В настоящее время известно свыше 10 миллионов химических соединений. Примерно 70 тысяч внесены в Международный регистр как потенциально токсичные и около 1 тысячи — как высокотоксичные вещества. По химической структуре и источнику промышленного производства эти вещества весьма условно можно разделить на следующие группы:
1. Продукты полного и частичного сгорания органического топлива (угля, природного газа, нефтепродуктов, древесины), простые продукты окисления (токсичные радикалы кислорода и перекиси, окислы азота, сернистый газ, окись углерода, углекислый газ), сложные полициклические соединения, образующиеся при неполном сгорании углеводородов (бенз[а]пирены, безантрацены, холантрены).
2. Продукты химической промышленности: бензол, фенолы, ксилол, аммиак, формальдегид, отходы производства пластмасс, резиновой, лакокрасочной, нефтеперерабатывающей промышленности.
3. Продукты бытовой и сельскохозяйственной химии: моющие средства, синтетические ткани и краски, органические растворители для химической чистки, пестициды, гербициды, добавки, применяемые для консервации и окраски продуктов питания или для придания им необходимых вкусовых качеств, косметические средства.
4. Тяжелые металлы (хром, свинец, ртуть, кобальт, марганец и др.), поступающие в биосферу при сгорании органического топлива или с заводов, выплавляющих металлы из руд.
5. Биологические загрязнители, растительные аллергены, микроскопические грибы, микробы, вирусы, а также микотоксины[10].
По выраженности действия на организм вещества подразделяются на классы:
· 1-й класс — высокотоксичные (кадмий, хром и их соединения, диоксины, озон, ртуть, свинец, полиароматические углеводороды, токсичные радикалы);
|
· 2-й класс —токсичные (мышьяк, фенол, хлор, фосген, цинк, сероводород и сероуглерод, стронций, цианиды и др.);
· 3-й класс — опасные (уксусная и некоторые органические кислоты, селен, бутиловый и пропиловый спирты, табак, этилен, пыль);
· 4-й класс — умеренно или малотоксичные (аммиак, нафталин, этиловый спирт, бензин, окись углерода, бутан, нитраты).
В зависимости от влияния химических соединений на состояние здоровья предложено их деление на следующие группы:
· группа особо токсичных соединений, вызывающих повышение показателей смертности, заболеваемости, частоты спонтанных абортов и врожденных пороков развития (ВПР);
· группа высокотоксичных соединений, контакт с которыми увеличивает показатели заболеваемости, осложнения беременности и родов, отставание детей в физическом и умственном развитии;
· группа опасных токсикантов, способствующих формированию различных патологий;
· группа умеренно опасных соединений, влияние которых сводится к функциональным нарушениям;
· группа малотоксичных химических веществ, не оказывающих влияния на демографические показатели, рост и развитие детей.
Государственная политика в области обеспечения химической и биологической безопасности определяется следующими факторами:
· нарастающим количеством опасных объектов с близкими к предельным или полностью исчерпанными техническими и технологическими ресурсами;
· наличием накопителей токсичных производственных отходов, территорий (акваторий), подвергшихся техногенным загрязнениям в процессе хозяйственной деятельности предприятий и организаций промышленности (в том числе при уничтожении химического оружия), а также естественных резервуаров патогенных микроорганизмов наряду с отсутствием в большинстве регионов предприятий по переработке (утилизации) опасных химических и биологических материалов;
|
· снижением общего уровня профессиональной подготовки технического и обслуживающего персонала, нарушениями правил и порядка обеспечения физической защиты, хранения, обращения и утилизации опасных объектов и материалов;
· отступлением от технических и технологических норм при производстве специализированного оборудования, технических систем (средств), а также от требований и условий, предусмотренных проектно-монтажной документацией, при строительстве (модернизации) опасных объектов;
· активизацией террористических проявлений в отношении опасных объектов;
· возрастанием вероятности экологических катастроф, связанным с широкомасштабным использованием экологически несовершенных в отношении обеспечения химической и биологической безопасности технологий в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике, на транспорте и в жилищно-коммунальном комплексе;
· недостаточно эффективным государственным управлением и регулированием в области обеспечения безопасности населения,
производственной и социальной инфраструктуры и экологической системы в условиях нарастания угроз техногенного, природного и террористического характера;
· ослаблением государственных функций надзора и технического регулирования в области обеспечения химической и биологической безопасности, в том числе в процессе приватизации (смены собственника) опасных объектов;
|
· положениями международных договоров и соглашений, участницей которых является Российская Федерация, в области обеспечения химической и биологической безопасности.
Основными задачами в области совершенствования государственного регулирования являются:
· развитие механизмов государственного управления, координации и контроля, в том числе путем законодательного определения полномочий и ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов управления опасными объектами и эксплуатирующими эти объекты организациями, а также развитие механизмов их взаимодействия;
· определение необходимых объемов и источников финансовых ресурсов (бюджетных и внебюджетных), их выделение (привлечение) на реализацию программ и планов мероприятий в области обеспечения химической и биологической безопасности;
· развитие механизмов гарантированного государственного обеспечения и социальной защиты различных категорий граждан, пострадавших от воздействия опасных химических и биологических факторов, а также проживающих в зонах защитных мероприятий, проводимых на объектах по хранению и уничтожению химического оружия и на других опасных объектах;
· повышение эффективности государственного регулирования антитеррористической деятельности, предусматривающей обеспечение защищенности опасных объектов, мест массового скопления людей и иных возможных целей для террористических проявлений;
· развитие государственного управления на федеральном, региональном, территориальном, отраслевом и местном уровнях (в том числе на уровне объекта) в области создания и совершенствования системы разработки, производства, накопления и освежения запасов средств защиты от воздействия опасных химических и биологических факторов в интересах обеспечения безопасности населения, производственного и обслуживающего персонала опасных объектов, личного состава аварийно-спасательных служб, специальных антитеррористических подразделений, а также подразделений, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций;
· обеспечение способности Российской Федерации противодействовать разработке, приобретению, производству и накоплению химического и биологического оружия другими государствами, в том числе путем поддержания на достаточном уровне средств защиты от химического и биологического оружия, а также антитеррористического и военного потенциала сдерживания применения этого оружия;
· развитие международного сотрудничества, включая совершенствование международной кооперации и механизмов реализации международных договоров и соглашений, участницей которых является Российская Федерация, в области обеспечения химической и биологической безопасности.
Основные механизмы и этапы реализации государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности. На первом этапе (2003 – 2004 годы) планировалось разработать план мероприятий по реализации, начиная с 2004 года, настоящих Основ и осуществить:
· создание комиссии по химической и биологической безопасности Российской Федерации в целях реализации государственной политики и координации работ в указанной области;
· определение органов исполнительной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, ответственных за реализацию государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации, в том числе за создание средств защиты населения и объектов производственной и социальной инфраструктуры от воздействия опасных химических и биологических факторов;
· разработку в рамках федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации» подпрограмм по обеспечению химической и биологической безопасности;
· создание интегрированных научно-производственных структур, объединяющих разработчиков и производителей средств защиты населения и объектов производственной и социальной инфраструктуры от воздействия опасных химических и биологических факторов, с приданием им в установленном порядке статуса федеральных центров науки и высоких технологий; концентрация финансовых, материальных и иных ресурсов для решения возложенных на эти структуры задач и в целях проведения ими единой научно-технической политики в закрепленных сферах деятельности;
· разработку и утверждение единых критериев и методической базы по определению и категорированию уровней химической и биологической опасности объектов, территорий и природных явлений;
· проведение инвентаризации опасных объектов, включая оценку их состояния, уточнение зон защитных мероприятий, степень оснащенности, а также определение потребностей в замене и освежении запасов
отечественных средств защиты от воздействия опасных химических и биологических факторов, разработка на этой основе перечня опасных химических и биологических объектов Российской Федерации с выделением критически важных объектов (в составе перечня критически важных объектов Российской Федерации);
· разработку и утверждение федерального плана повышения защищенности критически важных объектов Российской Федерации на 2004 – 2008 годы с включением мероприятий по повышению безопасности критически важных химических и биологических объектов, состояние которых провоцирует катастрофические последствия, в том числе особо важные мероприятия по внедрению безопасных и экономически приемлемых технологий на объектах, содержащих запасы аммиака и хлора;
· обеспечение необходимых объемов финансирования работ по созданию технологий для снижения негативного воздействия опасных химических и биологических факторов на население, производственную и социальную инфраструктуру и экологическую систему, унифицированных технологий по утилизации опасных производственных и бытовых отходов, переработке непригодных к применению и запрещенных агрохимикатов, иных токсичных веществ и патогенных микроорганизмов;
· разработку и создание систем (средств) и методов национального контроля в области химического разоружения в отношении обеспечения химической и биологической безопасности;
· введение лицензирования деятельности предприятий, осуществляющих проектирование, строительство, пуско-наладочные работы и эксплуатацию опасных объектов;
· организацию подготовки по государственному заказу специалистов в области комплексной защиты населения, производственной и социальной инфраструктуры и экологической системы от опасных химических и биологических факторов.
На втором этапе (2005 – 2007 годы) планируется осуществить:
· законодательное закрепление механизмов обеспечения защищенности населения, производственной и социальной инфраструктуры и экологической системы от воздействия опасных химических и биологических факторов, отработку взаимодействия и разграничение сфер
ответственности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и органов управления опасными объектами;
· создание автоматизированной системы выявления и предотвращения угроз химической и биологической безопасности (включая угрозы санитарно-эпидемиологического характера) на опасных объектах и в местах, где потенциально возможны террористические акты с применением токсичных веществ и патогенных микроорганизмов;
· реализацию плотного проекта базовой региональной системы обеспечения химической и биологической безопасности
· (в рамках создания государственной системы обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации);
· формирование системы государственных внебюджетных фондов (федерального и региональных) для обеспечения химической и биологической безопасности.
На третьем этапе (2008 – 2010 годы) планируется осуществить:
· разработку и внедрение технических регламентов для различных видов промышленной деятельности, обеспечивающих выполнение требований химической и биологической безопасности, а также общих и специальных регламентов по вопросам охраны и физической защиты опасных объектов, внедрение системы сертификации работ по охране труда на указанных объектах;
· обеспечение выполнения основного объема работ по ликвидации накопителей токсичных технических отходов, реабилитации территорий (акваторий), подвергшихся техногенным загрязнениям в процессе хозяйственной деятельности, включая реабилитацию территорий, загрязненных ракетными топливами, и ликвидацию естественных резервуаров патогенных микроорганизмов;
· разработку и реализацию комплекса мероприятий, направленных на вывод (перебазирование) из густонаселенных районов либо реформирование (ликвидацию) опасных объектов, функционирование которых создает систематическую угрозу химической и биологической безопасности населению г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, краевых и областных центров субъектов Российской Федерации[12].
Так, Статья 49 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» «Требования в области охраны окружающей среды при использовании химических веществ в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве» указывает, что юридические и физические лица обязаны выполнять правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ, используемых в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, требования в области охраны окружающей среды, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и ликвидации вредных последствий для обеспечения качества окружающей среды, устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохранения природных ландшафтов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Запрещается применение токсичных химических препаратов, не подвергающихся распаду. Требования по обеззараживанию потенциально опасных химических веществ перечислены в Статье 47 данного Закона.
Часть 2 статьи 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещает сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях,
прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно - оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; ввоз опасных отходов и радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания.
Согласно статья 27 Уголовного кодекса РФ, производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, -наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет. Те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, - наказываются лишением свободы на срок до пяти лет. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей, - наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет[10].
В статье 103 Водного кодекса РФ «Охрана водных объектов от загрязнения ядохимикатами и другими химическими средствами» подчеркивается, что применение ядохимикатов и других химических средств допускается только в случае, если это не повлияет на состояние водных объектов и водных биоресурсов.
В Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан отмечена необходимость проведения сертификации (регистрация, испытание и разрешение применения) дезинфекционных средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, контроль за их производством, оборотом и порядком использования.
Наиболее соответствующей вопросу защиты окружающей среды от стойких органических загрязнителей (СОЗ) явилась федеральная целевая программа "Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на 1996 - 1997 годы". В развитие этой программы были разработаны и реализовывались региональные программы и проекты, среди которых наиболее успешной региональной программой была программа Республики Башкортостан. К сожалению работа федеральной программы не получила продолжение.
Минздравом России в соответствии со своей компетенцией разработана модель национальной стратегии и плана действий по сокращению и ликвидации выбросов СОЗ.
С учетом приведенные данных к приоритетным направлениям по выявлению и предотвращению воздействия СОЗ на здоровье человека и окружающую среду следует отнести:
· выявление и учет источников СОЗ с оценкой степени опасности;
· ранжирование опасности ситуации;
· разработку национального кадастра СОЗ-опасных предприятий и технологий и развитие (внедрение) регистров выбросов и переноса СОЗ (РВПЗ СОЗ);
· обеспечение мониторинга загрязнения на наиболее опасных участках и действенного контроля первичных и вторичных источников загрязнения;
· оценку влияния СОЗ на здоровье населения при проектировании, реконструкции объектов промышленного и сельскохозяйственного производства, осуществлении планировочных и градостроительных мероприятий, определении приоритетов по выводу наиболее опасных производств за пределы населенных мест, оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС)
· обеспечение финансирования разработки ПДК основных СОЗ в почве, воде и других средах[11].
3.5 Противоречия законодательных актов по отходам
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 июня 2003 г. № 144 были утверждены Санитарные правила (СП) 2.1.7.1386-83 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления».
В п. 1.2. СП по определению токсичности отходов указано, что данные правила устанавливают гигиенические требования и критерии по определению класса опасности отходов производства и потребления по степени их токсичности и вводятся в целях установления и предотвращения вредного воздействия токсичных отходов на среду обитания и здоровье человека.
Согласно п 2.1. СП, отходы по степени воздействия на человека и окружающую среду распределяются на четыре класса опасности (5 класс-малоопасные). Деятельность по обращению с отходами 5 класса опасности данным документом не урегулирована.
Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 15.06.2001 г. № 511 были утверждены Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды.
Согласно Критериям, 5 класс опасности является практически неопасным, степень воздействия данного вида отходов на окружающую природную среду очень низкая, экологическая система практически не нарушена. В п. 4 Критериев указано, что в случае отнесения отхода производителями отходов расчетным методом к 5 классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным
методом. При отсутствии подтверждения 5 класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4 классу опасности. Критерии в установленном порядке отменены не были и являются действующими в настоящее время.
В соответствии с абз.4. п.1 Положения о Министерстве природных ресурсов РФ, утвержденного постановлением РФ от 25.09.2000 г. №726, Министерство природных ресурсов РФ является специально уполномоченным государственным органом, в частности, в пределах своей компетенции – в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных).
На основании вышеизложенного, предприятиям при определении класса опасности отходов следует руководствоваться именно указанными Критериями, а не СП, которые противоречат Закону «Об отходах производства и потребления» и Положению о санитарно – эпидемиологическом нормировании.
Постановление правительства РФ от 28.08.92 г. № 632 не предусматривает взимание платы за негативное воздействие прудов -накопителей отходов на подземные водные объекты, поэтому предприятиям, выгодно строительство таких прудов. В Волгограде очистные сооружения в южной части города, на которые поступают сточные воды более чем от 60 абонентов, в том числе и водно-канализационного хозяйства города, работают без утвержденных местным органом самоуправления «Правил сброса». Нормы сброса загрязняющих веществ утверждаются договором между абонентом и очистными сооружениями, и количество попадающих в окружающую среду вредных веществ ставится в зависимость от коммерческих интересов владельца очистных сооружений.
Еще одна проблема, которую следует отметить, это отсутствие в России кадастра химических веществ, то есть информации не только о самом веществе или отходах, но и о том, где оно производится, используется и хранится. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 1992 года «О государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ» на 30 сентября 2003 г. в России зарегистрировано 2510 наименований, вновь поступающих в обращение промышленных химических веществ отечественного и зарубежного производства, из которых многие являются токсичными и биологически активными. Стойкие органические загрязнители также зарегистрированы в Российском Регистре потенциально опасных химических и биологических веществ. Эта база данных передана в регионы. Однако регистр особо опасных химических и биологических веществ является скорее энциклопедическим справочником, а не комплексным информационным материалом по химикатам[11].
4. Расчет нормативов ПДС загрязняющих веществ в водоток реки Белой
Выпуск сточных вод после очистных сооружений в реку осуществляется через водовыпуск, расположенный у берега.
Расход сточных вод q=0,0061 м3/с=21,96 м3/час.
Расстояние от места выпуска до расчетного створа по форватору Lф=500 м, по прямой Ln=500 м.
Сброс производится за пределами населенного пункта, водозаборов вблизи нет. Фон - река выше сточных вод.
Гидрологические данные водотока расчетный расход 0,20 м3/с.
Средняя глубина 0,5 м.
Средняя скорость течения 0,18 м/с.
Шероховатость ложа реки nш=0,05.
Категория водотока – Рыбохозяйственный.
Таблица 6.
По течению гидрохимические данные водоема выше сброса (г/м3)
№ | Показатели свойства вод | Фон | Сточные воды | ПДК |
Общие требования | ||||
1. | Взвешенные вещества | 23,2 | 181,2 | 23,95 |
2. | БПК полн. | 5,17 | 7,41 | |
3. | Сухой остаток | 273,0 | ||
Токсикологический показатель | ||||
1. | Аммоний солевой (NH4+) | 7,0 | 21,8 | 0,5 |
2. | Нитрит-ион (NO2-) | 0,038 | 0,61 | 0,08 |
3. | Железо общее (Feобщ.) | 3,95 | 5,85 | 0,1 |
Санитарно-токсикологический показатель | ||||
1. | Нитрат-ион (NO32-) | 16,04 | 84,37 | |
2. | Алкилсульфонат (СПАВ) | 0,2 | 0,34 | 0,5 |
3. | Хлориды (Cl-) | 18,2 | ||
4. | Сульфаты (SО42) | 31,2 | 43,21 | |
Рыбохозяйственный показатель | ||||
1. | Нефтепродукты | - | 0,15 | 0,05 |
4.1 Расчет кратности разбавления
Расчет кратности разбавления в реке производится по методу В.А. Фролова – И. Д. Родзиллера.
Определяется параметр y:
Исходные данные:
шероховатость ложа реки: nш=0,05;
гидравлический радиус потока: R=Hср=0,56 м
.
Коэффициент Шези:
, .
Коэффициент турбулентной диффузии:
м2/с.
Коэффициент, гидравлические условия смещения:
где:
;
x – коэффициент, учитывающий место выпуска сточных вод. Выпуск у берега – x=1,0.
.
Коэффициент смешения:
.
Кратность основного разбавления:
.
4.2 Определение концентраций, допустимых к сбросу СПДС.
Общие требования
1. Взвешенные вещества
Сф=23,2 мг/л;
Сст=181,2 мг/л;
СПДК=Сф+0,75=23,2+0,75=23,95 мг/л;
СПДС=23,2+29,5×0,75=45,32 мг/л.
2. БПКп
Сф=5,17 мг/л;
Сст=7,41 мг/л;
СПДК=3 мг/л.
Повышенное значение БПКп в речной воде обусловлен природными факторами. Поэтому до установления региональных ПДК принимается ПДС=Сфон=5,17 мг/л.
3. Сухой остаток
Сф=273 мг/л;
Сст=425 мг/л;
СПДК=1000 мг/л.
Имеет место
Сф<Сст<CПДК.
Принимается СПДС=Сст=425 мг/л.
Группа веществ с ЛПВ – токсические.
Определяется загруженность фона реки по NH4, NO2, Fe.
.
Фон реки по группе ЛПВ – токсично загруженный. Для этих веществ ПДС назначается из условия сохранения фона.
1. Аммоний
СПДС=Сф=7,0 мг/л.
2. Железо.
СПДС=Сф=3,95 мг/л.
3. Нитриты
СПДС= Сф=0,038 мг/л.
Группа веществ с ЛПВ = сан. токс.
