ГРЯДСКИЙ ДАВИД МИХАЙЛОВИЧ
ПРОЕКТ ДЛЯ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО КЛУБА
STUDIA ROSSICA
ЗНАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ
Научный руководитель проектной группы —
Доцент, к. и. н. Урушадзе Амиран Тариелович
Ростов-на-Дону, 2018
· Тема проекта: Знание и образование как фактор модернизации России.
· Актуальность проблемы:
актуальность изучения проблемы модернизации как вида социальной трансформации вызвана неоднозначностью трактовок модернизации в различных странах. Многие авторы выделяют в этом процессе внутренние факторы развития социума, концентрируясь на экономической и политической модернизации выводя за рамки внимания вопросы подготовки кадров, которым приходится решать вопросы модернизации.
Американский футуролог Элвин Тоффлер (1928-2016), один из авторов концепции постиндустриального общества, в своей работе «Третья волна» (1980) относительно модернизации писал следующее: «Меняется не только содержание труда, в десятки и сотни раз возрастает его производительность. Существенные преобразования происходят во всем строе культуры и современной цивилизации. Микроэлектронная революция увеличивает потенциал человеческого интеллекта. Технологические новшества оказывают воздействие на социальную структуру общества. По существу, рождается новый цивилизационный уклад, в котором принципиально иной будет сфера труда, управления, досуга». Из этого вытекает и проблема рассмотрения образования как фактора модернизации, т. к. именно в образовательных учебных заведениях различного уровня происходить создание кадров, которым в будущем приходится решать задачи, направленные на модернизацию различных сфер социальной жизни в конкретно-историческом периоде.
|
· Цель проекта:
Наша основная цель состоит в том, чтобы на основе исторических источников и историографии проанализировать основные проблемные стороны модернизационного процесса России сквозь призму просвещения и подготовки кадров в образовательных учреждениях различного уровня и вида, (имевших место быть в истории России) для последующей модернизации и развития как всего государства в целом, так и отдельных сфер и регионов в частности.
· Задачи проекта:
Проект студенческого научного клуба направлен на решение двух магистральных задач, а именно научно – исследовательской и просветительской.
Как научно – исследовательский, проект направлен на привлечение студентов ИИМО разных курсов к изучению и анализу предлагаемых источников и научной литературы для последующих дискуссий в рамках круглых столов и т. п. форм работы и подготовки докладов на ежегодную апрельскую научную конференцию студентов и аспирантов. Также проект предполагает осуществление публикации статей в студенческих научных журналах.
Как просветительский, проект предполагает расширение кругозора и представлений участников об образовании как об одном из приоритетных направлений модернизации, по средствам которого происходит создание высококвалифицированных кадров, решающих проблемы модернизации различных сфер человеческой деятельности.
· Литература, источники, материалы:
предполагает поиск, отбор и изучение литературы и источников по данной теме, хранящихся в фондах ДГПБ, ГАРО, а также оцифрованные материалы, находящиеся на специализированных сайтах общедоступной сети интернет.
|
· Целевая аудитория:
студенты ИИМО ЮФУ 1-4- х. курсов бакалавриата, магистранты ИИМО ЮФУ 1-2 года обучения.
Примерный план работы студенческого научного клуба Studia Rossica на 2018-2019 учебный год.
Предполагается проведение различных форм аудиторных и самостоятельных занятий с активом, выполняющим работу над проектом, а именно:
· Вводная лекция (постановка проблемы, источники, научная литература и т. п.)
· Семинарские занятия по проблемам модернизации
· Круглые столы
· Подготовка докладов и участие в ежегодной, апрельской студенческой научной конференции ИИМО.
Календарно-тематический план работы клуба
Заседание № | Дата проведения заседания клуба | Тема заседания клуба | Форма работы клуба |
. | История развития основного, среднего и высшего образования в России как одной из сфер модернизации Российского государства (хронологические рамки, ключевые события, источники и историография, термины, методология). | Лекция-презентация, введение в проект, источники и литература по теме проекта, структура проекта. | |
Актуальные проблемы изучения отечественной модернизации и роль в ней образовательного фактора (XVIII – XX вв.). | Лекция – презентация, отражение ключевых историографических проблем изучения модернизации в России. Дискуссия по итогам лекции. | ||
Имперская модель модернизации России в XIX в. и подготовка кадров для её проведения в специализированных образовательных учреждениях. Модернизация «новых» регионов, вошедших в состав России в рассматриваемый период. | Круглый стол, дискуссия на основе прочитанной литературы. | ||
Характер индустриальной модернизации России, после издания Манифеста 19 февраля 1861 г., подготовка кадров (до 1917 г.). | Круглый стол, дискуссия на основе прочитанной литературы. | ||
Военная реформа Милютина Д. А., подготовка кадров для Русской императорской армии, модернизация военной структуры (до 1917 г.). | Круглый стол, дискуссия на основе прочитанной литературы. | ||
Советская модель модернизации 1924-1953 гг. Создание и функционирование нового хозяйственного механизма, проблемы и пути модернизации. (кадровый и качественный потенциал советской модернизации). | Круглый стол, дискуссия на основе прочитанной литературы. | ||
Советская космическая программа, создание теоретической базы и рывок в модернизации тяжёлой промышленности СССР. | Круглый стол, дискуссия на основе прочитанной литературы. | ||
Актуальные проблемы модернизации Российской Федерации и подготовка кадров для её осуществления в средних и высших учебных заведениях. Современный этап образования и модернизации. | Круглый стол, дискуссия на основе прочитанной литературы. |
|
Заключительное заседание(отчёт о проделанной работе) – работа клуба в рамках апрельской научной конференции студентов и аспирантов ИИМО ЮФУ.
Конечный продукт: работа участников проекта в секции, организуемой студенческим научным клубом Studia Rossica, последующая работа участников над научными статьями, которые предполагается опубликовать в сборнике студенческих и аспирантских работ «СТИЛОС» и т. п. изданиях.