Работа над курсовой работой (или контрольным заданием)




Учебно-методический комплекс

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ТЕХНОЛОГИИ ВИЗУАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ»

 

 

дисциплина преподается для студентов, обучающихся по специальности: для специальности 032401 – Реклама
специализация - Бренд-менеджмент в рекламе

 

Кафедра рекламных технологий

 

 

Санкт-Петербург

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет
технологии и дизайна»

 

Рабочая программа

ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ТЕХНОЛОГИИ ВИЗУАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ»

(наименование дисциплины)

для специальности 032401 – Реклама
специализация - Бренд-менеджмент в рекламе

Кафедра рекламных технологий

План учебного процесса

Составляющие учебного процесса Очное обучение Очно-заочное обучение Заочное обучение
Объем работы студента, час. Всего      
Аудиторные занятия      
Лекции      
Лабораторные занятия -   -
Практические занятия      
Самостоятельная работа      
Форма итогового контроля по семестрам (указывать номер семестра) Экзамен      
Зачет -   -
Контрольная работа -   -
Курсовой проект (работа)      

 

Санкт-Петербург

 

 


 

* Рабочая программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по соответствующему направлению (специальности) подготовки и на основании рабочего учебного плана № _______________(20___ г.)

 

Составитель: Фоменко А. Н., доцент кафедры рекламных технологий ИБК СПГУТД ________________

(должность, ФИО, подпись)

 

Рабочая программа принята на заседании кафедры «_____» __________________ 20___ г.

 

 

Зав. кафедрой рекламных технологий Глинтерник Э. М. __________________________________

(наименование кафедры, ФИО заведующего, подпись)

 

СОГЛАСОВАНИЕ:

Институт бизнес-коммуникаций

(наименование факультета или института, осуществляющего подготовку выпускников по соответствующему направлению или специальности)

 

 

Декан факультета (директор института) Глинтерник Э. М. ________________________________

(ФИО декана или директора, подпись)

 

Учебно-методический отдел _____________________________________________________

(должность сотрудника отдела, ФИО, подпись)


 

1. Введение к рабочей программе

 

1.1. Актуальность, роль и место преподаваемой дисциплины в структуре учебного плана.

Настоящий курс предназначен для студентов, обучающихся по специальности “Реклама”. Он является предметом национально-регионального компонента при подготовке дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин. Читается по учебному плану на 2-м курсе обучения, 4-й семестр.

В перечень дисциплин, которые необходимы студентам при освоении курса «История и теория печатной рекламной коммуникации», входят такие предметы как «Культурология», «Искусство и литература».

Предмет курса – средства визуальной репрезентации, как «традиционные», так и новейшие. Основное внимание уделяется так называемым механическим технологиям репрезентации, а именно фотографии и кино, радикальным образом повлиявшим на визуальный опыт Новейшего времени. Курс «Технологии визуальной коммуникации» служит своего рода опосредующим звеном между общеобразовательными и теоретическими дисциплинами (в частности «Историей русского и зарубежного искусства») и дисциплинами специальными, направленными на формирование практических навыков в области рекламы.

 

1.2. Целью курса является рассмотрение технологической базы различных культурных практик, выявление тесной взаимосвязи между техническими инновациями и социальными, идеологическими и культурными преобразованиями.

Занятия предусматривают аудиторные лекции и семинарские занятия, выполнение практических заданий в рамках самостоятельной работы студента.

 

1.3. Задачи курса:

§ дать студентам общее представление об эволюции технологий визуальной репрезентации;

§ показать роль данных визуальных медиа в различных коммуникативных процессах и практиках;

§ познакомить с зарождением и развитием технологий механической репрезентации – фотографии и кино;

§ указать на связь между техническими новациями и эстетическим опытом человека Новейшего времени;

§ способствовать расширению общего кругозора студентов, развитию у них эстетического вкуса и способности ориентироваться в сфере современной культуры;

§ Способствовать развитию профессиональных навыков специалистов в области рекламы и PR-технологий.

 

1.4. Требования к знаниям и умениям, приобретаемым в процессе изучения курса.

В результате изучения курса выпускник должен знать основные виды технологий визуальной коммуникации, их историю, специфические особенности и функции, в которых они применяются, а также использовать полученные знания в своей практической профессиональной деятельности.

Основу теоретической подготовки студентов составляют лекции. Семинары, предназначенные для обучения студентов навыкам самостоятельного анализа и обобщения по темам изучаемой дисциплины, проводятся по некоторым наиболее объемным темам учебной программы.

2. Содержание дисциплины

 

2.1. Дисциплина национально-регионального компонента.

 

2.2. Наименование тем, их содержание и объем

 

Наименование и содержание тем Объем выделяемого времени, час.  
Введение. Основные понятия курса. Изображение и текст. Понятие иконического знака. Понятие медиума. Искусство и технологии. Место визуального образа в системе культуры. Ремесленное и машинное производство. Эпоха модерна и развитие технологий массового репродуцирования. Теория Маклюэна о доминирующем медиуме культуры.    
Тема 1. Технологии визуальных коммуникаций: исторический обзор О происхождении изобразительности. Проблема палеолитического искусства. Суггестивная функция изображения. Взаимоотношения между вербальными и невербальными формами коммуникации. Искусство как техне и искусство как язык. Функции визуального образа в культуре Древнего Востока и античности. Первоначальная нерасчлененность «искусств» и их последующее разделение. Технологическая база искусства эпохи античности, Средневековья и Ренессанса. Архитектура, скульптура, живопись, графика. Технологии репродуцирования (гравюра).    
Тема 2. Методы пространственного построения: семиотический и социологический аспекты Понятие перспективы. Линейная перспектива эпохи Ренессанса и альтернативные версии перспективного построения: античная и средневековая. Два полюса линейной перспективы (субъект – объект в гомогенном пространстве). Дальнейшая эволюция перспективы. Нормативное и ненормативное в эстетике Ренессанса. Эмансипация образа в культуре Ренессанса. «Машинерия» Ренессанса и Постренессанса: камера-обскура, профильные машины. Обманка. Анаморфоз. От Ренессанса к барокко. Барокко как культура зрелища. Храм, ансамбль, дворец. Формирование городского ансамбля.    
Тема 3. Фотография: происхождение. «Предыстория» фотографии. «Химический» компонент – способность солей серебра реагировать на свет. Эксперименты Веджвуда. «Оптический» компонент – камера-обскура, ее описание у Леонардо Да Винчи и Жжованни Баттиста Дела Порта. Использование камеры-обскуры в живописи Нового времени. Диорама и панорама. Теоретические аспекты фотографии. Две точки зрения на фотографическую технику: фотография как «отпечаток реальности» и фотография как репродукция. Работы Вальтера Беньямина и Ролана Барта как последовательные манифестации этих двух точек зрения. Фотография как детище эпохи романтизма: романтические сюжеты о двойниках. Происхождение фотографии. Гелиография Ж.-Н. Ньепса: попытка механизировать процесс репродуцирования изображений. Изобретение Ж.-Л.-М. Дагера: отказ от репродуцирования. Распространение дагеротипии в 40-е гг., дагеротип как заместитель живописного портрета. Калотипия Ф. Талбота: негативно-позитивный процесс. Различные виды калотипии (фотографирование контактным способом и с использованием камеры-обскуры). Различие между изображениями, полученными методами дагеротипии и калотипии. Применение калотипии фотографами 40-х гг. – Д.-О. Хиллом, Ш. Негром и др.    
Тема 4.Фотография 50 – 70-х гг. XIX в. (на базе мокроколлодионного процеса). Изобретение мокроколлодионной фотографии и ее распространение в начале 50-х гг. Преимущества данного метода. Исторический контекст: эпоха Второй империи во Франции и Викторианская эпоха в Англии – время экономического подъема, технической модернизации, относительной политической стабильности, колониализма. Фотография получает широкое распространение. Различные функции, в которых она используется: 1. Портретная фотография. А.-Э. Диздери и коммерциализация фотографии («множительная рамка» и «фотомозаики»). Надар и его «пантеон» парижской богемы. 2. Художественные опыты. Шарль Бодлер о фотографии. Отрицание эстетического потенциала фотографии и попытки преодолеть данное предубеждение: адаптация фотографии к требованиям художественного вкуса. Основные приемы – преодоление фрагментарного и частного характера фотоснимка (комбинированная печать) и «психологизация» фотографического изображения. Примеры: О.-Г. Рейландер, А. Карелин, Г.-П. Робинсон, Дж.-М. Кэмерон. 3. Военный репортаж. Фотография как элемент исторической летописи. Фотографическая репрезентация Крымской войны (Р. Фентон), колониальных войн на Востоке (Дж. Робертсон и Ф. Беато). Гражданкая война в США и деятельность «фотографического корпуса Мэтью Брэйди». 4. География/этнография. Завершающий период эпохи великих географических открытий. Фотография проникает в самые отдаленные уголки мира. Дальневосточная цивилизация на фотографиях Дж. Томсона и Ф. Беато. Освоение Дикого Запада и «фотографы фронтира» - К. Уоткинс, У.-Г. Джексон, Т.-Г. О'Салливан. 5. Город как тема мокроколлодионной фотографии. Обитатели городских трущоб на фотографиях Ш. Негра. Заказы городских департаментов на фотосъемку с связи с реконструкцией городского пространства (работы Ш. Марвиля). Фотографии парижских катакомб Надара (использование магниевой вспышки). 6. Стереофотография как разновидность тотального зрелища. Открытие стереоэффекта в 30-е гг. Популярность стереофотографии в буржуазной культуре второй половины XIX в. и ее закат в начале следующего столетия.    
Тема 5. Фотография конца XIX – начала XX вв. Изобретение и внедрение сухой броможелатиновой серебряной эмульсии в начале 80-х гг. XIX в. и последствия этого процесса. 1. Появление феномена фотолюбительства. Фирма «Кодак и ее основатель Дж. Истмен. «Вы нажимаете на кнопку – мы делаем все остальное». 2. Фотография движения. Опыты И. Майбриджа в Пало-Альто и в Филадельфии. Хронофотография Э.-Ж. Маре и ее влияние на искусство раннего авангарда (картины М. Дюшана и итальянских футуристов). Эстетическая валоризация данных техник XX в. 3. Фоторепортаж. Деятельность А. Рииса (толчок – изобретение фотографической вспышки) и Л. Хайна. Фотография становится орудием социальной борьбы. 4. Фотография как искусство: пикториальная фотография. Основная установка пикториализма: сделать фотографию уникальным произведением искусства, сведя к минимуму ее механические аспекты. Использование с этой целью новейших технологий печати – платинотипии и гумми-бихроматного метода, которые дают возможность контролировать процесс и результат печати. Пикториализм в Англии, Франции, Германии. Американская группа «Фотосецессион» и ее представители – А. Стиглиц, Г. Кезебир, Э. Стайхен, Э, Коберн. Отличие пикториальных методов эстетической адаптации фотографии от методов, характерных для «художественной фотографии» середины XIX в. – влияние современного искусства (импрессионизм и символизм). Не суммировать фрагменты, а, напротив, проводить селекции. В пределах одного кадра. Пример – фотографическая серия «Семь последних слов» Ф. Холланда Дея. 5. Эжен Атже. Развитие принципов «городской фотографии» XIX в. Тема городской археологии. Беньямин о фотографиях Атже – «улики с мест преступления». Снимки Атже в контексте сюрреализма. Париж Атже и «меняющийся Нью-Йорк» Беренис Эббот – два образа городской среды.    
Тема 6. Фотография 1920 – 1950-х гг. 1. Конвергенция фотографии и художественного авангарда. Идеология Нового зрения. Фото- и кинокамера как оптический протез. Ранние методы освоения фотографии модернистским искусством – фотограмма (работы К. Шада, Ман Рея и Л. Мохой-Надя) и фотоколлаж (работы берлинских дадаистов и советских конструктивистов. Фотография в контексте интернационального конструктивизма (Германия и СССР). Фотография и идеология производственного движения. Советский фотоавангард – теория и практика. Метод фотомонтажа в работах Г. Клуциса и его последователей. А.Родченко: «за моментальный снимок, против суммированного портрета». Основные методы авангардной фотографии – крупный план, «подобные фигуры», «ракурс». Принципы «фотосерии» и «документального эпоса» (С. Третьяков). Фотография в контексте французского сюрреализма. Идеология сюрреализма и возможность использования фотографии для создания эффекта «сюрреальности», стирание границы между вещью и знаком. Работы Ман Рея и Брассая. Фотография и движение прецизионистов в США (работы Ч. Шиллера). 2. «Новая вещественность» в искусстве и фотографии 1920 – 1930-х гг. Германия: А. Ренгер-Патч; А. Зандер – фотография как средство социального анализа. Американская фотография природы. Эдвард Вестон. Тема универсального тела в его работах. Фрида Кало и ее мексиканские зарисовки. Ансель Адамс: фотография как средство достижения сверхзрения. 3. Американская социальная фотография 30-х гг. Репортажи У. Эванса и Д. Ланг – развитие принципов гуманистической фотографии. 4. Выдающиеся мастера европейской фотографии 30 – 50-х гг. – А. Кертеш, А. Картье-Брессон, Р. Капа, У. Клейн.    
Тема 7. Фотография 1960-х – 1990-х гг. 1. Интеграция фотографии в систему массовой культуры. Фотография как средство формирования желания. Модная фотография. Р. Аведон и Х. Ньютон. 2. «Новый документализм» в американской фотографии 1960-х гг. Р. Франк и его проект «Америка». Выставка «Новые документы» и ее участники – Д. Арбус, Г. Виногранд, Л. Фридлендер. «Дегуманизация» фотографического видения. 3. Тематизация фотографии и репродукции в неоавангарде 1960-х гг. (поп-арт, работы Уорхола). Фотография в искусстве постмодерна: Р. Мапплторп, С. Шерман, Б. и Х. Бехер и немецкая фотография повседневности, Н. Годин. Фотография в роли картины – работы Дж. Уолла, А. Гурски, Х, Сугимото. Цифровые технологии меняют природу фотографии. Фотография в современном российском искусстве.    
Тема 8. Изобретение кино. 1. Предыстория кинематографа. Волшебный фонарь и его место в культуре XIX в. Методы анимации статичного изображения. Фотография движения. Изобретение фотопленки с перфорацией как шаг в сторону кино. Кино - литература или изобразительное искусство? 2. Кинетограф и кинетоскоп Т. Эдисона. Фильмы Эдисона рассчитаны на индивидуальный просмотр в режиме пип-шоу. Попытка синхронизировать изображение и звук (кинетофон). 3. Синематограф братьев Люмьер – кино как ожившая фотография. Причины успеха новой техники. Сюжеты ранних фильмов. «Политый поливальщик» первый образец киноповествования. 4. Трюковое кино Ж. Мельеса. «Скрытый монтаж» и линейное повествование. 5. Эксперименты «брайтонской школы» - внутриэпизодный монтаж и введение крупного плана в структуру фильма. 6. Американский кинематограф 1900-х гг. Фильмы Э. Портера и формирование параллельного монтажа. 7. Итальянские фильмы в жанре «пеплум». «Кабирия» Джованни Пастроне – трехмерные декорации, стимулирующие движение камеры.    
Тема 9. «Золотой век» немого кино (1910 – 1920-е гг). 1. Д.-У. Гриффит как «канонизатор» приемов раннего кино: формирование сложного повествования. Фильм «Много лет спустя»: психологически мотивированная смена точек зрения и использование крупного плана. Фильмы «Рождение нации» и «Нетерпимость» - сюжет и его раскрытие кинематографическими средствами. 2. Американская комическая. Предшественник – Макс Линдер. «Слэпстики» Мак Сеннета. Фильмы Ч. Чаплина и Б. Китона. 3. Кинематограф немецкого экспрессионизма. «Сделать фильмы ожившими рисунками» - «Кабинет доктора Калигари» как реализация этой программы (первоначальный сценарий и его последующая адаптация). Выдвижение на первый план визуального начала, осмысленное использование света. «Фильмы о тиранах» (З. Кракауэр). Основные фильмы «классического» экспрессионизма – «Носферату, симфония ужасов» и «Кабинет восковых фигур». Кинематограф «каммершпиля» и его главный шедевр – «Последний человек»: движение камеры. «Новый романтизм» - фильмы Фрица Ланга («Нибелунги» как попытка кинематографической интерпретации национального эпоса). Влияние Ланга на работы Л. Риффеншталь. Экспрессионизм за пределами Германии: фильмы группы «ФЭКС» («Шинель», «Новый Вавилон»). 4. Авангардные опыты в кино. Трансляция языка абстрактной живописи в кино (В. Эггелинг, Х. Рихтер, Ман Рей). Французский авангард – монтаж как средство ритмической организации движущихся изображений («Антракт» Р. Клера и «Механический балет» Ф. Леже). Десемантизация и деконтекстуализация образа и выстраивание цепочек изображений по синтагматическому принципу. Кино в контексте дада и сюрреализма – фильмы Ман Рея, «Андалузский пес» и «Золотой век» Л. Бунюэля, фильмы М. Дерен. 5. Советское монтажное кино. «Эффект Кулешова» и монтаж как средство смыслопроизводства. Теория монтажа С. Эйзенштейна. Эволюция Эйзенштейна: фильмы «Стачка», «Броненосец Потемкин», «Октябрь». Концепция «киноглаза» Дзиги Вертова и его работы как документалиста. Полемика между Эйзенштейном и Вертовым – столкновение двух позиций в советском авангардном кино. «Человек с киноаппаратом» - вершина творчества Дзиги Вертова и группы «Киноки». Аналогичные опыты в кинематографе других стран (П. Стрэнд и Ч. Шиллер, В. Руттманн).    
Тема 10. Звуковое кино. 1. Звук в кино: за и против. Ранние опыты по синхронизации звука и изображения. «Певец джаза» и распространение звукового кино в конце 1920-х – начале 30-х гг. Упрощение и обеднение языка кино («разговорные фильмы»). 2. Кинематограф 1930 – 1940-х гг. Поздние фильмы Чаплина. Развитие жанрового кинематографа. Система жанров. «Продюсерский период» в американском (голливудском) кино. Фильмы Дж. Форда, Ф. Капра, Дж. Кьюкора. Film noir и его рецепция в последующие периоды (фильмы Ж.-П. Мельвиля, Р.-В. Фассбиндера, бр. Коэнов и др.). «Поэтический реализм во Франции - адаптация авангардных опытов в системе кинематографического мейнстрима (фильмы Ж. Виго, Ж. Ренуара, М. Карне). Советское кино сталинского периода (С. Эйзенштейн, Вс. Пудовкин, А. Медведкин, Б. Барнет). 3. Кино 1950-х – 1960-х гг гг. «Гражданин Кейн» О. Уэллса и его новаторская роль в развитии послевоенного кинематографа. Глубинные мизансцены и использование широкоугольной оптики. «Неореализм» в итальянском кино 1940 – 1950-х гг. («Рим, открытый город», «Похитители велосипедов»). Японское кино 1940 – 1960-х гг. (К. Мидзогути, Я. Одзу, А. Куросава). «Кинопритчи» 1950-х гг. – фильмы И. Бергмана и Ф. Феллини. М. Антониони и его «трилогия отчуждения». Дж. Кассаветис и американское независимое кино. «Новая волна» в французском кино (Ф. Трюффо, Ж.-Л. Годар, Л. Маль) – импрессионизм или метакино? Кинематограф Восточной Европы. Цвет в кино. Длинный план. Контекстуализация кино в системе искусства (экспериментальный работы Э. Уорхола, С. Брекиджа) – прото-видеоарт. 5. Кино 1970 – 2000-х гг. Замедление развития киноязыка. Ключевые фигуры кино 70-х гг.: Антониони, Бертолуччи, Б. Блие, Р. Олтман. Новое немецкое кино (Р.-В. Фассбиндер, В. Вендерс, Ф. Шлендорф). «Необарокко» в кинематографе 1980-х – 1990-х гг.: П. Гринуэй, Д. Линч, Ж.-П. Бенекс, Л. Каракс. Независимый кинематограф США 1990-х гг. Новое азиатское кино. Влияние видео на кинематограф. Видеоклип и традиция взаимодействия движущегося изображения и звука. Внедрение цифровых технологий. 6. Мультипликационное кино. Первые эксперименты в мультипликационном кино – С. Де Шомон, Э. Коль, У. Мак-Кей. Кукольные фильмы В. Старевича. У. Дисней. Советская анимация. Японская анимация.    
Тема 11. Видео-арт. Специфика видео-изображеия. Развитие телевидения. Зарождение видео-арта – работы Э. Уорхола и Нам Джун Пайка. Современный видео-арт: ключевые фигуры (Б. Виола, Г. Хилл, Фишли и Вайс и др.). Заключение: роль технологий визуальной коммуникации в современной культуре.    
Всего:    

 

3. ТЕматический план

3.1. Лекции

Номера изучаемых тем Очное обучение Очно-заочное (вечернее) обучение Заочное обучение
Номер семестра Объем, час. Номер семестра Объем, час. Номер семестра Объем, час.
1- 6            
             
Всего:     - -    

3.2. Практические (семинарские) занятия

№ изучаемых тем Наименование практических занятий Очное обучение Очно-заочное (вечернее) обучение Заочное обучение
Номер семестра Объем, час. Номер семестра Объем, час. Номер семестра Объем, час.
  Методы пространственного построения. 1. Перспектива и перспективы: сравнительный анализ.         Не предусмотрено  
  Фотография 1920 – 1950-х гг. 1. Выдающиеся мастера европейской фотографии 30 – 50-х гг. – А. Кертеш, А. Картье-Брессон, Р. Капа, У. Клейн.            
  Звуковое кино. 1. Обсуждение рецензий на фильмы (см. § 5.2). 2. Мультипликационное кино.            
  Всего:            

 

 

3.3. Лабораторные занятия

не предусмотрено

4. Курсовое проектирование

Работа над курсовой работой (или контрольным заданием)

В соответствии с учебным планом студенты должны выполнить курсовую (или контрольную) работу и сдать ее в установленные сроки для проверки в деканат. Прежде чем приступить к выбору темы, желательно предварительно проработать материал, который предполагается пройти в текущем семестре.

Помимо предложенных, студент вправе выбрать собственную тему, при этом в обязательном порядке ее нужно согласовать с преподавателем дисциплины. В момент выбора темы, а также во время работы над курсовой работой или контрольным заданием можно обратиться за устной или письменной консультацией к преподавателю. Перед написанием курсовой работы следует заполнить «Задание по курсовой работе» и утвердить у преподавателя.

На выбор темы может повлиять и наличие специальной литературы. В методических указаниях дается список дополнительной литературы в соответствии с разделами учебной программы. Для написания письменной работы желательно воспользоваться также и рекомендуемой литературой.

Определившись с темой, нужно внимательно проработать имеющиеся в Вашем распоряжении источники, можно законспектировать наиболее важные положения и выписать цитаты, которые затем могут быть использованы в работе. При изучении специальной литературы следует критически подходить к устаревшим, вульгарно-социологическим оценкам или спорным выводам, которые могут встречаться в изданиях прошлых лет, а также внимательно относиться к используемым Internet-ресурсам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: