Отграничение умственной отсталости от исходных состояний




Состояние Сходство Отличие
ЗПР   · Не сформирована готовность к школьному обучению. · Недоразвитие познавательной деятельности. – · Незрелость эмоциональной сферы. · При работе с детьми есть возможность задействовать компенсаторные возможности организма. · Необходимость медикаментозной поддержки, только на различных уровнях. · Просодика в основном сохранна · Запас знаний и представлений: ограниченный, не соответствующий возрасту ЗПР УО
Время поражения
Диагноз ставят в дошкольном и младшем школьном возрасте   Врожденный дефект
Для познавательной деятельности характерны:
Парциальность, мозаичность в развитии всех компонентов психической деятельности ребенка. Обратимость к норме Необратимость, тотальность и иерархичность нарушений психической деятельности ребенка.
Патогенез
Нарушение темпа психического развития. Пограничное состояние между нормой и патологией. Нарушение психической, преимущественно познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения коры головного мозга.
Динамика интеллектуальной деятельности  
Характерна скачкообразность Данный феномен не выявлен
Структура нарушения интеллектуальной деятельности
Страдают предпосылки интеллектуальной деятельности: внимание, восприятие, сфера образов, представлений, зрительно-двигательная координация, фонематический слух и др.   Страдают собственно мыслительные операции – обобщение, сравнение, анализ, синтез, отвлечение, абстрагирование
  Большая яркость эмоций, которая позволяет более длительное время сосредотачиваться на выполнении заданий, вызывающих у детей непосредственный интерес, а игровое предъявление заданий повышает продуктивность деятельности детей Незрелость эмоций, слабость воли, психопатоподобное поведение   Эмоциональная сфера не развита, а чрезмерно игровое предъявление заданий, часто отвлекает ребенка от решения самого задания и затрудняет достижение цели.     Эмоции неустойчивые, поведение неадекватное
    Часто нарушена мелкая моторика Моторная активность снижена, координация движений нарушена в той или иной мере
    Слуховая функция сохранна Слуховая функция сохранна или нарушена
    Предречевое развитие: в основном норма Замедленный темп психомоторного развития. Задержка сроков гуления, лепета
    Раннее речевое развитие: неравномерное развитие речевых компонентов Замедленное речевое развитие, имеющее тотальный равномерный характер
    Спонтанное овладение речью: могут спонтанно овладевать речью,часто дефектно проявляющейся Спонтанно овладевают простым грамматическим стереотипом родного языка
    Мимико-жестовая речь: Обращаются к языку мимики и жестов, сопровождающемуся речью Пользуются мимико-жестовой речью, сопровождаемой малопонятными звукокомплексами или речью
    Импрессивная речь: понимание речи снижено Понимание речи затруднено
    Экспрессивная речь: речевое развитие не равномерно Речь бедная, алогичная  
    Просодика: В основном сохранна В основном сохранна
    Стремление к контактам Общение носит формальный характер
    Запас знаний и представлений: ограниченный, не соответствующий возрасту ограниченный, не соответствующий возрасту
Нарушение слуха (глухота)     Нарушение слуха (глухота) УО
  · Трудности при обучении ребенка в школе · Учатся в специализированных школах · Нарушение познавательной деятельности сочетается с расстройствами эмоционально-волевой сферы, недоразвитием личности. · Понимание речи затруднено Сохранность интеллекта Необратимость, тотальность и иерархичность нарушений психической деятельности ребенка
Способны к переносу Перенести самостоятельно обобщенный способ действия на новые задания не могут
Повышенная истощаемость при выполнении заданий, требующих напряжения нарушенных анализаторов Неустойчивость внимания, повышенная утомляемость
Дифференцированные эмоциональные реакции   Грубая некритичность
Может иметь место неадекватное поведение Эмоции неустойчивые, поведение неадекватное
    Моторика: сохранная Моторная активность снижена, координация движений нарушена в той или иной мере
    Слуховая функция нарушена Слуховая функция сохранна или нарушена
    Предречевое развитие: норма Замедленный темп психомоторного развития. Задержка сроков гуления, лепета
    Раннее речевое развитие: речь не развивается или развивается искаженно Замедленное речевое развитие, имеющее тотальный равномерный характер
    Спонтанное овладение речью: вне специального обучения речь не формируется или формируется дефектно Спонтанно овладевают простым грамматическим стереотипом родного языка.
    Мимико-жестовая речь: обращаются к языку мимики и жестов, но вербально их не сопровождают Пользуются мимико-жестовой речью, сопровождаемой малопонятными звукокомплексами или речью
    Импрессивная речь: Нарушение понимания речи по причине неполноценности ее слухового восприятия Понимание речи затруднено
    Экспрессивная речь: Отсутствие экспрессивной речи или дефектное звучание. Нарушается вся структура речи. Речь бедная, алогичная  
    Просодика: нарушена В основном сохранна
    Сильно задерживается развитие общения Общение носит формальный характер
    Запас знаний и представлений: неполное, а иногда искаженное отражение внешнего мира, обеднение круга представлений ограниченный, не соответствующий возрасту
Расстройства аутистического спектра   Расстройства аутистического спектра УО
  · У части детей-аутистов как и олигофренов наблюдается отклонение - стабильно сниженный интеллект. · Дети-олигофрены иногда подвержены стереотипным действиям, как и аутисты. · Отсутствие или слабая выраженность комплекса оживления, отсутствие ответа на улыбку, слабая реакции на человека вообще, не выделяют мать и других близких, · Недифференцированность выражения желаний и неудовольствия, отсутствие речи, трудность формирования навыков самообслуживания, «полевое» поведение. Неравномерное, искаженное психическое развитие Психическое, и в первую очередь интеллектуальное развитие имеет тотальный и необратимый характер
Неравномерность переносов Перенести самостоятельно обобщенный способ действия на новые задания не могут
Низкая психическая активность, работоспособность опосредована типом задания Неустойчивость внимания, повышенная утомляемость
Критичность может выражаться усиленными эмоциональными реакциями Грубая некритичность
Поведение и реакции на окружающее часто непредсказуемы и непонятны Эмоции неустойчивые, поведение неадекватное
Моторика: стереотипия в движениях и действиях Моторная активность снижена, координация движений нарушена в той или иной мере
    Слуховая функция сохранна Слуховая функция сохранна или нарушена
    Предречевое развитие: могут быть нарушены все формы довербального общения Замедленный темп психомоторного развития. Задержка сроков гуления, лепета
    На самых ранних этапах речь может развиваться нормально Замедленное речевое развитие, имеющее тотальный равномерный характер
    Спонтанное овладение речью: могут спонтанно овладевать речью, часто дефектно проявляющейся Спонтанно овладевают простым грамматическим стереотипом родного языка.
    Мимико-жестовая речь: Не обращаются к языку мимики и жестов Пользуются мимико-жестовой речью, сопровождаемой малопонятными звукокомплексами или речью
    Импрессивная речь: процесс понимания речи может быть не нарушен Понимание речи затруднено
    Экспрессивная речь: Одновременное употребление лепетных и сложно организованных, правильных по языковой структуре высказываний, стойкие аграмматизмы, эхолалии Речь бедная, алогичная  
    Просодика: Своеобразные фонетические расстройства и нарушения голоса с преобладанием высокой тональности в конце фразы или слова В основном сохранна
    Нарушены все формы довербального, невербального и вербального общения Общение носит формальный характер
    Запас знаний и представлений: ограниченный, искаженный ограниченный, не соответствующий возрасту  
    Алалия УО
Алалия   Позднее появление речи: к трем–четырем–пяти годам; · похожий лепет; · очень малый запас слов.   «Алалия – это форма патологии речевой деятельности     Умственная отсталость – это группа чрезвычайных разнородных состояний, в самой различной степени и по самым различным причинам нарушающих адекватное возрасту функционирования индивида в обществе вследствие дефекта познавательных способностей»  
Сохранно невербальное мышление   Нарушение всех компонентов мышления  
Заинтересованы в обучении, в получении новых знаний.   Не заинтересованы в обучении, в получении новых знаний
Принимают помощь взрослого в разных видах деятельности. Плохо принимают помощь взрослого  
С раннего возраста при исчезновении предмета, игрушки из поля зрения не теряют к ней интерес, ищут ее. При исчезновении предмета из поля зрения теряют к нему интерес
Достаточно критичны к своим недостаткам и ошибкам.     Малокритичны к своим ошибкам и неудачам
Моторика: двигательная неловкость, неуклюжесть, недостаточная координированность движений   Моторная активность снижена, координация движений нарушена в той или иной мере
Достаточно рано формируется избирательное отношение к близким Избирательность отношения формируется с опозданием
Имеет место явление «переноса»: после объяснения способа выполнения действия. Дети осуществляют аналогичные действия на другом материале спонтанно. Явление «переноса» спонтанно не формируется: необходимо каждый раз заново объяснять способы выполнения задания  
Эмоции дифференцированы   Эмоциональная бедность  
Отсутствует психическая инертность   Общая психическая инактивность (увеличении общего времени протекания деятельности)
Поведение и эмоции адекватны   Эмоции неустойчивые, поведение неадекватное
Слуховая функция сохранна Слуховая функция сохранна или нарушена
Предречевое развитие: норма Замедленный темп психомоторного развития. Задержка сроков гуления, лепета
Раннее речевое развитие Речь развивается неполноценно, задержка речевого развития Замедленное речевое развитие, имеющее тотальный равномерный характер
    Спонтанное овладение речью: Спонтанно речью почти не овладевают, нет скачков в темпе развития речи Спонтанно овладевают простым грамматическим стереотипом родного языка.
Мимико-жестовая речь: обращаются к языку мимики и жестов, сопровождающемуся словами, звукокомплексами, невербальными вокализациями Пользуются мимико-жестовой речью, сопровождаемой малопонятными звукокомплексами или речью
Импрессивная речь: понимание обращенной речи в основном несколько снижено Понимание речи затруднено
Экспрессивная речь: Крайне низкая речевая активность. Бедность словаря, аграмматизмы Речь бедная, алогичная  
Просодика: мелодика речи, ритм, паузация, ударение в основном сохранны В основном сохранна
    Стремление к контактам (кроме случаев речевого негативизма Общение носит формальный характер
Запас знаний и представлений: с трудом актуализируется в речи ограниченный, не соответствующий возрасту
         

 

Литература:

1. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) / Е.Ф. Соботович. –– М.: Классикс стиль, 2003. – 160 с.: ил. – (Коррекционная педагогика)

2. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей, М.,1995.

3. Носкова Л.П., Соколова Н.Д. и др. Дошкольное воспитание аномальных детей, М., 1993.

4. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога/ Под ред. Епифанцева Т.О.; 2-е изд- Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 486с. – (Сердце отдаю детям).

5. Лекции преподавателя Богдановой А.А. по предмету «Психология детей с отклонениями в интеллектуальном развитии»

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: