История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева
Скептицизмом называется такая точка зрения, в соответствии с которой отрицается возможность любого познания мира и утверждается необходимость воздержания от какого бы то ни было суждения о нем. Греческое слово «скепсис» означает «рассмотрение».
Пиррон (360 — 270 гг. до н. э.) дал определения скептицизма как отдельного философского направления. Под скептиками Пиррон понимал тех, кто постоянно рассматривает нечто, но не приходит при этом ни к какому решению. Такие люди всегда ищут истину, но не находят ее. Они, рассмотрев то или иное утверждение, воздерживаются от суждения. Еще последователи Пиррона назывались «апоретиками», ибо они приводили в состоянии «апории», т.е. безвыходности, и тех, кто утверждал какие-либо учения, и самих себя. Скептицизм в собственном смысле слова — это учение Пиррона и его последователей. Хронологически он разделяется на следующие этапы. Скептицизм Пиррона и Тимона, затем, скептицизм Энесидема и Агриппы, наконец, скептицизм Секста Эмпирика и Менодота.
1. Скептицизм Пиррона и Тимона.
Пиррон стал первым учить о непознаваемости всего и о необходимости воздерживаться от суждения. Он учил, что по природе нет ничего прекрасного и безобразного, ничего справедливого и несправедливого и т. д., но люди все осуществляют по своим установлениям и по привычке. Доказывалось это положением Пиррона, что «каждая вещь не в большей степени то, чем это» (Диоген Лаэртский, IX 61), т. е. о любой вещи можно высказать определение и противоположное ему, так что ничего о природе вещи мы не будем знать. В силу этого ни о чем нельзя высказываться определенно, нельзя утверждать нечто о сущности той или иной вещи, но нужно, по Пиррону, следовать тому, что является. Каждое высказывание является равносильным противоположному высказыванию, поэтому между ними невозможен выбор. Высказывания скептиков, согласно им самим, суть только выражение состояния безразличия и отсутствия склонности к любому высказыванию.
|
Ученик Пиррона Тимон так определял отношение скептика к миру: «Желающий быть счастливым должен обращать внимание на следующие три вещи. Во-первых, на то, каковы вещи, во-вторых, каким образом нам нужно к ним относиться, наконец, что воспоследует для человека за таковым отношением. И касательно вещей он выявит, что они в равной степени безразличны, непостоянны и не подлежат суждению, а коли так, то и мнения о них не могут быть ни истинными, ни ложными. А отсюда следует, что им к чему-либо и неколебимым. О каждой вещи надо говорить, что она есть не в большей степени, чем ее нет, что она и есть и не есть, что она ни есть, ни не есть. А кто пришел в такое расположение духа, у него сперва появится полное воздержание от высказываний и речи, а затем невозмутимость». В этом фрагменте обращает внимание на себя следующее. Во-первых, целью скептического мировоззрения, по Пиррону и Тимону, была счастливая, или блаженная, жизнь. Значение теоретического рассмотрения у скептиков является сугубо отрицательным и выступающим как средство. Во-вторых, этический идеал Пиррона определяется отрицательно, как отсутствие волнений и беспокойства, которые могут быть причинены вещами при ненадлежащем к ним отношении. Невозмутимость и безразличие единственные «блага», к которым нужно стремиться. Все остальное в одинаковой степени безразлично для счастья.
|
Примеры из жизни. Когда Пиррон оказался на корабле, попавшем в бурю, он указал своим перепуганным спутникам на свинью, как ни в чем не бывало жравшую на палубе из своего корыта, и сказал, что мудрец именно таков. Скептическому мудрецу чужды жалость и привязанность. Сам Пиррон, когда увидел, что его учитель Анаксарх попал в болото, с чувством полного безразличия и без всякой жалости проследовал мимо своей дорогой, вызвав восхищение Анаксарха.
По конспектам лекций.
Три вопроса Пиррона:
1. Что такое вещь? Вопрос об объективном мире. Ответ Пиррона: мы не знаем, что такое вещь. Проблема в том, что мы знаем, что вещь представляет собой не по сути, а то, чем она является для нашего сознания. Мы знаем вещи только в том виде, в котором они являются нам. Можно знать только явления, а не суть вещей.
2. Как относиться к вещам? К вещам надо относиться посредством эпохэ (воздержание от суждений). Если мы не знаем, что это вещь, то как мы должны судить о вещах. Пример: однажды Пиррон беседовал со своим учеником на берегу речки, вдруг он потерял равновесие и упал в реку. Ученик не стал его спасать, его спасли посторонние люди. Выбравшись, Пиррон пожал руку своему ученику и сказал «молодец, ты познал мое учение, ты усомнился в том, что я тону». Скептики опять пытались достичь атараксии (Атараксия – душевное спокойствие, безмятежность, невозмутимость).
3. Какая нам польза от такого отношения к вещам? Посредством такого отношения мы достигнем атараксии. Речь идет о свободе. У скептиков свобода от догматической картины мира. Та картина мира, которой мы придерживаемся, задана нам заранее.