Теория широкого моноцентризма.




Теория узкого моноцентризма.

Теория узкого моноцентризма рассматривает относительно небольшую площадь в качестве прародины всех рас. Для этой теории неразрешим вопрос о сходстве каждой большой расы с локальной формой палеоантропа (или архантропа), которая предшествовала ей на данной территории.

Теория широкого моноцентризма.

Альтернативой может служить так называемая гипотеза широкого моноцентризма, выдвинутая советским антропологом Я.Я. Рогинским. Она предполагает значительно большую территорию, охваченную процессом сапиентации – все Средиземноморье, включая Южную Европу и Северо-Восточную Африку, Ближний Восток и Кавказ. Процесс сапиентации был, конечно же, не одномоментным и потому завершился на значительно большей территории, нежели начался. Расселяясь из единого центра, неоантропы смешивались с аборигенными популяциями палеоантропов, живших в отдаленных регионах планеты. Этим Я.Я. Рогинский объяснял известное противоречие - наличие одновременно сходных признаков у современных людей очень отдаленных территорий и сходство в отдельных признаках современных рас с ископаемыми гомининами тех же областей.

Эта теория требует сочетания таких факторов:

1) сходство между расами современного человека в деталях, не имеющих приспособительного значения, как результата единства происхождения рас и их возникновения в одной обширной области;

2) сходство каждой расы с местным ископаемым вариантом предшествующей стадии, как следствия смешения на окраинах той центральной области, где формировались Homo sapiens, вновь возникавших людей с местными палеоантропами.

Я.Я. Рогинский в качестве доказательств своей теории приводит следующие аргументы:

1) в отличие от палеоантропов и архантропов, все современные расы лишены надглазничного валика, все имеют гораздо более низкое лицо, подбородочный выступ и характерное строение внутреннего рельефа в области симфиза нижней челюсти, у всех рас сходно развитие лобных пазух, число подбородочных отверстий и т.д.

2) некоторые остатки архантропов и палеоантропов имеют такие особенности, которые отсутствуют у современных рас.

3) разница между верхней шириной лица олдувайского питекантропа и синантропа составляет около 45 мм, в то время как средняя величина квадратического уклонения для современных рас составляет 3,85 мм. Очень трудно в таком случае представить, что негры Африки произошли от олдувайского питекантропа, а монголы – от синантропа, если черепа этих ископаемых так отличаются между собой, в то время как между негром и монголом таких отличий не наблюдается.

4) высота затылочного отдела у архантропа миндельского времени (затылочная кость, найденная в Венгрии) – 106 мм. Аналогичный показатель у синантропа составляет от 80 до 86 мм. У современных европейцев – ок. 93 мм, а у монголов – ок. 94. Возникает все тот же вопрос: откуда такая разница между предками и такое сходство потомков?

Эти и многие другие данные согласуются с концепцией моноцентризма. Видовое единство человечества также может быть обосновано множеством убедительных доказательств.

Все расы при смешении дают вполне плодовитое потомство. Предположения о том, что существуют расы, которые при скрещивании с другими расами якобы дают бесплодных или мало плодовитых метисов, оказались ошибочными. Мотивы, которыми весьма часто руководствовались защитники подобных взглядов, были продиктованы глубоко чуждыми науке расистскими тенденциями.

Сравнительно-анатомическое изучение человеческих рас позволяет сделать следующие выводы:

1) в отношении признаков строения тела, связанных с общественной, трудовой деятельностью, все человеческие расы чрезвычайно сходны друг с другом.

2) это сходство во многих случаях охватывает мельчайшие детали строения органов.

3) по строению органов тела ни одна раса ни в какой степени не приближается в целом к какой-либо антропоморфной обезьяне; все расы в равной степени обладают специфическими для человека чертами строения.

 

4) человеческие расы весьма сходны так же по многим признакам, не имеющим сколько-нибудь важного жизненного значения, причем наблюдающиеся различия в частоте разных вариантов между расами не нарушают их сходства в общем плане строения.

5) факты сравнительной анатомии свидетельствуют в пользу теории монофилетического происхождения человека и его рас.

Критика теории.

Наряду с сильными сторонами, теория широкого моноцентризма имеет и уязвимые места. Еще в 1950 г. известный советский антрополог Г.Ф. Дебец подверг убедительной критике гипотезу "широкого моноцентризма" Я.Я. Рогинского. Дебец, в частности, утверждал, что Рогинскому не удалось методом суммарного сопоставления отвести бесспорные факты морфологической преемственности между современными расами и группами древних палеоантропов, населяющих определенные регионы расообразования. Если Homo sapiens возник в Передней Азии, почему же так похожи процессы развития кремневой индустрии, т. е. переход от мустье к позднему палеолиту в Передней Азии и на западе Европы? Сходство современных рас друг с другом могло быть следствием параллельного развития, а не общности происхождения; возможно также влияние смешения их между собой в значительно более поздние периоды. Если исключить всю Европу из территории формирования неоантропа, то как объяснить наличие переходных форм в Восточной Европе? Как объяснить сходство "европеоидного комплекса" в строении носа, лба, лица у современных европейцев и у западноевропейских неандертальцев?

Определенная справедливость такой критики была признана Рогинским, и в более поздних работах он признает некоторую преемственность между европейскими неандертальцами и европеоидами, между синантропом и монголоидами. Конечно, эти замечания Дебеца существенны. Но они не приводят к исчерпывающему решению дискуссии в пользу полицентризма. Не так уж похожи были процессы развития кремневой индустрии в Передней Азии и во Франции, о чем свидетельствует, например, открытие Руста в Сирии слоя с довольно типичными позднепалеолитическими "преориньякскими" орудиями под 14 слоями с мустьерской культурой. Кроме того, в пещерах Схул и Кафзех найдены сходные с Homo sapiens скелеты вместе с мустьерской культурой; такого рода факты пока неизвестны на западе Европы. Далее, есть основание сомневаться в том, что один параллелизм мог привести во многих случаях к столь полному сходству именно стадиальных признаков у современных рас. Что касается самых поздних смешений, то вряд ли они были столь велики между большими расами, если судить, например, по полному отсутствию тугих волос и эпикантуса у взрослых европейцев и по полному отсутствию у африканских негров иной формы волос, кроме курчавой. Сходство классических неандертальцев с европейцами и синантропа с монгольской расой, вероятно, можно объяснить очень древними смешениями иммигрантов ранних неоантропов с аборигенами палеоантропами.

Теория широкого моноцентризма, будучи не в состоянии ответить позитивно на некоторые спорные проблемы, попросту игнорирует их. Так, из регионов, где формировалось человечество исключается Юго-Восточная Азия, хотя во многих работах, как отечественных, так и зарубежных антропологов, данный регион часто рассматривается как гипотетическая прародина человечества, или части человечества. При этом ни Я.Я. Рогинский, ни другие сторонники теории широкого моноцентризма не приводят аргументацию, позволяющую согласиться с исключением Юго-Восточной Азии из списка регионов, где предположительно формировалось человечество.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: