Компоненты готовности ребёнка к школе
Существует несколько компонентов готовности к школьному обучению, и все они одинаково важны. Отсутствие или недостаточность хотя бы одного может сказаться для маленького человечка проблемами в учёбе или общении с учителями и сверстниками.
Готовность ребёнка к школе бывает: физической и психологической, которая, в свою очередь, делится на:
ü Интеллектуальную;
ü Эмоциональную (волевую);
ü Личностную (социально-
коммуникативную).
И над всеми этими составляющими необходимо в той или иной мере работать.
Они не появятся у ребёнка сами собой.
Давайте же теперь подробнее ознакомимся с каждым из вышеупомянутых компонентов.
Физическая готовность.
Это, наверное, самая понятная составляющая.
Под данным термином подразумевается, что ребёнок достаточно развит физически для своего возраста, чтобы справляться со школьными нагрузками. Этому способствуют и разнообразные упражнения, и спортивные занятия, и подвижные игры.
Немаловажным является режим ребёнка и состояние здоровья. Физическая готовность подразумевает общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объём груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7 – летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики.
Так же стоит особенно уделить внимание уровню развития моторики ребёнка, особенно мелкой моторики, т.к. сформированность именно её компонентов способствует в дальнейшем успешному усвоению графомоторных навыков и, в конечном счёте, обучению письму.
Психологическая готовность ребёнка к обучению. Этот компонент достаточно многогранен. Он подразумевает наличие у ребёнка мотивации к обучению (то есть стремление получать новые знания), бытовых, поведенческих и интеллектуальных навыков. Начнем с важной составляющей психологической готовности – интеллектуальной.
Интеллектуальная готовность.
Интеллектуальная (познавательная) готовность ребёнка к школе подразумевает под собой уровень сформированности психических функций, т.е. той базы, на которую в дальнейшем будет ложиться школьное обучение. Зачастую родители подменяют значение этого компонента, стремясь «натаскать» ребёнка на умение читать и писать ещё до поступления в школу.
Итак, интеллектуальная готовность подразумевает под собой:
- наличие у ребёнка любознательности (познавательной активности);
- запас у ребёнка определённых знаний и навыков;
- наличие разных типов мышления (образного, логического);
- достаточный уровень развития восприятия (зрительного, слухового, тактильного);
- сформированность всех компонентов речи;
- достаточный уровень развития памяти (слуховой, зрительной), причём не только долговременной, но и кратковременной;
- достаточный уровень развития воображения;
- достаточный уровень развития всех параметров внимания (концентрация, переключаемость, распределение, объём);
- понимания основных закономерностей.
Интеллектуальная (познавательная) готовность связана с соответствующим уровнем развития познавательной сферы ребенка, то есть тех процессов, благодаря которым ребёнок познает окружающий мир: мышление, внимание, память, восприятие, воображение.
Итак, что должен знать и уметь ребёнок в шесть-семь лет?
1) Внимание.
· Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
· Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
· Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своём листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
· Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребёнок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.
2) Математика.
· Цифры от 0 до 10.
· Прямой счёт от 1 до 10 и обратный счёт от 10 до 1.
· Арифметические знаки: «+», «-», «=».
· Деление круга, квадрата напополам, четыре части.
· Ориентирование в пространстве и листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т.п.».
3) Память.
· Запоминание 10-12 картинок.
· Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.
· Пересказывание текста из 4-5 предложений.
4) Мышление.
· Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.
· Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
· Определять последовательность событий, что было сначала, а что – потом.
· Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
· Складывать пазлы без помощи взрослого.
· Сложить из бумаги вместе с взрослым простой предмет: лодочку, кораблик.
5) Мелкая моторика.
· Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.
· Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
· Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
· Выполнять аппликации.
6) Речь.
· Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.
· Понимать и объяснять смысл пословиц.
· Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.
· Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.
· Различать в словах буквы и звуки.
7) Окружающий мир.
· Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
· Называть времена года, явления природы, перелётных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.