ТЕМА: «Узлы, применяемые в туризме»




ТИП ЗАНЯТИЯ: Комбинированное.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Ознакомление с туристскими узлами, применением, способами вязки.

ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

· Обучающие: Формирование у воспитанников основных знаний по технике вязания узлов;

· Развивающие: Совершенствовать координацию движений, гибкость пальцев, быстроту, точность и правильность выполнения действий. Развить у детей устойчивые навыки, необходимые в проведении походов и участии в туристских соревнованиях;

· Воспитательные: Привить устойчивый интерес к занятию туризмом и спортом. Воспитание коллективизма, «чувства локтя», ответственности, умения работать в группе.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

1. Проектор, ноутбук, экран;

2. Презентация к занятию по теме «Узлы, применяемые в туризме»;

3. Видео уроки по вязке узлов;

4. Верёвки (репшнуры) разного диаметра 8 мм – 16 шт. (1-1,5 м);

5. Бейджи на каждого участника.

МЕТОДЫОБУЧЕНИЯ: объяснительно-иллюстративный, практический, наглядный.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: учебный класс.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент (2 минуты).

2. Объяснение нового материала, ознакомление с новыми понятиями (20 минут).

3. Практическое занятие (10 минут).

4. Закрепление полученных знаниям в игре (5 минут).

5. Подведение итогов занятия (3 минуты).

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Этап занятия. Содержание этапа Номер слайда в презентации Деятельность педагога Содержание деятельности обучающихся
1. Организационный момент (2 минуты).
Учащиеся делятся на две команды и занимают места за партами, готовят тетради и письменные принадлежности Инструктаж по технике безопасности Прежде, чем перейдём к изучению узлов, хочу обратить ваше внимание на правильность обращения с отрезками верёвок, с которыми нам предстоит работать. Они именуются репшнурами или у туристов, «репами». Итак, первое, и самое главное правило – ни в коем случае нельзя баловаться репшнуром на занятии, бросать его, резко дёргать, хлестаться, привязывать друг к другу, накидывать на шею и т. п. Работать с репшнуром при завязывании узлов необходимо аккуратно, чтобы не захлестнусь концами не свои глаза, ни глаза соседа. Берегите глаза. Ваше здоровье, что называется, в ваших руках, в прямом и переносном смысле этого слова.   Инструктаж по ТБ, показ презентации, раздать детям бумагу, ручки, карандаши, бейджи. Дети рассаживаются, слушают преподавателя, одевают бейджи, смотрят слайды.
2. Объяснение нового материала, ознакомление с новыми понятиями (20 минут).
Своё занятие я сегодня начну со слов Романа Сефа. «…Чем больше я знаю, Тем больше умею. Кто ничего не замечает, Тот ничего не изучает. Кто ничего не изучает, Тот вечно хнычет и скучает…» Р. Сеф   Цель нашего занятия – изучить виды туристических узлов. И попробовать завязать некоторые из них на практике. Мы сегодня попробуем с вами не получать знания в готовом виде, а совместно со мной находить нужную и правильную информацию по теме. И начнем мы с небольшой беседы. Вопрос: Что такое Узлы? Ответ: Узлы - это способы соединения веревок, лент, рыболовных лесок, различных нитей и т. п., способы образования петель и привязывания веревок к различным предметам. Кроме того, узлом называется само соединение веревок. Вопрос: Давайте подумаем, сколько узлов вы знаете? Ответ: Узлов существует достаточно много, около 700 их видов. Очевидно, что знать и уметь вязать такое количество узлов просто невозможно. Вопрос: Как вы думаете, существуют ли определенные критерии, требования к применению узлов? Ответ: Да, существуют. Туристические узлы должны: завязываться просто (легко запоминаться); не развязываться самопроизвольно под нагрузкой или после её снятия; не «ползти» при переменных нагрузках; не затягиваться «намертво» без необходимости; соответствовать своему назначению. А сегодня мы с Вами изучим несколько туристических узлов. Необходимых нам для туристической практики. Давайте попробуем разобраться. Все узлы применяемые в туризме можно разделить на 5 групп. 1 группа - Узлы, для связывания веревок одинакового диаметра. 2 группа – Узлы для крепления веревки к опоре. 3 группа – Проводники 4 группа – Схватывающие 5 группа – Узлы, для связывания веревок разного диаметра. Виды узлов. Прямой узел Самопроизвольно развязывается ("ползёт", поэтому использование без контрольных узлов допустимо только в бытовых целях. Применяется для связывания веревок одинакового диаметра. Вяжется с 2 двумя контрольными узлами. Относится к 1 группе Ткацкий узел. Ползёт при переменных нагрузках, сильно затягивается. Встречный узел. Не ползёт, под нагрузкой сильно затягивается, используется для связывания верёвок любого диаметра и сочетаний лента-верёвка. Можно применять для блокировки страховочной системы (беседки и грудной обвязки). Узел "грейпвайн" Надёжный и красивый. Под нагрузкой сильно затягивается. Используется для связывания верёвок одинакового и разного диаметров, рыболовных лесок. Шкотовый (а-в) и брамшкотовый (г) узлы Под нагрузкой не затягиваются, но "ползут" при переменных нагрузках. Шкотовый узел используется для связывания верёвок одинакового диаметра, брамшкотовый – для верёвок как одинакового, так и разного диаметров. Обязательны контрольные узлы. Простой проводник (I – петлёй, II – одним концом) Вяжется как на конце верёвки, так и в середине. Поз нагрузкой сильно затягивается, "ползёт", особенно на жёсткой верёвке, необходим контрольный узел. Не рекомендуется использовать при больших нагрузках – очень сильно снижает прочность верёвки. Восьмёрка (I – петлёй, II – одним концом) Под нагрузкой сильно не затягивается, не "ползёт", прочность верёвки снижает меньше, чем проводник. После завязывания "восьмёрки" петлёй рисунок узла получается несколько неправильным и требует корректировки. Объяснить, какой именно, словами проблематично, будете вязать – догадаетесь сами. Встречная восьмёрка Характеристики аналогичны встречному узлу.   Узел "заячьи ушки" (двойной проводник) Образует двойную петлю, что увеличивает её прочность на разрыв. Не ползёт. Под нагрузкой сильно затягивается. Применяют для завязывания узла на концах веревки и также при необходимости в середине во время наведения перил и т. д., на концах блокировки страховочной системы. Серединный австрийский проводник [1], он же обратный проводник [2], он же ездовая петля [3], он же в просторечии "бабочка" или "пчёлка" Позволяет сделать надёжную петлю в любом месте верёвки, ослабляя её прочность меньше, чем "проводник" и "восьмёрка". Может быть использован для вязания верёвочной лестницы (см. также "стремя"). Стремя Петли узла используют в качестве опоры для ног при подъёме по закреплённой верёвке (само вылаз из трещин и т. п.). Показан перевёрнутым для удобства вязания. Схватывающие узлы: а) Прусика (Prusik) б) Маршара (Marchard) в) Бахмана (Bachman) г) полусхватывающий Узел Маршара держит гораздо лучше остальных, в том числе при неблагоприятных соотношениях диаметров основной верёвки (отмечена штриховкой) и репшнура, не допускает проскальзывания даже не будучи плотно затянутым перед нагружением. Применяется для самостраховки при спусках и подъемах. Чтобы грамотно вязать узлы, конечно, нужна практика. Тот, кому это нужно, будет тренировками закреплять свои навыки. Ведь не все узлы вяжутся просто. Вообще, способность вязать узлы очень индивидуальна. Кому-то несложный узел придется долго запоминать, а кто-то узел со сложным рисунком будет вязать с первого раза. 1 слайд 2 слайд 3 слайд 4 слайд 4 слайд 4 слайд 5 слайд 6 слайд 7 слайд 7 слайд 8 слайд 8 слайд 9 слайд 10слайд Знакомство, объяснение занятия, пояснение ответов детей, показ слайдов   Показывает заранее завязанный узел, объясняет как вязать. Слушают, задают вопросы
3. Практическое занятие (10 минут).
А сейчас мы с вами попробуем завязать два узла. Первый узел – прямой. (Идет объяснение как завязывать узел, дети после просмотра повторяют. При необходимости педагог помогает ученикам) Второй – встречная восьмёрка. (Так же как и с первым узлом). Видео – Прямой узел Видео – встречная восьмерка     Включает видео. Помогает детям завязывать узел     Включает видео. Помогает детям завязывать узел     Повторяют после первого просмотра.     Повторяют после первого просмотра.
4. Закрепление полученных знаниям в игре (5 минут).
А теперь давайте поиграем в игру «Верно, Неверно?» ВЕРНО НЕВЕРНО Туристические узлы должны: завязываться просто? (+) Туристические узлы должны: развязываться самопроизвольно под нагрузкой? (-) Петли узла «стремя» используют в качестве опоры? (+) Узел "заячьи ушки" образует двойную петлю, что уменьшает её прочность на разрыв? (-) Маркировочный узел позволяет держать верёвку в компактном состоянии? (+) Все узы не «ползут» при переменных нагрузках? (-) 11 слайд   Дети слушают педагога, отвечают на поставленный вопрос, работают в командах.
5. Подведение итогов занятия (3 минуты).
Подводя итоги нашего занятия, хочу ещё раз показать правильность завязывания узлов. Отложите в сторону свои верёвки, всё внимание на меня. На сегодняшнем занятии мы соприкоснулись ещё с одной стороной туристской техники. Теперь вы знаете, что правильно завязывать туристские узлы не такая уж лёгкая задача. А поэтому мы с вами из занятия в занятие будем повторять их, пока не научимся вязать узлы с закрытыми глазами. Ну, а домашнее задание будет следующим: - научиться завязывать 2 узла, прямой и встречная восьмёрка - выучить три узла - тренируйтесь вязать узлы в любое свободное время. А эти слова надо запомнить: «Хороший узел – это узел, который легко развязать и, который сам не развязывается…» Завязав правильно и крепко узел, ты избавишь себя во время похода от многих проблем. Когда-то завязанный тобой узел сможет спасти тебе жизнь. Чтобы умело и быстро вязать узлы, нужна практика. Практикуйся так до тех пор, пока не научишься завязывать любой узел с закрытыми глазами. И только когда ты научишься делать это автоматически, тогда ты будешь готов применить свое умение в любой ситуации. 12 слайд    

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Балабанов И. В. Узлы. https://www.kis.ru/~nterm/knots/knots.html. «УЗЛЫ»: Москва; ISBN 5901049276.

2. Захаров П. П., Степанко Т. В. Школа альпинизма. Начальная подготовка: Учеб. издание. - М.: Физкультура и спорт, 1989.

3. Кальман Г. В. Узлы. Техника вязания и применение. - М.: ООО "ВСВ-Сфинкс", 1997.

4. Попов А. А. «Вязание узлов, предназначенных для страховки»,2011.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: