Термины
Человек
Человек – Человек – биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью и свободным целеполаганием.
Индивид – [человек], [как представитель человеческого рода], [совокупность физиологических и психологических свойств, присущих всем людям].
Индивидуальность – [индивид], [как совокупность уникальных черт], [присущих только данному человеку].
Социализация – [процесс, в ходе которого человек обучается жизни человека в обществе], [усваивает социальные нормы], [превращается из индивида в личность].
Личность – [индивид], [прошедший социализацию], [проявляющий свою индивидуальности в обществе].
Агенты социализации – [социальные институты], [которые учат человека жизни в обществе], [интегрируют в социальные группы] [и помогают усваивать социальные нормы].
Свобода – осознанная необходимость.
Ответственность личности – социальное понятие, характеризующее взаимосвязь личности и коллектива, общества.
Самопознание – познание, в котором один человек является и субъектом, и объектом.
Межличностные отношения – [отношения, возникающие между людьми] [в процессе их жизни] [и деятельности]
Деятельность
Деятельность – [форма активности], [присущая только человеку, [которой свойственно свободное целеполагание].
Деятельность всегда направлена на удовлетворение потребностей.
Субъект – тот, кто занимается деятельностью (индивид или коллектив).
Объект – то, на что направлена деятельность (природа, техника, люди и др.).
Мотив деятельности – совокупность внутренних и внешних условий, вызывающих активность субъекта (потребность, социальная установка, убеждение, интерес)
Потребность – нужда человека в том, без чего невозможно его существование.
Первичные потребности – врождённые потребности, определённые природой человека.
Вторичные потребности – приобретённые в процессе социализации, воспитанные обществом.
Экзистенциальные потребности – потребности в безопасности.
Социальные потребности (в узком смысле слова) – потребности в общении.
Идеальные потребности – потребности в уважении (престижные) и в развлечениях.
Интерес – целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его деятельности.
Духовные потребности – потребности в красоте и гармонии.
Труд – деятельность, направленная на получение конкретного и полезного результата.
Творчество – деятельность по созданию чего-либо нового.
Познание – обретение знаний, новых для человечества.
Учение – обретение знаний, умений и навыков.
Игра – деятельность, которой присуща воображаемая обстановка.
Ценностно-ориентировочная деятельность – деятельность, ориентированная на воспитание ценностей (лекция о здоровом образе жизни)
Социально-преобразовательная деятельность – реформирование общества.
Тесты
Укажите три агента социализации и прокомментируйте их значение тремя примерами.
Найдите в приведённом ниже списке свойства человека, имеющие социальную природу.
1. Способность к совместной преобразовательной деятельности
2. Стремление к самореализации
3. Устойчивые взгляды на мир и своё место в нём
4. Умение приспосабливаться к природным условиям
5. Потребность в воде, пище и отдыхе
6. Способность к самосохранению.
Установите соответствие между примерами и видами потребностей. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.
Примеры | Виды потребностей |
1) послушать музыку | А) физиологические |
2) пообщаться с другом | Б) социальные |
3) удачно жениться | В) духовные |
4) успешно закончить школу | Г) престижные |
5) быть любимым | |
6) утолить голод |
1.Начало формы
2.Конец формы
Запишите слово, пропущенное в схеме.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Ниже приведены названия потребностей. Все они, за исключением двух, являются названиями, под которыми в различных классификациях представлены природные потребности человека.
1) биологические
2) физиологические
3) социальные
4) органические
5) естественные
6) эстетические
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
6.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «биологические потребности человека».
1) воспроизводство рода
2) самореализация
3) питание
4) дыхание
5) движение
6) общение
7) отдых
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «структура деятельности».
1) субъект
2) объект
3) цель
4) статус
5) нормы
6) средства
7) результат
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
8.Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «способности человека».
1) задатки
2) одарённость
3) социализация
4) активность
5) талант
6) гениальность
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
9.Установите соответствие между примерами и элементами структуры деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ЭЛЕМЕНТЫСТРУКТУРЫДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |
А) театральные декорации Б) оркестр В) театральная труппа Г) музыкальные инструменты Д) осветительные приборы | 1) субъекты деятельности 2) средства деятельности |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
10.Установите соответствие между отличительными признаками и видами деятельности, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК | ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |
А) преобразование природы и общества ради удовлетворения личных и социальных потребностей Б) направленность на практически полезный результат – различные блага В) формирование знаний и умений, развитие мышления и сознания личности Г) побудительный мотив заключается не в результате деятельности, а в ее процессе Д) все средства всегда специально направлены на изменение субъекта деятельности | 1) труд 2) игра 3) учёба |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |