Вопрос 23. Абсолютный рационализм и панлогизм Г. В. Ф. Гегеля. Диалектический метод Гегеля.




 

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831) — немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма.

- всякое отвержение субъективности

В философии Гегеля рационализм объединяется с диалектикой, которая выступает как всеобщая логика самопознания разума, или абсолютной идеи, как логика универсального мирового процесса и в то же время как фундаментальная теория познания.

Панлогизм – всё действительное разумно, всё разумное – действительно; отождествление мышления и действительности.

Диалектика – 1) искусство спора (Платон, Сократ)

2) учение о развитии через единство и борьбу противоположностей (Гераклит + Гегель)

Философия Гераклита считается предтечей диалектики Гегеля, который позаимствовал у Гераклита учение о развитии через противоречия. Гераклит: весь мир развивается, не стоит на месте.

Три закона диалектики:

1. Закон единства и борьбы противоположностей.

Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Причина развития - единство и борьба противоположностей.

Через борьбу создается единство. (Инь и Янь - пример единства противоположностей). Борьба рождает мысль.

Принцип троичности, или триады.

Изначально тезис, но потенциально таит антитезис. Тезис - антитезис – синтез (одно превращается в другое в процессе развития). Противоположности взаимодействуют, то есть борются.

 

Отрицание тезиса, а затем и антитезиса означает не уничтожение предмета (т. е. не уничтожение антитезиса), а развитие всего содержания предмета. Синтез есть объединение тезиса и антитезиса, достижение более высокого содержания, чем это имелось в «тезисе» и «антитезисе»; в отличие от простого их сложения здесь нечто новое, а именно здесь обеспечивается преодоление противоречий предыдущих этапов развития. То есть синтез – это возвращение к тезису, но на новом уровне (принцип спирали).

Пример: Тезис – существует дядя. Антитезис – существует племянник. Синтез – существуют и дядя, и племянник. Однако синтез в свою очередь содержит в себе противополагающее начало, которое приводит к его отрицанию, то есть синтез далее рассматривается как тезис и т.д. То есть тезис о существовании дяди и племянника предполагает антитезис о существовании сестры/брата дяди и т.д.

 

2. Закон направления развития (двойного отрицания).

Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание. Развитие происходи по спирали. Синтез – это двойное отрицание тезиса.

- вначале идея развивается в самой себе (стадия тезиса) – логика

- далее идея отчуждается от себя, нисходит на природу (стадия антитезиса) – физика

Природа пропитывается идеей и идея наполняется природным содержанием.

- перерождение идеи в дух и продолжение своего развития (стадия синтеза) – философия духа

 

3. Закон перехода количественных отношений в качественные (количественные изменения на определённом этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений).

В Ставшем Бытии (результат Становления; см. далее про Бытие-раздел Логики) можно выделить количество и качество. Количество – это свойство, безразличное к своему Бытию. Качество – это свойство, относящееся к Бытию.

Софизм про лысого: Сколько волос надо вырвать, чтобы образовалась лысина? То, где количество переходит в качество, – мера. Мера – получение знаний; мера есть качественно определённое количество. До меры количество остается количеством, после меры – становится качеством.

Примеры: +1 хромосома => синдром Дауна, врожденный порок сердца.

 

Логика (тезис) –

идея развивается в самой себе.

1. 1) Бытие (тезис) – пусто, нет содержания

2) Ничто (антитезис)

3) Становление (синтез) – развитие, Ставшее Бытие. Возникает наличное бытие,

обладающее некой определенностью - качеством. Количество не приводит к изменению качества в определенных границах. Единство качества и количества образует меру, переход

которой приводит к изменению качества, совершающегося посредством скачка. Таким образом, Гегель сформулировал закон перехода количества в качество.

2. Сущность

Внутренним ядром бытия является сущность. Сущность предшествует существованию. Сущность противопоставляется явлению. Сущность является, а явление существенно. Действительность: все действительное разумно, всё разумное действительно (панлогизм).

Необходимость и случайность. Случайность – свобода. Свобода – осознанная необходимость.

3. Понятие

Сущность Бытия проявляется в Понятии.

Истина – соответствие понятия о действительности самой действительности (корреспондентская концепция).

 

Природа (антитезис)-

идея нисходит на природу.

1. Неорганическая природа (тезис)

Механика

2. Органическая природа (антитезис)

Биология

3. Физика (синтез)

 

Философия духа (синтез) –

перерождение идеи в дух. Идея – абстрактная мысль. Дух привязан к субъекту.

1. Субъективный Дух (тезис) - человек

К рассмотрению человека Гегель подходит с трех сторон:

физиология – психология – антропология.

2. Объективный Дух (антитезис) – общество

Существование нормального общества невозможно без регулирования.

Абстрактное право – мораль – нравственность.

3. Абсолютный Дух (синтез) – бог

Само слово «бог» Гегелю не нравилось, говорил, что оно себя изжило. «Чудо – насилие над духом».

Три способа постижения абсолютного духа:

1) Искусство. Постижение через образы и чувства

2) Религия. Духовное постижение. Недостаток: при постижении духа руководствуется только верой (вера гораздо ниже разума).

3) Философия. Постижение с помощью разума.

Философия истории Гегеля (историософия)

У истории есть конечная цель – достижение свободы. Историей управляет мировой Дух – Провидение, Бог. Он ведет Историю к этой цели.

Стадии развития:

I. Абсолютная несвобода.

Государства только появляются. Древний Восток. Деспотии, тираны, подчинение страхом, никто не свободен.

II. Ограниченная свобода.

Греция. Свобода не для всех (рабовладельчество). Свободны только философы.

III. Абсолютная свобода.

Германия, христианство. Христос (богочеловек) освобождает каждого человека. Христианство приносит осознание самого себя.

 

 

Вывод:

Законы диалектики образуют своеобразный понятийный каркас, позволяющий диалектически смотреть на мир, описывать его с помощью данных законов, не допуская абсолютизации каких-то процессов или явлений мира, рассматривать последний как развивающийся объект. В результате Гегелю удаётся создать грандиозную философскую систему всей духовной культуры человечества, рассмотрев отдельные её этапы как процесс становления духа. Это своеобразная лестница, по ступеням которой шло человечество и по которой может идти каждый человек, приобщаясь к общемировой культуре и проходя при этом все стадии развития мирового духа. На вершине этой лестницы достигается абсолютное тождество мышления и бытия, после чего начинается чистое мышление, то есть сфера логики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: