Государственная деятельность С. Ю. Витте.




Семинар 10.

Государственное управление в Российской империи

В начале XX в.

Государственная деятельность С. Ю. Витте.

Крупный государственный и политический деятель, реформатор российского общества на рубеже XIX - XX веков Сергей Юльевич Витте родился 17 июня 184 9 г. в Тифлисе в семье крупного провинциального чиновника. Получив типичное для детей дворян среднее образование он в 1866 г. поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе. После окончания учебы в 1869 г. работал в канцелярии Одесского генерал-губернатора, занимаясь изучением службы движения на железной дороге.

В 1889 г. он перешел на государственную службу и, по желанию Александра III, был назначен директором департамента железнодорожных дел при министерстве финансов, а также произведен из титулярных в действительные статские советники. С этого времени вся жизнь и деятельность СЮ. Витте была связана с интересами России, ростом ее экономического и оборонного могущества. С февраля 1882 г. он работал министром путей сообщения, а в августе того же года в связи с болезнью и отставкой И.А. Вышнеградского был назначен на пост министра \/ финансов, на котором в течение десятилетия оказывал сильное влияние на решение экономических, политических, военных и дипломатических вопросов в России.

С августа 1903 г. С.Ю. Витте занял пост председателя Кабинета министров. Во время революции 1905-1907 гг. он много сделал для защиты монархии. Возглавлял делегацию, подписавшую Портсмутский мирныйдоговор 1905 г.с Японией, за что получил графский титул. Во время октябрьских событий 1905 г. настоял на программе уступок буржуазии, был одним из авторов Манифеста 17 октября.

С октября 1905 г. по апрель 1906 г. возглавлял Совет министров. На этом посту СЮ. Витте сделал все, чтобы подавить революционное движение масс. По его инициативе были направлены войска против восставших в Сибири, Прибалтике, Польше, из Петербурга в Москву. В 1906 г. он добился получения займа от западных стран на 2250 млн. франков. Получение займа и мирный договор с Японией укрепили позиции правительства в борьбе с революцией. Однако деятельность премьер-министра вызвала недовольство Николая 11. Поэтому 16 апреля 1906 г. СЮ. Витте подал в отставку. С этого времени опальный министр хотя и остался членом Государственного Совета, но отошел от активной политической деятельности, занялся написанием "Воспоминаний", которые закончил в 1912 г. В феврале 1915 г. СЮ. Витте простудился и 25 февраля скончался, немного не дожив до 65 лет. Похоронен на кладбище Александро-Невской лавры.

Наиболее крупным исследованием дипломатической деятельности СЮ. Витте является монография А.В. Игнатьева^. Наряду с ней автор довольно подробно рассматривает экономическую политику СЮ. Витте, его реформаторскую деятельность, работу во главе Совета министров. Определенный интерес представляет кандидатская диссертация Г.Н. Драгана^. В ней на основе новых архивных документов и материалов отражена экономическая программа С.Ю. Витте.

 

2. Манифест 17 октября 1905 г «Об усовершенствовании государственного порядка»: сущность, содержание и борьба за реализацию.

Торжественное обращение императора Николая II к народу, фактически объявившее о предстоящем переходе России от абсолютной монархии к конституционной. Был издан для прекращения всеобщей забастовки и др. беспорядков осени 1905 г.

Непосредственным инициатором преобразования был пред. Комитета министров гр. С.Ю. Витте. 9.10.1905 он подал императору записку, в которой указывал, что законы 6.8.1905 о создании совещательной Гос. думы не удовлетворили даже умеренные круги. Доказывалось, что общество стремится к гражданской свободе, торжество которой неизбежно. Поэтому "лозунг свободы должен стать лозунгом правительственной деятельности. Другого исхода для спасения государства нет". Если правительство не станет во главе освободительного движения, то "казни и потоки крови только ускорят взрыв. За ним последует дикий разгул низменных человеческих страстей". Альтернативой преобразований Витте объявлял введение диктатуры, отказываясь от роли диктатора.

Некоторые находившееся не у дел сановники (члены Гос. совета И.Л. Горемыкин, ген. гр. А.П. Игнатьев, адмирал Н.М. Чихачев) выступали за подавление беспорядков силой, однако на роль диктаторов они не годились, а руководители армии и полиции (командующий Петербургским военным округом вел. кн. Николай Николаевич; тов. министра вн. дел, зав. полицией и петербургский ген.-губернатор ген. Д.Ф. Трепов) настаивали на реформах.

О переходе к новому порядку Витте предлагал объявить в утвержденном императором докладе пред. Комитета министров. Николай II настоял на оформлении уступки в виде манифеста. Его текст был написан членом Гос. совета кн. Алексеем Д. Оболенским и отредактирован им и вр. управл. делами Комитета министров Н.И. Вуичем под руководством Витте. По предположению А.В. Островского и М.М. Сафонова, содержание манифеста было заимствовано из воззвания земского съезда, работавшего в сентябре 1905. В результате срыва выборов и созыва «булыгинской» законосовещательной Государственной думы, под воздействием Всероссийской политической стачки, а также под сильным давлением некоторых членов царской семьи и ряда сановников, среди которых особо необходимо отметить С.Ю. Витте. Царь был вынужден публично «даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». Эти положения впервые провозглашались в российском законодательстве.

Главной уступкой со стороны императора явилось обещание учредить выборный законодательный орган – Государственную думу, а также наделить избирательными правами по мере возможности «те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав», предоставить «дальнейшее развитие начала общего избирательного права». В Манифесте от 17 октября 1905 г. декларировался переход к конституционному монархическому правлению с однопалатным представительным законодательным органом. Также говорилось, что выбранные от народа должны иметь возможность участвовать в надзоре за законностью деятельности правительства.

Царь официально провозглашал права российских подданных и начало построения конституционного строя, но не гарантировал их реального осуществления. Манифест от 17 октября 1905 г. декларировал «эволюцию формы правления Российского государства от абсолютной к конституционной монархии».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: