Вопрос 24. Христианский предэкзистенциализм С. Къеркегора




 

Сёрен Обю Кьекегор (1813-1855, Копенгаген)

 

Сёрена Кьеркегора часто называют «Сократ 19 века».

Этот датский мыслитель считается одним из философов, наиболее заметно повлиявших на философскую мысль 20 века. Он ввел термин «экзистенция» и стал своеобразным предтечьем современного направления экзистенциализм.

 

«Мое страдание – всемирное историческое событие» - писал Кьеркегор.

На философию Кьеркегора повлияла жизнь его отца. Михаэль (или Петер) Кьеркегор в юности жил в бедности. Родители отдали его пастухам, ужасно обращавшимся с Михаэлем. Однажды ночью Михаэль, устав от всего, взбежал на холм и проклял Бога за то, что он послал ему такие страдания.

Повзрослев, Михаэль Кьеркегор стал богатым коммерсантом торговцем шерстью и женился. Однако несколько раз умирали новорожденные дети Кьеркегора, в чем он видел в этом проклятье Бога и расплату за свои слова. Отец Сёрена жил в страхе и привил страх смерти и сыну, потому что был уверен, что кара Бога ждет все его потомство.

Сёрен Кьеркегор ждал своей смерти каждый день, хотя дожил до 42 лет. Когда он учился в Копенгагенском университете на теологическом факультете, то был обручен с Региной Ольсен. Внезапно Однако постоянный страх расплаты за грех отца заставляет Сёрена пожертвовать возлюбленной, ради ее же самой, и уехать в Берлин. В Берлине Кьеркегор посещает лекции Фридриха Шеллинга.

 

В своих работах «Или - или» («Наслаждение и долг») и «Болезнь к смерти» Кьеркегор делит человеческую жизнь на три стадии развития личности: эстетическую, этическую и религиозную.

 Эстетическая жизнь непосредственная, когда человек живет минутой, не задумываясь о смысле своего существования. Она предполагает главенство чувственного восприятия, когда люди живут жизнью чувств. Это непосредственные гедонисты, которые больше ценят не духовную, а физическую свою природу. Самое важное для них – здоровье и красота. В качестве примеров таких людей С. Кьеркегор приводит Дон Жуана, Фауста, римского императора Нерона, а также библейского героя Агасфера. Все они, по его мнению, стремятся обрести себя, но этого им не удается, потому что они ищут себя во внешнем мире. Про таких еще говорят: «Имя ему - легион». (Агасфер – вечный жид, который отказался нести крест и был наказан богом). Образ людей на стадии эстетической жизни трагичен. Им дано только относительное различие добра и зла. И они очень ценят прекрасное.

Человек, живущий внешней непосредственной жизнью, постоянно испытывает чувство тревоги, дисгармонии, страха перед чем-то неизбежным. По мнению Кьеркегора, природа человека направляет его на духовный путь.

Переход от жизни эстетическими наслаждениями к нравственности осуществляется через отчаяние.

Отчаяние – это раскрытие внутренней духовной природы человека. Предайся отчаянию, писал Кьеркегор, и ты не будешь более обманывать окружающий тебя мир, не будешь более бесполезным обитателем мира. Человек отчаивается в себе как в эмпирическом существе и выбирает себя через существо абсолютное.

 Этический образ жизни полон нравственности. Главное место в нем занимает категория выбора. Совершение выбора ведет к различению добра и зла. Кьеркегор считает, что человек, совершающий этический выбор, стано-вится свободной, сознательной личностью. А свобода как раз и предполагает «абсолютное различие добра и зла». Воплощением этики Кьеркегор считает Сократа, который учил, что «Добродетель есть знание». Этика и разум идут рука об руку. На первом месте у эстетика находится разум. Этика – это сфера всеобщего. Но это не предел существования.

 Подлинная экзистенция, или истинное существование, включает религиозное сознание. Вера начинается только там, где заканчивается любое мышление. Рассматривая пример религиозного человека, Кьеркегор пытается понять, что испытывает Авраам, собираясь принести в жертву Исаака. Он обращает внимание, что Авраам никому не объясняет свои действия, делая вывод, что Авраам выпал из всеобщего, потому что Безмолвие – религиозный язык.

Приношение детей в жертву совершали Агамемнон и Иеффай. Однако Агамемнон приносил в жертву дочь Фигемию, ради микенского народа. Иеффай давал Богу свое обещание. Эти герои находятся в сфере всеобщего. А Авраам всего лишь увидел странный сон. Отсутствие размышлений Авраама показывает, что он противопоставлен всеобщему. Такое истинное религиозное существование, по Кьеркегору, имеет место, когда единичный человек противопоставлен обществу и общается с Богом.

 

«Парадоксальная диалектика» Серена Кьеркегора – это основа экзистенциального понимания времени, которое касается свободы и субъективности. Библейский герой Иов в произведении Кьеркегора «Несчастнейший» оказывается тем, кто осуществляет повторение, поскольку бунтуя против Бога, который отнял у него все, он не поддался на общие призывы и осуждение людей, а выдержал до конца испытание, посланное ему Богом. «Повторение» для Иова является примирением с Богом, восстановлением себя и своей жизненной ситуации.

Как пишет С. Кьеркегор, «повторение» является попыткой примирить учение элеатов и Гераклита, поскольку это некое постоянство в изменении, преемственность бытия при изменении смысла.

Философия С. Кьеркегора представляет отчаянную борьбу за возможность. Отсутствие возможности означает, что либо все стало необходимым и нет смысла говорить о человеческой свободе, либо все стало обыденным.

 

Заключение: экзистенциализм Кьеркегора.

1) Кьеркегор пересматривает понятие истины. Если вся предшествующая философия предполагала, что источником истины является разум, то этот философ говорит о непогрешимости разума и субъективности истины.

2) Его философия начинается с отчаяния и сопряжена с понятием «существования». Схоластика развивала идею Аристотеля о различении сущности и существования, признавая сущность предшествующей существованию. Кьеркегор перевернул соотношение этих категорий, существование стало предшествовать сущности.

3) Предметом его философии становится единичный человек – «существующий мыслитель» - неопределенная индивидуальность, в которой соединены мышление и осуществление. Мышление и существование соединены воедино в человеческой экзистенции

4) Страдание, по Кьеркегору, неизбежное и должное в человеческом существовании: только постигнув суть и глубину страдания, человек способен отыскать дорогу к спасению

5) Глубокие переживания выталкивают человека на уровень подлинного и действительного существования, за пределы своего наличного бытия

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: