ЗНАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ




ГРЯДСКИЙ ДАВИД МИХАЙЛОВИЧ

 

ПРОЕКТ ДЛЯ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО КЛУБА

STUDIA ROSSICA

 

ЗНАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ

 

Научный руководитель проектной группы —

Доцент, к. и. н. Урушадзе Амиран Тариелович

 

Ростов-на-Дону, 2018

· Тема проекта: Знание и образование как фактор модернизации России.

· Актуальность проблемы:

актуальность изучения проблемы модернизации как вида социальной трансформации вызвана неоднозначностью трактовок модернизации в различных странах. Многие авторы выделяют в этом процессе внутренние факторы развития социума, концентрируясь на экономической и политической модернизации выводя за рамки внимания вопросы подготовки кадров, которым приходится решать вопросы модернизации.

Американский футуролог Элвин Тоффлер (1928-2016), один из авторов концепции постиндустриального общества, в своей работе «Третья волна» (1980) относительно модернизации писал следующее: «Меняется не только содержание труда, в десятки и сотни раз возрастает его производительность. Существенные преобразования происходят во всем строе культуры и современной цивилизации. Микроэлектронная революция увеличивает потенциал человеческого интеллекта. Технологические новшества оказывают воздействие на социальную структуру общества. По существу, рождается новый цивилизационный уклад, в котором принципиально иной будет сфера труда, управления, досуга». Из этого вытекает и проблема рассмотрения образования как фактора модернизации, т. к. именно в образовательных учебных заведениях различного уровня происходить создание кадров, которым в будущем приходится решать задачи, направленные на модернизацию различных сфер социальной жизни в конкретно-историческом периоде.

· Цель проекта:

Наша основная цель состоит в том, чтобы на основе исторических источников и историографии проанализировать основные проблемные стороны модернизационного процесса России сквозь призму просвещения и подготовки кадров в образовательных учреждениях различного уровня и вида, (имевших место быть в истории России) для последующей модернизации и развития как всего государства в целом, так и отдельных сфер и регионов в частности.

· Задачи проекта:

Проект студенческого научного клуба направлен на решение двух магистральных задач, а именно научно – исследовательской и просветительской.

Как научно – исследовательский, проект направлен на привлечение студентов ИИМО разных курсов к изучению и анализу предлагаемых источников и научной литературы для последующих дискуссий в рамках круглых столов и т. п. форм работы и подготовки докладов на ежегодную апрельскую научную конференцию студентов и аспирантов. Также проект предполагает осуществление публикации статей в студенческих научных журналах.

Как просветительский, проект предполагает расширение кругозора и представлений участников об образовании как об одном из приоритетных направлений модернизации, по средствам которого происходит создание высококвалифицированных кадров, решающих проблемы модернизации различных сфер человеческой деятельности.

· Литература, источники, материалы:

предполагает поиск, отбор и изучение литературы и источников по данной теме, хранящихся в фондах ДГПБ, ГАРО, а также оцифрованные материалы, находящиеся на специализированных сайтах общедоступной сети интернет.

· Целевая аудитория:

студенты ИИМО ЮФУ 1-4- х. курсов бакалавриата, магистранты ИИМО ЮФУ 1-2 года обучения.

 

Примерный план работы студенческого научного клуба Studia Rossica на 2018-2019 учебный год.

Предполагается проведение различных форм аудиторных и самостоятельных занятий с активом, выполняющим работу над проектом, а именно:

· Вводная лекция (постановка проблемы, источники, научная литература и т. п.)

· Семинарские занятия по проблемам модернизации

· Круглые столы

· Подготовка докладов и участие в ежегодной, апрельской студенческой научной конференции ИИМО.

Календарно-тематический план работы клуба

Заседание № Дата проведения заседания клуба Тема заседания клуба Форма работы клуба
    . История развития основного, среднего и высшего образования в России как одной из сфер модернизации Российского государства (хронологические рамки, ключевые события, источники и историография, термины, методология).   Лекция-презентация, введение в проект, источники и литература по теме проекта, структура проекта.
    Актуальные проблемы изучения отечественной модернизации и роль в ней образовательного фактора (XVIII – XX вв.).   Лекция – презентация, отражение ключевых историографических проблем изучения модернизации в России. Дискуссия по итогам лекции.    
    Имперская модель модернизации России в XIX в. и подготовка кадров для её проведения в специализированных образовательных учреждениях. Модернизация «новых» регионов, вошедших в состав России в рассматриваемый период.     Круглый стол, дискуссия на основе прочитанной литературы.
    Характер индустриальной модернизации России, после издания Манифеста 19 февраля 1861 г., подготовка кадров (до 1917 г.).     Круглый стол, дискуссия на основе прочитанной литературы.
    Военная реформа Милютина Д. А., подготовка кадров для Русской императорской армии, модернизация военной структуры (до 1917 г.).     Круглый стол, дискуссия на основе прочитанной литературы.
    Советская модель модернизации 1924-1953 гг. Создание и функционирование нового хозяйственного механизма, проблемы и пути модернизации. (кадровый и качественный потенциал советской модернизации).     Круглый стол, дискуссия на основе прочитанной литературы.
    Советская космическая программа, создание теоретической базы и рывок в модернизации тяжёлой промышленности СССР.     Круглый стол, дискуссия на основе прочитанной литературы.
    Актуальные проблемы модернизации Российской Федерации и подготовка кадров для её осуществления в средних и высших учебных заведениях. Современный этап образования и модернизации.     Круглый стол, дискуссия на основе прочитанной литературы.

 

Заключительное заседание(отчёт о проделанной работе)работа клуба в рамках апрельской научной конференции студентов и аспирантов ИИМО ЮФУ.

Конечный продукт: работа участников проекта в секции, организуемой студенческим научным клубом Studia Rossica, последующая работа участников над научными статьями, которые предполагается опубликовать в сборнике студенческих и аспирантских работ «СТИЛОС» и т. п. изданиях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: