Философия - "любовь к мудрости" (от греч. phileo - люблю и sophia - мудрость) - возникает в VII-VI веках до н.э. в Древней Греции и на Востоке - в Индии и Китае. С тех пор не утихают споры о предмете философских размышлений, назначении философии, ее соотношении с другими формами человеческой духовной деятельности.
Философия состоит из следующих разделов:
1. Онтология (антология – собрание текстов) – раздел о бытие(основной), главные вопросы:
Что первично: бытие или сознание?
Материализм-бытие определяет сознание /идеализм –сознание определяет бытие.
Идеализм-сознание определяет бытие. Делится на три направления:
Объективный идеализм– существует объективное божественное сознание, которое порождает материальный мир (Платон);
Субъективный идеализм (солепсизм) – мир является представлением моего субъективного сознания
Дуализм -две субстанции появляются одновременно, ничто ничего не определяет. (Рене Декарт)
Какова причина мира?
Монизм –бытие имеет один единственный источник. (Фалес – все из воды)
Дуализм-2 начала
Плюрализм –множество начал (атамизм Демокрита, монаги Лейбница)
Гносеология (Эпистомология) – гнозис (знание вообще), эпистема (точное научное знание) – учение о познании
Познаваем ли окр. Мир/ бытие? Постижима ли истина?
Гносеологический оптимизм-мир познаваем
Агностицизм-мир непознаваем
Скептицизм (скепсиз-сомнение)
Главное понятие-истина
Корреспондентская концепция истины (Аристотель) – истина есть соответствие нашего знания о действительности самой действительности
Социальная философия – философия об обществе
Как возникло? Что является ячейкой? Что такое?
|
Учение об идеальном государстве
Антропология – философия о человеке
Что отличает человеческое бытие, какие главные ценности человека?
Этика (нрав, мораль) – учение о нравственности
Эстетика (Баунгартум) – учение о чувственном восприятии (часть гносеологии), с 19 в. Наука о прекрасном.
Аксеология (ценность) – учение о ценностях (часть антропологии)
В чем ценность человеческой жизни?
Историософия, философия истории
Что управляет ходом истории?
Почему происходят события?
Существует ли логика истории?
Циклично/линейно/веерообразно ли развивается история?
Для греческого философа Платона философия - это мышление о вечном и непреходящем. Пифагор усматривал в философии не обнаружение окончательной истины, а лишь любовь к мудрости и к нравственной жизни.
Аристотель видел корень философии в удивлении, а предмет ее - в исследовании "первых начал и причин". Одновременно философия помогает познать и цель деятельности. К философии стремятся не ради пользы, "эта наука единственно свободная, ибо она одна существует ради самой себя"(Аристотель)
Немецкий философ И.Г.Фихте (1762-1814) считал, что философия не только всеобщая наука, но и предпосылка всякого знания, свою систему он назвал "наукоучением".
Другой немецкий ученый и философ, В.Вундт (1832-1920), считал, что "философия есть всеобщая наука, имеющая своей целью соединить в единую беспротиворечивую систему познания, добытые специальными науками, и свести всеобщие употребляемые наукою методы и предпосылки познания к их принципам".
|
Современный швейцарский философ Д. Мерсье придерживается противоположного мнения. Он считает, что философия не является наукой. Наука не является ни какой-то определенной философией, ни философией вообще.
В XX веке философию все чаще выводят за границы науки, за границы познания мира вообще. "Не в мире, а в человеке философия должна искать внутреннюю связь своих познаний", - писал немецкий философ, представитель "философии жизни" В.Дильтей. Французский философ-экзистенциалист А.Камю рассматривает философию как форму решения человеком своих глубоко личных проблем: "Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на Фундаментальный вопрос философии. Все остальное - имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями - второстепенно". Многие философы сближают философию с искусством. Испанский философ М.Унамуно (1864-1936) писал: "...философия значительно ближе к поэзии, чем к науке. Все философские системы, задуманные как предельное обобщение конечных результатов частных наук за тот или иной период времени, были гораздо менее содержательны и жизнеспособны, чем системы, в которых выразилась во всей своей полноте духовная страсть их автора"
Философия затрагивает человеческие интересы, хотя и далека от примитивной полезности. Решая проблему смысла человеческой жизни, философия решает ее как проблему смысла жизни вообще, то есть философия стремится к универсальным, всеобщим ответам. Наконец, противоречивость оценок философии также не случайна, она связана с внутренней противоречивостью самого предмета философии.
Предмет философии – все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.
Философия то рассматривается как знание о сущем, то как нормативная дисциплина, знание о должном. В первом случае философия сближается с наукой, во втором - с мудростью, с религией, идеологией, искусством. Наиболее яркие примеры попыток объединения этих двух способов понимания специфики философии - философская система Гегеля и философия марксизма.