ВОПРОС 21 ЛИНИЯ ЭМПИРИЗМА В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ




Основные имена: Томас Гоббс, Джон Локк, Фрэнсис Бэкон.

Познание начинается с опыта (empirico – опыт). Эмпириков назввают термином «сенсуализм».

Френсис Бэкон – основоположник направления, отец науки. Наравне с Декартом называют «отцом нового времени». Бэкон говорит, что природе нашего сознания свойственны врожденные заблуждения, идолы, мешающие пути строгого научного познания. Избавиться от них невозможно, но бороться необходимо.:

• Идол рода – самые опасные заблуждения, общие для всех людей, связанные с отождествлением человеческой природы и природы вещей. особенно заблуждение по поводу цели. Целеполагание свойственно только человеку.

• Идол пещеры - у каждого человека своя «пещера», заблуждение, свойственное каждому человеку в отдельности, издержки существования разума вместе с волей и страстями.

• Идол рыночной площади - рынок как место общения людей, идол об общении и о тех ошибках, которые возникают во время общения, об неправильном употреблении терминов из-за применения житейских понятий в науке.

• Идол театра – теории и идеи прошлого создают вымышленный мир, и мы слишком подвержены авторитетам, это неправильно, никаких авторитетов быть не должно, единственный авторитет – наш разум.

Теория познания. Познание начинается не с разума, а с восприятия. Три способа познания:

1) Познание паука - Паук берет нить для паутины из себя. Мы берем идеи из своего мышления. Познание из себя. Этот род познания Бэкон отвергает.

2) Деятельность муравья - муравьи все время все собирают, сваливают в кучу. Собирание фактов - однобокий эмпиризм. Собираем факты, но не утруждаемся их осмыслить.

3) Познание пчелы. Собирает нектар, перерабатывает в мед. Собирание фактов и их обработка, формирование теорий.

Логический метод Бэкона. Метод индукции – от частного к общему, идти от фактов из опытов и наблюдений к общим аксиомам постепенно. Так же следует переходить от опытов, дающих общие научные знания, к опытам, дающим практические результаты. Метод таблиц – упорядочивание описаний природы. Таблицы присутствия – различные субстанции с общим свойством (свойство по Бэкону исходит от формы). Таблица отсутствия – субстанции, схожие с предыдущими по форме, но лишенные свойства, важны для ограничения круга возможных выводов. Таблицы степени – ну тут понятно. Таблицы позволяют отбрасывать те виды природы, которые противоречат опытным данным. Индуктивный метод – истинность посылок не гарантирует истинность заключения.

Эмпирический метод

Разум – это голая рука, которой нужен инструмент – чувства. Ошибка античных философов – в неиспользовании инструментов. Разумом нужно управлять, его нужно очистить от стихийного, сбивающего с пути познания природы, и принудить опираться на чувственный опыт, не отрываясь от него.

Классификация наук

Необходимо вписывать в классификацию существующие науки и те, что только предстоит создать. Основа деления – по способностям души человека.

История (на основе памяти) – гражданская и естественная. Естественная: собственно естественная природа, природа с отклонениями и антропогенная природа. Гражданская: церковная, политическая, промышленная, литературная, история искусства.

Поэзия (на основе воображения), даже античная, может давать многое современной науке, если правильно ее толковать.

Наука (на основе разума):

Теология и философия (деление по источнику знания), аналогия – «Книга Священного Писания» и «Книга Природы». Между ними – «естественная теология» или «божественная философия», занимающаяся духовным познанием божественного и духовного (критикуется Бэконом). Чудеса нужны для обращения в веру тех, кто не может правильно почитать Бога, при этом лучше не почитать Бога вовсе, чем почитать неправильно, поэтому наука и религия могут сосуществовать.

Наука делится на три части по объекту познания: Бог, природа, человек. Изучать последние два проще, так как они нам даны на практике. Разница между духовным и естественным – не в сущности, а в причине появления, поэтому нужно изучать причины и исследовать результаты (еще два направления). Причины изучаются физикой и метафизикой, результаты – механикой и естественной магией.

Метафизика – учение о формах природы, являющееся ее частью. Бэкон не признает понятия субстанции и много других общих понятий («бытие» и пр), злоупотребление общими понятиями не приводит ни к чему хорошему, необходимо рассматривать вещи беспристрастно. Форма по Бэкону – закон, который описывает качества тел и их превращения, а не сущность. Выработка методологии метафизики приведет к выходу за пределы установленного порядка природы.

Основные труды:

«О достоинстве и преумножении наук» (1623) – классификация наук

«Новый органон, или истинные указания для истолкования природы» (1620) – человек должен владеть природой, предтечи научного метода, противопоставлен схоластическому «Органону» Аристотеля

«Естественная история» (1627 – посмертно)

Первые три из шести частей запланированного «Великого восстановления наук»

Томас Гоббс и Джон Локк - последователи. Локк – сенсуалист. Теории государства.

Теория Томаса Гоббса. Гоббс считает, что естественным состоянием человека была вражда всех со всеми из-за эгоистичной человеческой природы. Подобный хаос прекратился с появлением общественного договора – принесение в жертву части свободы ради гарантии безопасности жизни, появление государств, правителей. Труд, посвященный этому - «Левиафан» (государство как «смертный бог»). В нем Гоббс обосновывает правильность режима абсолютной монархии и сильного единого государства.

Гоббс заимствовал декартовскую физику, но метафизика его была эмпирической (интеллект вторичен по отношению к телу, интеллект – способность субъекта). Отказывается от врожденных идей, идеи воспринимаемы. Семантика основа на памяти, под влиянием семантики развивается разум. Предмет науки – только материальное. Рассуждение – это исчисление.

Джон Локк был с ним не согласен и создал теорию разделения властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную, контроль над которыми осуществляет верховный правитель.

Теория познания. Локк – систематизатор работ Гоббса и Бэкона. Строит теорию первичных и вторичных качеств. Какие-то качества мультимодальны, т.е. мы воспринимаем их больше, чем одним органом чувств, например, размер предмета. И это качество будет являться объективным.

Но есть качества, которые определяются одним органом чувств, например, вкус. Эти качества субъективны. Мы все качества воспринимаем через органы чувств, эти каечства дают картину мира. Насколько эта картина соответствует реальности. Быть – значит быть воспринимаемым. Юн был агностиком, сомневался в этой теории, что породило философию Канта.

 

Вопрос 22. Философия И. Канта: «коперниканский переворот» и категорический императив.

(пользовалась учебником, который он советовал: «История философии» Васильева, Кротова, Бугая)

 

[Платон, Аристотель, Кант, Гегель – 4 кита философии]

 

Большую роль в изменении стиля философского мышления, характерного для Нового времени, и подготовке поворота к современной философии сыграл немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804). Его называют основоположником классической немецкой философии, под которой обычно понимают философские системы пяти мыслителей: самого Канта, И. Г. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Ф. В. Гегеля и Л. Фейербаха.

 

Его философское творчество традиционно делят на два периода:

 

1) Докритический – до 1770г. интересы И. Канта были связаны преимущественно с разработкой естественнонаучных и логических проблем. В работе «Всеобщая история и теория неба» философ выдвигает модель естественного возникновения Вселенной из материи, сотворенной Богом. (самопроизвольное развитие Вселенной от хаоса к порядку - космогоническая гипотеза развивается под сильным влиянием идей Лейбница)

 

[после 70ого – вдруг замолкает. В течении 11 лет ничего не пишет, Кант называет это период «догматического сна», критический период 1781. Пробудил его философ Дэвид Юм. Который поставил след вопрос: яблоко – сколько у него качеств? Столько, сколько у нас органов чувств. А действительно ли у всех предметов 5 качеств? Может их сто или одно?

Насколько мир, который мы воспринимаем, соответствует миру реальному?

На счет опыта тоже возникают сомнения. То, что следует после чего-то, не значит, что является причиной. Юм пришел к выводу: наше представление о мире есть не более, чем религия о мире, созданная нашим разумом. Нельзя доказать, что мир реален.]

 

2) Критический - время постановки Кантом вопроса о возможности метафизики как науки и создания им новых ориентиров в философии, и прежде всего теории активности сознания.

К критическому периоду относятся наиболее значительные труды Канта:

 "Критика чистого разума",

 "Критика практического разума",

 "Критика способности суждения",

 

Кант полагает, что главный вопрос философии антропологический: «Что такое человек?», который охватывает три основных вопроса:

1. Что я могу знать? (гносеологический).

2. Что я должен делагь? (моральный).

3. На что я смею надеяться? (религиозный)'.

 

В критический период Кант предпринимает систематическое и критическое исследование способностей души, по-новому представляя образ человека как творца собственного мира. В результате размышлений над основоположениями метафизики и доводами скептицизма Юма Кант, по его собственным словам, «пробуждается от догматического сна» и совершает «коперниканский переворот»(сам его так назвал): подобно Копернику, представившему в движении не звезды, а позицию наблюдателя, Кант утверждает, что не субъект вращается вокруг объекта, а, наоборот, объект — вокруг субъекта.

 

=> познавательные способности человека каким-то образом определяют вещи

 

Наше сознание придает предмету ту форму всеобщего и необходимого знания, в какой он только и может познаваться. Независимо от субъекта, вне его, предмет существует как непознаваемая «вещь в себе» или «вещь сама по себе». Сознанию доступны только явления вещи (феномены), представленные в заданных субъектом всеобщих и необходимых формах (чем вещь является для нас). Кант отличает феномены от ноуменов — вещей, самих по себе, по самому своему определению независимые от познавательных способностей человека.

 

Познавательные способности субъекта (3) – из «Критики чистого разума»

 

[Критика чистого разума: трансцедентальная аналитика, эстетика и диалектика. Трансцендентный – не присутствует в мире, выходящий за пределы сознания. Трансцедентальный – переход в систему априорного знания, конструирование опыта посредством накладывания априорных форм. ]

 

 

ЧУВСТВЕННОСТЬ(эстктика)

Происходит искажение мира в восприятиии РАССУДОК (аналитика)

Анализирует – расчленение единого предмета на части, чтобы воспринять его. РАЗУМ (диалектика)

Работает с материалом от рассудка – категориями (здесь категории = идеи)

 

Главный вопрос: Как возможна математика как наука? Главный вопрос: Как возможно научное естествознание? Главный вопрос: Как возможна метафизика как наука?

 

 

Учение об априорных пространстве и времени.

Учение об априорных категориях. (4 группы, по 3 в каждой =12) Учение об идеях.

 

Три основных значения

понятия «вещь-в-себе»:

1) объективная реальность - источник наших ощущений;

2) непознаваемое (сфера сущностей);

3) объекты умопостигаемого мира (Бог, бессмертная душа и свобода)

Классификация категорий:

1) по количеству:

• единство

• множество

• совокупность

2) по качеству:

• реальность

• отрицание

• ограничение

3) по отношению:

• субстанция

• причинность

• взаимность

4) по модальности:

• возможность

• действительность

• необходимость Классификация идей:

1) о душе (чем являюсь я) -предмет рациональной пси

2) о мире/космосе/бытии (то, что вокруг меня, в чем я нахожусь) – предмет рациональн. космологии

3) о боге (не существует никаких доказательств бытия Бога в пределах разума) – предмет рациональной теологии

1+2+3 =философия/метафизика

- 4 антиномии:

- мир конечен или бесконечен в пространстве и времени;

- мир делим или неделим до бесконечности;

- свобода существует или не существует;

- есть ли в ряду мировых причин некая необходимая сущность или в нем все случайно.

Итог: Априорные формы пространства и времени обусловливают всеобщность и необходимость математических истин. Итог: Априорные категории являются условиями возможности теоретического естествознания. Итог: Старая метафизика невозможна, т.к. обещая научное знание о мире в целом, разум запутывается в противоречиях. Мир непознаваем.

 

 

«Критика практического разума»:

«Кант сердцем восстановил то, что он разрушил разумом».

 

-Кант исходит из аксиомы: мораль существует, и она является общей для всех людей, - явл. значимыми одни и те же ценности.

 

-Человек свободен всегда, но моральным он становится, если следует категорическому императиву.

 

-Категорический императив VS Гипотетический императив

(моральные требования) (лишенн. морального содержания

ты должен сделать что-то ради чего-то»)

 

Категорический императив: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения имела в то же время силу всемирного законодательства».

N.B. Знать наизусть!!!

^

близко к «золотому правилу нравственности»: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой, но не равно.

 

-Условие существования моральной личности – ограниченность познания (если бы мы были уверены, что бог есть, поступали бы морально, не потому что мы так решили, а ради того. чтобы боженька нас не покарал).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: