Георг Вильгельм Ф. Гегель (1770-1831) завершает возведение здания классического немецкого идеализма.
В философии Гегеля рационализм объединяется с диалектикой, которая выступает как всеобщая логика самопознания разума, или абсолютной идеи, как логика универсального мирового процесса и в то же время как фундаментальная теория познания.
Панлогизм – всё действительное разумно, всё разумное – действительно; отождествление мышления и действительности.
Диалектика –
1) искусство спора (Платон, Сократ)
2) учение о развитии через единство и борьбу противоположностей (Гераклит + Гегель)
Философия Гераклита считается предтечей диалектики Гегеля, который позаимствовал у Гераклита учение о развитии через противоречия. Гераклит: весь мир развивается, не стоит на месте.
Три закона диалектики:
1. Закон единства и борьбы противоположностей.
Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Причина развития - единство и борьба противоположностей.
Через борьбу создается единство. (Инь и Янь - пример единства противоположностей). Борьба рождает мысль.
Принцип троичности, или триады.
Изначально тезис, но потенциально таит антитезис. Тезис - антитезис – синтез (одно превращается в другое в процессе развития). Противоположности взаимодействуют, то есть борются.
Отрицание тезиса, а затем и антитезиса означает не уничтожение предмета (т. е. не уничтожение антитезиса), а развитие всего содержания предмета. Синтез есть объединение тезиса и антитезиса, достижение более высокого содержания, чем это имелось в «тезисе» и «антитезисе»; в отличие от простого их сложения здесь нечто новое, а именно здесь обеспечивается преодоление противоречий предыдущих этапов развития. То есть синтез – это возвращение к тезису, но на новом уровне (принцип спирали).
|
Пример: Тезис – существует дядя. Антитезис – существует племянник. Синтез – существуют и дядя, и племянник. Однако синтез в свою очередь содержит в себе противополагающее начало, которое приводит к его отрицанию, то есть синтез далее рассматривается как тезис и т.д. То есть тезис о существовании дяди и племянника предполагает антитезис о существовании сестры/брата дяди и т.д.
2. Закон направления развития (двойного отрицания).
Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание. Развитие происходи по спирали. Синтез – это двойное отрицание тезиса.
- вначале идея развивается в самой себе (стадия тезиса) – логика
- далее идея отчуждается от себя, нисходит на природу (стадия антитезиса) – физика
Природа пропитывается идеей и идея наполняется природным содержанием.
- перерождение идеи в дух и продолжение своего развития (стадия синтеза) – философия духа
3. Закон перехода количественных отношений в качественные (количественные изменения на определённом этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений).
В Ставшем Бытии (результат Становления; см. далее про Бытие-раздел Логики) можно выделить количество и качество. Количество – это свойство, безразличное к своему Бытию. Качество – это свойство, относящееся к Бытию.
|
Софизм про лысого: Сколько волос надо вырвать, чтобы образовалась лысина? То, где количество переходит в качество, – мера. Мера – получение знаний; мера есть качественно определённое количество. До меры количество остается количеством, после меры – становится качеством.
Примеры: +1 хромосома => синдром Дауна, врожденный порок сердца.
Логика (тезис) –
идея развивается в самой себе.
1. 1) Бытие (тезис) – пусто, нет содержания
2) Ничто (антитезис)
3) Становление (синтез) – развитие, Ставшее Бытие. Возникает наличное бытие,
обладающее некой определенностью - качеством. Количество не приводит к изменению качества в определенных границах. Единство качества и количества образует меру, переход
которой приводит к изменению качества, совершающегося посредством скачка. Таким образом, Гегель сформулировал закон перехода количества в качество.
2. Сущность
Внутренним ядром бытия является сущность. Сущность предшествует существованию. Сущность противопоставляется явлению. Сущность является, а явление существенно. Действительность: все действительное разумно, всё разумное действительно (панлогизм).
Необходимость и случайность. Случайность – свобода. Свобода – осознанная необходимость.
3. Понятие
Сущность Бытия проявляется в Понятии.
Истина – соответствие понятия о действительности самой действительности (корреспондентская концепция).
Природа (антитезис)-
идея нисходит на природу.
|
1. Неорганическая природа (тезис)
Механика
2. Органическая природа (антитезис)
Биология
3. Физика (синтез)
Философия духа (синтез) –
перерождение идеи в дух. Идея – абстрактная мысль. Дух привязан к субъекту.
1. Субъективный Дух (тезис) - человек
К рассмотрению человека Гегель подходит с трех сторон:
физиология – психология – антропология.
2. Объективный Дух (антитезис) – общество
Существование нормального общества невозможно без регулирования.
Абстрактное право – мораль – нравственность.
3. Абсолютный Дух (синтез) – бог
Само слово «бог» Гегелю не нравилось, говорил, что оно себя изжило. «Чудо – насилие над духом».
Три способа постижения абсолютного духа:
1) Искусство. Постижение через образы и чувства
2) Религия. Духовное постижение. Недостаток: при постижении духа руководствуется только верой (вера гораздо ниже разума).
3) Философия. Постижение с помощью разума.
Философия истории Гегеля (историософия)
У истории есть конечная цель – достижение свободы. Историей управляет мировой Дух – Провидение, Бог. Он ведет Историю к этой цели.
Стадии развития:
I. Абсолютная несвобода.
Государства только появляются. Древний Восток. Деспотии, тираны, подчинение страхом, никто не свободен.
II. Ограниченная свобода.
Греция. Свобода не для всех (рабовладельчество). Свободны только философы.
III. Абсолютная свобода.
Германия, христианство. Христос (богочеловек) освобождает каждого человека. Христианство приносит осознание самого себя.
Вывод:
Законы диалектики образуют своеобразный понятийный каркас, позволяющий диалектически смотреть на мир, описывать его с помощью данных законов, не допуская абсолютизации каких-то процессов или явлений мира, рассматривать последний как развивающийся объект. В результате Гегелю удаётся создать грандиозную философскую систему всей духовной культуры человечества, рассмотрев отдельные её этапы как процесс становления духа. Это своеобразная лестница, по ступеням которой шло человечество и по которой может идти каждый человек, приобщаясь к общемировой культуре и проходя при этом все стадии развития мирового духа. На вершине этой лестницы достигается абсолютное тождество мышления и бытия, после чего начинается чистое мышление, то есть сфера логики.
Билет 25. "Воля к жизни" А. Шопенгауэра, "Воля к власти" Ницше.
Безграничной вере ученых и философов- рационалистов в силу человеческого разума и неизбежность общественного прогресса был нанесен тяжелый удар Французской революции 1879г. Общество, провозгласившее разум божеством и официально положившее учение гениев в основу политики, на поверку оказалось неразумным и бесчеловечным. Террор и невиданные ранее зверства правительства, основанного на "принципах разума", заставил задуматься над действительными возможностями науки и разума. Оказалось, что люди не столько нуждаются в научной истине, сколько в устраивающих их жизненных мифах, "внутри" которых легче жить.
Иррациональная философия Артура Шопенгауэра (1788-1860), а затем и Фридриха Ницше(1844-1900) стала ответом на эти обстоятельства.
В своей работе "мир как воля и представление" Шопенгауэр выступает как продолжатель дела Канта.
Мир, согласно Шопенгауэру, не основан на принципах разума, поскольку в мире вообще нет разума. В мире существует только "воля". Волю, по Шопенгауэру, надо понимать широко - не как качество человеческой души, а как порыв, существующий в природе и в обществе. Но эта воля слепа, она не имеет разумной цели, иррациональна. Воля порождает все явления и процессы в мире, но сама она безосновна и беспричинна. Она выступает как бесцельная потребность выжить (воля к жизни). На человеческом уровне воля выступает в виде страстей (аффектов): властолюбия, мстительности, половой любви и тд. Если снова мира - воля - неразумна, то и мир неразумен. История лишена смысла, в ней нет никакого разумного обоснования. Наука постоянно заходит в тупик, когда пытается обосновать мир из законов разума. Мир не стал лучше из-за развития науки и техники - они становятся большим злом.
Время и пространство враждебны к человеку. В целом, жизнь людей - безнадежное длительное угасание и горе. Смысл жизни состоит в понимании того, что мир - это скорбь. Человек может прожить достойно, искоренив в себе волю к жизни, устранив аффекты. Шопенгауэр ссылается на положения древнеиндийской философии, зовущей человека к отрицанию иллюзорного мира, в стремлении к нирване. Таким образом, Шопенгауэр приходит к выводам о бессилии человека и безнадежности его попыток познать не только законы общества, но и самой возможности познать мир (поскольку у воли, разлитой в мире, нет законов). Он отрицает моральный прогресс и возможность построения счастливого и разумного государства.
Фридрих Ницше - считал себя учеником Шопенгауэра. Мир он понимал как вечное становление, вечный поток, в котором все возвращается на круги своя. Человек не должен бояться смерти, потому что мир повторяется во времени с незначительными вариациями. В мире действует слепая воля, но воля жизни на человеческом уровне проявляется как воля к власти. Воля к власти является основой самоутверждения в формах искусства, морали, религии, науки. Воля к власти - движущая причина человеческой культуры. Человек выделяется из мира животных, создавая мораль, религию, стремясь к истине, но в этом кроется величайшая ошибка: истины нет. Познание это всегда лишь истолковывание фактов. Человек толкует мир, в котором живет, создавая свой собственный мир - мир иллюзии, где проявляется воля человека к власти.
Мораль для Ницше предельно относительна. Истин морали не существует. Но у поступков есть критерий. Критерий действия - степень приближения человека к власти. Никакой общей морали не существует. То, что морально для одних, неморально для других.
(До Сократа мораль отражала интересы умных, богатых, сильных, благородных людей. Сократ - первый декадент в философии, пытался найти общую мораль.)
По Ницше главное искажение морали - христианское учение. Христианская мораль перевернула истинные идеалы людей в целях сохранения стадного большинства, убогого физически и морально. Она провозгласила добром смирение, нищету духа, аскетизм тела.
Ницше считал, что сложившиеся ценности европейской культуры следует подвергнуть переоценке. Однако такая склонность к переоценке - свойство особого человека, носителя творчества и воли, который вскоре должен появиться в мире.