Определение загруженности фона по NO3, СПАВ, хлоридам и сульфатам:
,
Фон реки по группе ЛПВ санит.-токс. загруженный.
Поэтому нормативы ПДС будем назначать из условия сохранения фона.
1. Нитраты
Сф=16,04 мг/л;
СПДС= Сф=16,04 мг/л.
2. СПАВ
Сф=0,2 мг/л;
СПДС= Сф=0,2 мг/л.
3. Хлориды
Сф=18,2 мг/л;
СПДС= Сф=18,2 мг/л.
4. Сульфаты
Сф=31,2 мг/л;
СПДС= Сф=31,2 мг/л.
3. Группа веществ с ЛПВ – рыб. хоз.
Нефтепродукты
Сф=0 мг/л;
Сст=0,15 мг/л;
СПДК=0,05 мг/л.
СПДС=29,5×0,05=1,47 мг/л > Сст.
Так как рассчитанный ПДС > Сст, принимаем: СПДС=Сст=0,15.
4.3 Расчет нормативов ПДС
ПДС=q×CПДС.
Принимаем расход сточных вод - q=21,96 м3/час.
Результаты расчета сведены в таблицу 7.
Таблица 7.
Результаты расчетов нормативов ПДС (г/м3)
Вещество | СПДС | ПДС |
Взвешенное вещество | 45,32 | 995,227 |
БПК20 | 5,17 | 113,533 |
Сухой остаток | 9333,0 | |
Аммоний солевой | 3,95 | 86,742 |
Нитриты | 0,038 | 0,834 |
Железо | 3,95 | 86,742 |
Нитраты | 16,04 | 352,238 |
СПАВ | 0,2 | 4,392 |
Хлориды | 18,30 | 399,672 |
Сульфаты | 31,2 | 685,152 |
Нефтепродукты | 0,15 | 3,294 |
Заключение
В дипломной работе получены подробные сведения о развитии промышленности в городе Уфа.
Рассмотрены негативные воздействия промышленности на атмосферу, гидросферу и литосферу города.
Выявлено, что для улучшения экологического состояния города, необходимо построить очистные сооружения. Для утилизации отходов требуется разработка новых площадей под свалку.
Установлено, наиболее перспективным способом решения проблемы является переработка городских отходов. Получили развитие следующие основные направления в переработке: органическая масса используется для получения удобрений, текстильная и бумажная макулатура используется для получения новой бумаги, металлолом направляется в переплавку. Основной проблемой в переработке является сортировка мусора и разработка технологических процессов переработки.
Рассмотрены, также правовые основы и методы обеспечения природоохранного законодательства по вопросам защиты окружающей среды.
Рассчитаны нормативы ПДС загрязняющих веществ в водоток реки Белая.
Список литературы
1. Арустамов Э.А. Экологические основы природопользования: учебник / Э. А. Арустамов, Н. В. Баркалова, И. В. Левакова.-3-е изд., перераб. и доп..-М.: Дашков и К, 2006.-320 с.
2. Башкортостан. Подшивка газет за 2002 год
3. Ватандаш. Архив журнала за 1999, 2000, 2001, 2002 года.
4. Гринин А.С., Новиков В.Н. Промышленные и бытовые отходы: Хранение, утилизация, переработка. - М.: ФАИР-Пресс, 2002. - 336 с. - Библиогр.: 74 назв.
5. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды»
6. Лозановская И.Н. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении: Учеб. пособие для хим., хим.-технол. и биолог.спец.вузов.
7. Максименко О. -«Краеведение и охрана природы»-Уфа, 2000г.
8. Методика определения сброса загрязняющих веществ в реку(утв. Минтопэнерго РФ 13 ноября 2005 г.)
9. Новиков Ю.В. «Экология, окружающая среда и человек»: учебное пособие для вузов – М.: Фаир-Пресс,2000, с. 197 – 198.
10. Петров В.В. Экологическое право России: Учебник для вузов.-М.: Изд-во БЕК, 1996.-557с
11. Родзиллер И.Д. «Указания по методам расчета смешения и разбавления сточных вод в реках, озерах и водохранилищах», 2004 г.
12. www.ecoline.ru
13. www.ecology.ru