Вопрос 25. «Воля к жизни» А.Шопенгаура, «воля к власти» Ф.Ницше




 

Источник: краткий философский словарь:

А. Шопенгауэр

-реакционный немецкий философ-идеалист. Влияние его философии выросло в эпоху империализма, после его смерти.

Материалистическому миропониманию он противопоставляет враждебный научной мысли метафизический идеализм.

1. Взяв у Канта субъективно-идеалистическое понимание явлений, как обусловленных сознанием, Ш. отбрасывает кантовскую непознаваемую «вещь в себе», утверждая, что сущностью мира является «мировая воля». От религиозных воззрений его отличает то, что он признает господство над миром, слепой, неразумной воли. Его «объективный идеализм» является впоследствии одной из формы иррационализма.

2. Волюнтаризм Ш. отрицает исторический прогресс.

3. Провозглашает идеал «нирваны»-абсолютной безмятежности, убивающей волю к жизни.

Волюнтаризм и человеконенавистничество послужили одним из источников германского фашизма.

Волюнтаризм- одно из субъективно-идеалистических направлений, отрицающее объективную закономерность и необходимость в природе и обществе и приписывающее человеческой воле решающее значение.

Представители: Шопенгауэр, Ницше, Гартман.

 

Источник: лекции

Иррационализм – направление не принимавшее это мнение – недоверие к разуму.

Артур Шопенгауэр

Родился в шведском Датци.

 

 

Источники философии Шопенгауэра:

• Гегель не выделял восточную философию. Шопенгауэр выделяет индийскую философию. Существует единое начало, а все остальное покрыто покрывалом майо. Брахман и его сон.

 

• Буддизм. Великий пессимист философии. Жизнь – есть страдание – первая и самая главная мысль буддизма.

• Платон. Существует мир идей и мир вещей как тень идей

• Кант. Существуют вещи в себе и они являются в подлинные

Мир-совокупность феноменов, явлений; мир как представление. Мир вне нашего восприятия для нас ничто. Ш.хочет сделать факт закрытости мира элементом широкой мировоззренческой системы.

«Мир как воля и представление» - главный труд. В основе мира лежит вещь в себе. Вещь в себе на самом деле познаваема – это мировая воля. Воля антиразума, безосновна, стихийна, слепа. Шопенгауэр был бы рад если бы миром как учил Гегель управлял разум, но это не так и от этого его пессимизм. Волюнтаризм – воля в основе мира. Как уйти из-под влияния воли

Этика Шопенгауэра построена на восточной. Аскетизм: надо отрешиться от желаний. Второй путь избавления от воли – это путь искусства. Этот путь не такой абсолютный как первый.

В созерцании искусства для нас не актуальны желания. Музыка – сфера где воля говорит на своем языке. Учение Кришны: меня действия на питают, никаких от них я плодов не жажду.

Воля к жизни. Инстинкт самосохранения неразумен. Продолжение рода тоже неразумно. Разум является продолжением воли.

 

Источник: учебник(«Философия» Кириленко, Шевцов)

 

«Если физический мир должен быть чем-то большим нежели наше представление, то мы должны сказать, что он, кроме представления, т.е.в себе и по-своему внутреннему существу является тем, что ы непосредственно в самих себе находим как волю.»

Воля-основа мира, она пронизывает существование каждой вещи, определяет структуру наших представлений. Воля- это не способность следовать долгу, это голос тела: иррациональный и бесцельный»

Воля проявляется в мире необходимости. В природе воля слепая сила, наиболее явно она выступает в человеке. Воля-вечное становение, бесконечный поток трансформаций.

Ш. использует мыслеобразы античной философии: воля имеет определенный «набор2 идей-образы вещей, которые вырывают друг у друга материю, ибо каждая вещь хочет раскрыть свою идею.

Пр. общество потребительски относится к природе, человек-к человеку.

Пессимизм Ш. имеет пределы, он полагает, что человек способен вырваться из тисков воли, через искусство, тк там мы созерцаем вещи заинтересованно, без корысти. Мы не хотим поглотить объект, мы сливаемся с ним. Особенное внимание он уделяет Возвышенному. Возвышенное- сложная гамма чувств, возникающая при встрече с чем-то безграничным. Субъект не ощущуает себя центром мира, у него появляется чувстов единения с миром; это возвышает человека. Возвышенное приближает нас к первооснове мира.

2 вида возвышенного:

1. Математически возвышенное-

Эстетическое восприятие пространства и времени, переживание вечности и бесконечности. «Я» мира и мое собственное «я»-одно.

2. Динамически возвышенное- переживание природных стихий. Эстетический эффект возникает в результате осознания двойственности человека, как выразителя воли и одновременно-созерцания мира как представления. Человек видит общность родственного «чистого» созерцания и «чистой» не объективированной воли.

Над архитектурой, скульптурой, живописью возвышается искусство трагедии. Трагедия объективирует волю: в ней изображается бессмысленный случай с его губительной силой. С помощью трагедии происходит очищение воли. Самым глубоким видом искусства является музыка: выражает самую «чистую» волю, а не ее объективизации. Чистая воля, лишенная объективизации трансформирует энергию хотения в энергию творчества.

 

 

Освобождение человека от «воли»:

1. Чувство справедливости, признание других равному себе (прежде чем дойти до этой стадии чел должен пройти все стадии эгоизма; дойдя до предела, он понимает, что любое удовольствие призрачно. Пытаясь облегчить свое страдание, он ищет зрелище чужого. Потом понимает, что мучитель еще и мученик; начинает чувствовать себя и субъектом и объектом воли. В другом мученике начинает узнавать себя)

2. Чувство справедливости рождает чувство сострадания

3. Для окончательного поворота воли необходим путь аскетизма, безбрачия, добровольного ухода из мира.

Для Ш. Было крайне важно отстоять возможность человека противостоять слепой воле.

 

Ф. Ницше

 

Источник: из краткого словаря философии

 

Ф.Ницше- реакционный немецкий философ-идеалист. Мировоззрение Ницше проникнуто ненавистью к духу революции. Его философия-волюнтаризм. Отрицает объективную закономерность, приписывал воле решающее, первичное значение. Движущая сила всех процессов-воля к власти (замена дарв.закона «борьба за существования»). Отрицая прогресс в природе и обществе, Ницше противопоставляет научной теории развития миф о «вечном возвращении всех вещей», согласно которому история идет не вперед, а постоянно возвращается назад, к пройденным ранее этапам. Философия Ницше- реакционная, человеконенавистническая, проникнутая ненавистью к трудящимся, воспевающая культ силы; христианские догмы по его мнению расслабляют волю к борьбе.

 

Источники: лекции

Фридрих Ницше

Болел неизлечимой болезнью. Стиль – афористический, без последовательности. Он не мог долго заниматься одной работой. В последний год своей жизни сошел с ума.

Воля не к жизни, а к власти. Делил людей на сильны и слабых. Воля к жизни – это желание жить. Как можно стремиться к тому что уже есть. Мы стремимся превосходить самих себя, воля к силе, мощи, противостоянию. Темы:

1) Имморализм – критикует мораль прежде всего христианскую.

2) Критикует всю культуру Европы.

3) Богоборец – требует битвы с богом. Бог умер, это мы его убили.

4) Сверхчеловек приходит на его смену – Так говорил Заратустра. Это человек который придет на смену бога после смерти последнего человека

 

Иудаизм-сократо-христианская философия.

Основная черта религии – мысль о неком воздаянии. Страусы которые зарывают голову в песок неба. Жизнь есть болезнь смерть – выздоровление у Сократа.

Религия слабых. Религия рабов. Христиане – верблюды. Несильный не выносливый дух христиан. Верблюд нуждается в подчинении, не руководствуется собственными принципами.

Лев – это сильный человек. Принцип своего я – Я хочу. Золотой дракон – Ты должен, Бог – гарант морали.

Ребенок. Лев не способен созидать, потому что он заражен мыслями разрушения. Ребенок способен создать что-то новое. Люди которые хотят умереть – враги и друзья.

(основная идея Ницше - это сверхчеловек

и тут его метафора

сильный человек - это лев, лев, который должен вступить в схватку с Богом. Бог в этой метафоре дракон. И лев должен победить дракона,

и тут появляется третий образ. Образ сверхчеловека - это ребенок. Это рождение новых принципов, идеалов. Лев не может жить в новом мире, за который он боролся, так как его основная задача разрушить, а создать что-то новое он не может)

Мораль. Добро – это все то, что повышает в нас волю к власти. Зло – это все то, что делает нас слабыми.

Воля и разум противопоставлены. Разум делает нас слабыми. Волю надо в себе воспитывать. Нет бог не умер, он просто скинул свою моральную кожу, но он воскреснет по ту сторону добра и зла.

Жизнь души есть жизнь тела. Ополчается на любовь к ближнему и на сострадание. Бегите от ближних и любите дальних. Ближние – это современники. Дальний – сверхчеловек.

Сострадание – это потакание слабости, это лицемерие.

 

Источник: учебник(«Философия» Кириленко, Шевцов)

Ф. Ницше лишена качества системности. Основные темы: «жизнь», «воля к власти», «нигилизм», «имморализм», «вечное возращение», «смерть Бога».

Жизнь-слепое, иррациональное начало мира, слитое с «волей к власти». Человек, ставший «господином природы», «господином дикости» в сравнении с недочеловеком представляет колоссальное количество власти.

Есть один мир-мир жизни.(отличие от Ш.в том, что у Ш воля к жизни-природное начало) Жизнь-единство природности и духовности. Жить- значит быть другим: не подчиняться ни природе, ни человеческой необходимости.

Нигилизм- промежуточное состояние. Оно может быть выражением и силы, и слабости человека и общества. Суть: человек понимает, что смысл жизни отсутствует (нет Бога, истины). Нигилизм слабых- упадок и разложение. Нигилизм сильным- создание новой морали, нового человека. Происходит переоценка ценностей:

Философия- духовная воля к власти, к сотворению мира.

Переоценка ценностей:

1. Любовь к ближнему заменяется на любовь к дальнему

Любовь к дальнему- творческая любовь,; это не смягчение текущих проявлений зла, а изменение самих принципов жизни. Принимает форму борьбы с людьми сегодняшнему, сопровождается отчуждением к ближнему. Это любовь к «идее человека», каким он мог бы быть.

2. Отрицание сострадания, доброты, долга. Кто не щадит себя, не имеет права щадить другого.

3. Пересмотр отношения к человеческому счастью. Человек не обязан быть счастливым, он обязан быть свободным.

4. Религиозные ценности: Христос отрицал все то, что сейчас называется христианством. Бог умер, но это вы его убили. Христианство с всепрощением ослабляет в человеке волю к творчеству. Образ Христа открывает путь к сверхчеловеку.

Имморализм- отрицание не морали, а углубление нашего морального сознания, повышение ответственности человека за самого себя и за человечество.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: