Столыпинский «пакет реформ» и его значение для государственного управления в России.




В августе 1906 года была обнародована Правительственная программа преобразований. С этой Программой Столыпин выступил во 2-й Государственной думе.

Эта программа получила название «Столыпинский пакет реформ»:

1) Аграрная реформа. Отказаться от ориентиров на общину, и сделать ставку на насаждение индивидуальных крестьянских хозяйств. Такие индивидуальные хозяева должны были стать опорой правопорядка. Осенью 1906 года эта реформа уже начала проводиться в жизнь.

2) Проекты земской реформы. Предполагалось реформировать реально существующие земства. Аграрная реформа ориентировалась на создание крестьянина-собственника, который рассматривался как оплот порядка. Но для того, чтобы этот формирующийся крестьянин-собственник мог заявить о себе, необходимо было дать площадку. Такой площадкой могли стать органы местного самоуправления – земства. Но для того, чтобы они такую роль сыграли, необходимо было реально существующие земства преобразовать, демократизировать. Потому что те земства, которые были, там физически не было места для крестьянина-собственника. Необходимость ограничения дворянского представительства в земствах диктовалась не только расчетами, но и реальной ситуацией. Дворянство и помещики сокращались в численности, и уже избирательная кампания 1906 года в земские собрания выявила такую ситуацию: в некоторых уездах число помещиков-избирателей было меньше, чем число земских гласных, т.е. депутатов, которых они должны были выбирать. Реформа предлагала приблизить земства к населению. Земства были губернские и уездные. Но уезд был все же довольно крупной административной единицей. Поэтому предполагалось создать мелкую административную единицу, земство на уровне волости. Т.е. губернские земства, уездные и волостные.

3) Столыпинская программа реформа предполагала реформирование местной администрации. В 19 веке шел процесс, в результате которого в губерниях открывались разного рода учреждения, которые не подчинялись губернатору. А подчинялись напрямую соответствующему министерству. В результате на губернском уровне был образован некий единый орган. Проект местной реформы предусматривал превращение губернатора в реального хозяина губернии. Все учреждения всех ведомств должны были ему подчиняться. Проект местной реформы предусматривал реорганизацию уездного аппарата власти. Уездное звено было действительно самым слабым звеном в государственном механизме России. Юридически во главе уезда вообще никто не стоял. Во главе губернии все же стоял губернатор. Такого уездного подобия губернатора не было. Фактически им являлся уездный предводитель дворянства. Но эти люди часто не отвечали тем обязанностям, которые должны были выполнять. Чтобы стать уездным предводителем дворянства много было не нужно. Нужно было быть приветливым и хлебосольным хозяином, обладать симпатичными человеческими качествами. Этого маловато для того, чтобы управлять уездом.

Многие уездные предводители дворянства вообще не жили в своих имениях. Реформа предполагала создание должности начальника, он должен был подчиняться губернатору.

Большинство проектов были унаследованы от предшественников Столыпина. Многие из них готовились десятилетиями. Идеи, которые лежали в основе проектов, тоже были не новы. Столыпин их собрал в единый пакет, в результате чего получилась довольно цельная программа преобразования социально-экономических и политических институтов империи, приспособление их к изменившейся ситуации. Несмотря на то, что далеко не все проекты Столыпина были воплощены в жизнь, инициированные им преобразования позволили России сделать качественный скачок в своем развитии. Об этом убедительно свидетельствуют как материалы отечественной статистики, так и экспертные оценки зарубежных специалистов. За пять лет пребывания на посту премьер-министра Столыпину удалось вывести Россию из кризиса. Преодолев экономическую депрессию, страна вступила в фазу устойчивого экономического роста. Перед первой мировой войной по темпам экономического роста Россия занимала пятое место в мире. Динамичное развитие промышленности, сельского хозяйства, транспортных коммуникаций и средств связи способствовало устойчивому росту бюджета, который начиная с 1910г. стал профицитным. Развивалась частная финансовая инициатива. Увеличилось число товарных бирж. Возросли объемы внешней торговли. Наметилась устойчивая тенденция к повышению уровня жизни всех слоев населения, изменилась структура потребления важнейших продуктов питания, выросли заработки промышленных и сельскохозяйственных рабочих. Значительные позитивные изменения произошли в сфере начального, среднего, общего и специального образования.

Правительством Столыпина была разработана и реализована система мер по благоустройству городов и поселков городского типа (проведение канализации, водопровода, электрического освещения, трамвайных линий, телефонизация и др.). Постепенно менялся и облик российской деревни. Городские работники и деревенские жители стали лучше питаться, носить модную одежду, проявлять устойчивый интерес к вопросам общественной и политической жизни. Но все же самое главное заключалось в том, что столыпинские преобразования дали мощный толчок раскрепощению личности. Пробуждался интерес к получению образования - общего и специального, желание попробовать свои силы в инновационных отраслях экономики, выбрать такую профессию, которая больше всего отвечала природным склонностям. Обычным явлением стало посещение лекций в Народных университетах и вечерних курсов, кружков самодеятельности, народных театров, клубов, выступлений модных поэтов и писателей. Возросло число тех, кто хотел участвовать в общественной и политической жизни страны.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: