 реакторов находятся в состоянии конструкции и запланирована постройка ещё 70.

В подобной ситуации возникает логичный вопрос о том, насколько перспективным является рынок ядерных материалов и насколько высокими будут темпы роста объемов потребления указанных материалов?

Ответ на данный вопрос предельно прост. Для оценки перспектив развития торговли ядерными материалами достаточно сопоставить цены на энергоресурсы. Электричество, выработанное на основе природного газа, может стоить примерно от трех до шести центов за киловатт, в зависимости от цен на газ на мировых рынках. Электроэнергия, полученная из возобновляемых источников, таких как ветряная энергия, солнечная или энергия, получаемая с использованием биомасс, стоит примерно в 2-6 раз больше, чем электроэнергия, полученная на АЭС. Единственным источником, который сопоставим по цене, является уголь, с использованием которого цена за киловатт примерно равна 1.5-2 цента за киловатт. Однако сжигание угля представляет особую экологическую проблему, связанную с загрязнением окружающей среды и глобальным изменением климата [127].

Следовательно, для покрытия своих затрат электроэнергии в будущем, с учетом постоянного повышения цен на углеродные источники энергии и относительной дороговизне и недоступности альтернативных источников, мировому сообществу придется использовать такой вариант, как атомная энергетика. При этом следует учитывать несколько факторов, которые делают её ещё более привлекательной.

Во-первых, атомная энергетика является одним из наиболее экологически чистых способов производства энергии. Основные опасения связаны с захоронением отходов, облученных материалов и возможностью аварий на АЭС. Однако территории, необходимые для захоронения, при современных способах оборудования хранилищ, несопоставимы с территориями, необходимыми для обеспечения других источников. Новые поколения реакторов и достижения науки и техники позволяют создавать реакторы повышенной прочности и безопасности.

Во-вторых, ресурсы для обеспечения атомной энергетики практически неисчерпаемы и могут использоваться в переработанном виде по несколько раз после выгорания на АЭС.

В-третьих, физические объемы сырья, необходимые для обеспечения АЭС, и объемы топлива для других источников энергии несопоставимо малы.

Сегодня мировой урановый рынок переживает активный рост – за последние два года природный уран подорожал втрое. Это связано, в первую очередь, с ожиданием дефицита сырья. Дело в том, что никто не может с уверенностью сказать, успеют ли добывающие компании нарастить свои мощности, чтобы удовлетворить спрос атомных станций. Строить новые реакторы намерены многие страны. По некоторым прогнозам, к 2020 году генерирующие мощности АЭС в мире могут удвоиться. Как сообщила World Nuclear Association, помимо строящихся в настоящее время 24 реакторов в различных странах запланировано построить еще 41 [128].

Между тем во всем мире урана добывается менее 60% от нынешних потребностей атомной энергетики – 36 тыс. тонн. Более трети спроса покрывается складскими запасами и конверсионным ураном. К началу сентября цена на урановый концентрат на мировом рынке поднялась до 135 долларов за килограмм урана – рекорд за последние сорок лет. А по прогнозам компании Resource Capital Research, урановый концентрат до конца года подорожает до 140 долларов за килограмм, к 2007 году – примерно до 175, а к сентябрю 2008 года килограмм U308 будет стоить уже 230 долларов.

Дополнительный ажиотаж вокруг урана создают компании-юниоры, пытающиеся поднять свой вес на фондовом рынке заявлениями о намерениях добывать сырье для атомной энергетики. Интерес к ядерному топливу проявляют и крупные перекупщики – уран становится выгодным капиталовложением с доходной ставкой 30–40% в год. За последние полтора года финансовые компании скупили более 6 тыс. тонн природного урана. Все эти факторы приводят к обострению конкурентной борьбы на рынке среди покупателей, так как спрос пока значительно опережает предложение.

Учитывая описанную динамику, можно выделить основные проблемы, с которыми столкнётся международный контроль за нераспространением ядерного оружия. Проблемы функционирования системы контроля при росте объемов оборота ядерного материала можно разделить на два блока: рост потребления финансовых и иных ресурсов для обеспечения контроля и появление новых индустриальных государств в Азии.

На наш взгляд, основной проблемой функционирования системы мер контроля является рост потребностей в финансовых ресурсах для решения задач в области международно-правового контроля, который связан с ростом объема человеческих и технических ресурсов, необходимых для контроля все большего количества ядерных объектов и ядерного материала. Для решения данной проблемы необходимо использование новейших технологий и методологий, которые помогут осуществлять контрольные функции в необходимом объеме и с необходимой долей уверенности при экономии финансовых ресурсов.

Однако с технической точки зрения, несмотря на существенный прогресс в данной области, остаются неотработанными вопросы практической реализации более дешевых мер обнаружения и контроля за рядом ядерных технологий, секретных производств и реакторов двойного назначения.

В связи с этим целесообразно создать методологии и системы технических средств, обеспечивающих наблюдение за всей совокупностью признаков, каждый из которых может указывать на проведение работ по созданию ядерного оружия или свидетельствовать о его наличии. Для экономии финансовых ресурсов и переключения от всеобъемлющего контроля на контроль ключевых звеньев в цикле создания ядерного оружия, данные признаки должны быть закреплены в виде международного стандарта, и введены в действие путем принятия соответствующего решения на Генеральной Конференции МАГАТЭ. В дельнейшем, данные стандарты должны быть введены в систему гарантий МАГАТЭ.

Эффективность такой системы определяется в основном способностью более дешевых технических средств обнаруживать и идентифицировать продукты ядерной деятельности государства. К подобным средствам в первую очередь следует отнести анализ аэрозольных продуктов, состав которых позволяет определить характер ядерной деятельности. Способность аэрозольных продуктов распространяться на большие расстояния дает возможность их отбора далеко за пределами контролируемого объекта, а в ряде случаев и за пределами территории контролируемого государства.

Необходимо эффективно использовать уже разработанный комплекс методов и средств отбора и анализа, которые позволяют обнаруживать продукты деятельности, связанной с использованием ядерных материалов (урана, плутония, тория, лития, трития) и химических элементов, необходимых для производства ядерного оружия (бериллий и др.), а также идентифицировать такие их источники, как:

- предприятия по добыче, обогащению и переработке ядерных материалов;

- реакторы, ядерные энергетические установки;

- предприятия по сборке и обслуживанию ядерного оружия;

- ядерные боеприпасы в ходе транспортировки и хранения;

- все виды испытаний ядерного оружия, в том числе и испытания, характерные для начальных этапов работ по его созданию;

- аварии с попаданием в атмосферу ядерных материалов и продуктов их деления.

При этом уже имеющиеся технические средства позволяют обнаруживать некоторые из перечисленных источников на расстоянии от 100 до 1000 км.

В составе национальных систем контроля геофизических параметров окружающей среды ряда государств также имеется достаточный набор технических средств, позволяющих регистрировать упомянутые выше физические поля и продукты, связанные с ядерной деятельностью. Это обстоятельство делает принципиально возможным их использование в интересах контроля за нераспространением ядерного оружия на международном уровне.

Ещё одним способом снижения затрат на контрольную деятельность является унификация систем контроля. В долгосрочной перспективе унификация систем контроля приведет к сокращению расходов и объединению бюджетов различных международных органов, осуществляющих контроль в области нераспространения ядерного оружия. Будущая всеобъемлющая система контроля необъявленной ядерной деятельности, по нашему представлению, может включать следующие основные элементы:

- глобальную систему пробоотборного и радиационного контроля на базе стационарных автоматических (автоматизированных) пунктов;

- мобильные средства пробоотборного и радиационного контроля;

- глобальную систему сейсмического контроля (для определения координат испытательного ядерного взрыва или сомнительного сейсмического события);

- средства контроля космического базирования;

- инспекции на месте сомнительных событий.

В настоящее время эти элементы в разных странах находятся в различной степени готовности: от научно-исследовательских работ и макетных образцов до действующих комплексов. Создание на этой основе эффективной системы контроля необъявленной ядерной деятельности потребует объединения усилий стран мирового сообщества.

На наш взгляд, следует разрабатывать систему информационного обеспечения контроля за нераспространением ядерного оружия, включая критерии и методы выявления скрытого производства ядерного оружия; создавать методологию контроля и инспекций в зависимости от конкретных условий; совершенствовать технические средства и методы обнаружения ядерных материалов и устройств.

Также с проблемой возрастания затрат на контрольную деятельность связана проблема обеспечения объективности и независимости контроля. К примеру, при фиксированной доле взносов государств-членов в бюджет МАГАТЭ, очевидно, что покрывать изначально дотационную статью бюджета, а именно обеспечение функционирования системы гарантий при возрастании объемов ядерного материала и количества ядерных объектов, невозможно. Соответственно, деятельность МАГАТЭ будет во многом зависеть от добровольных вкладов государств-членов, которые заинтересованы в обеспечении нераспространения ядерного оружия и имеют достаточные финансовые ресурсы. Однако это делает МАГАТЭ зависимым от данного государства, и чем больше внеплановый вклад, тем больше зависимость, что дает возможность экономически развитым государствам оказывать давление на МАГАТЭ при принятии определённых решений. В особенности, если учитывать, что решения и доклады МАГАТЭ касаются чувствительной сферы ядерного оружия и фактически глобальной безопасности.

Ещё одним осложняющим общую картину фактором и следствием глобализации экономики является выход на арену развивающихся стран в качестве поставщиков второго уровня, обладающих возможностями передавать особо чувствительные технологии третьим сторонам. Как было указано выше, именно новые индустриальные государства Азии придают большое значение атомной энергетике.

Технологии, промышленные исследования и разработки, результаты которых могут иметь двойное назначение, также могут распространяться более свободно, чему способствуют развитие авиационного транспорта, использование в промышленности внешнего подряда и появление новых каналов связи [129].

Иначе говоря, по мере того как таможенные режимы смягчаются, вследствие принятия соглашений о свободной торговле, многократно расширяются и возможности для распространения ядерных технологий и материалов.

Имеющиеся средства обеспечения нераспространения и механизмы контроля не соответствуют должному уровню для решения задач, возникающих в настоящее время. Генеральный директор МАГАТЭ Мохамед эль-Барадей отмечает, что «относительная простота, с какой может быть создана и функционировать преступная международная сеть, служит ярким подтверждением неадекватности существующих в настоящее время систем экспортного контроля» [130]. Нелегальный оборот неоружейных ядерных материалов происходит параллельно с существующим законным оборотом ядерных материалов, причем цены на единичные партии таких материалов на «черном рынке» продолжают оставаться в 2-3 раза выше, чем в официальном коммерческом обороте.

Однако в еще большей степени международному сообществу необходимо признать, стимулировать и поддерживать усилия развивающихся государств по совершенствованию системы торгового контроля. Программа технического сотрудничества и Фонд ядерной безопасности МАГАТЭ, наряду с другими международными инициативами по нераспространению и занимающимися этими вопросами организациями, должны уделять первостепенное внимание оказанию поддержки такой деятельности. Хотя развивающиеся страны могут получить значительную помощь в профессиональной подготовке и содействие в совершенствовании экспортного контроля и ядерной безопасности, как на двусторонней, так и на региональной основе, в международном масштабе можно сделать гораздо больше, для того чтобы помочь сократить расходы в связи с внедрением базовых элементов современных систем контроля за экспортом (например, компьютеризированного отслеживания лицензий и таможенных документов).

Однако создания модернизированной универсальной системы экспортного контроля недостаточно для обеспечения значимых изменений. В историческом плане международному сообществу не удавалось добиться того, чтобы была проявлена коллективная политическая воля к совместным действиям во имя решения новых проблем ядерного нераспространения, до тех пор, пока не было на практике продемонстрировано, чем чревато бездействие. Недавно выявленные случаи ядерного распространения, связанные с Ираком, Ливией, Пакистаном и Северной Кореей, должны послужить таким примером, поскольку они показывают, насколько просто в условиях нынешней глобализированной экономики может происходить распространение ядерного оружия.

Кроме того, быстроразвивающаяся экономика новых индустриальных государств требует ускорения торговых процессов в области атомной энергетики. Контролировать экспорт товаров и технологий двойного назначения стало сложнее, поскольку система экспортного контроля обязывает национальные органы заботиться о том, чтобы экспортируемые товары попадали в руки законных покупателей и партнеров в цепи поставок, которые все чаще оказываются в самых разных частях планеты. В то же время, компании, производящие материалы двойного назначения сегодня придают первостепенное значение быстроте поставок и скорости проведения сделок. Это, в свою очередь, означает усиление давления на уполномоченные органы с целью сокращения сроков рассмотрения ими каждого запроса о выдаче лицензии, и в то же время рассмотрение подобных запросов становится все более сложным, по мере того как глобальные инвесторы все активнее внедряются в страны развивающегося мира.

Для решения данных вопросов, в целях обеспечения эффективности контроля, а также связанных с сотрудничеством заинтересованных государств в технической области контроля за нераспространением ядерного оружия, можно было бы принять соответствующую совместную Программу применения национальных технических мер для геофизических наблюдений, которую целесообразно разработать в рамках международной системы контроля.

В качестве наиболее перспективных среди правовых мер по обеспечению контроля за нераспространением в данном контексте можно выделить следующие:

- своевременное представление государствами-членами МАГАТЭ исчерпывающих данных о национальных ядерных программах и операциях по экспорту-импорту ядерного оборудования и расщепляющихся материалов;

- расширение возможности физического доступа МАГАТЭ на заявленные ядерные установки, поощрение государств к подписанию и ратификации Дополнительного Протокола МАГАТЭ, а также обеспечение регламентированного доступа (по примеру Конвенции о запрещении химического оружия) к другим объектам;

- введение в практику внезапных инспекций без предварительного оповещения о времени и месте их проведения;

- легитимизация и использование новых технических средств обнаружения незаявленной деятельности, таких как мониторинг окружающей среды и использование коммерческих спутниковых снимков.

Наряду с совершенствованием контрольного механизма МАГАТЭ, необходимо разработать общую концепцию создания целостной системы международного мониторинга, по аналогии с системой ОДВЗЯИ, как это указывалось при моделировании всеобъемлющей системы контроля.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: