История возникновения и развития архитектуры
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Воронеж 2021
2 год обучения
№ п/п | Темы | Количество аудиторных часов |
I полугодие. Искусство Древнего Рима. Этрусский период. | ||
Искусство Древнего Рима. Период Республики. | ||
Искусство Древнего Рима. Период Империи. Семинар: Искусство Древнего Рима. |
Античная архитектура
Эпоху рабовладельческих государств Греции и Рима в период с XII – VIII вв. до н.э. до V вв. н.э. именуют Античным миром.
Архитектура Древнего Рима.
История древнеримского государства - более сложное явление по сравнению с Древней Грецией. Древний Рим – огромная империя, в основе которой – власть императора, опиравшаяся на вооруженную силу. Древнеримская архитектура делится на два главных периода: республиканский (конец VI – конец I вв. до н.э.) и императорский (конец I в. до н.э. – 476 г. н.э.). Общественные сооружения, рассчитанные на огромное количество людей, масштабы строительства – главный символ могущества государства. Римское зодчество породило множество типов сооружений: форумы, амфитеатры, термы, акведуки, мосты, триумфальные арки, дворцы и др. Важнейшим завоеванием древнеримских зодчих явилось создание ордерной аркады при изобретении водоупорного римского бетона.
Период Республики
Характерным типом общественного здания этого времени (V – I вв. до н.э.) является храм: круглый в плане храм Сибиллы в Тиволи близ Рима, небольшой храм Фортуны Вирилис в Риме и др.
Своеобразие архитектуры времени Римской республики сказалось в создании нового типа римского особняка, лучшие образцы которых сохранились в Помпее и Геркулануме.
|
Императорский особенно время правления Августа (27 г. до н.э. – 14 г. н.э.), получившее название «Золотой век» Римского государства, оставил огромное количество выдающихся произведений архитектуры: Гардский мост в Ниме; амфитеатр Флавиев (Колизей); комплекс императорских форумов (форум Траяна и др.); триумфальные арки Тита, Септимия Севера, Константина;; Пантеон; термы императоров Каркаллы и Диоклетиана. С этим временем связаны имена вы- дающихся зодчих Витрувия и Аполлодора Дамасского.
Рим. Колизей (амфитеатр Флавиев)
Колизей – одно из самых выдающихся произведений мировой архитектуры – начал строиться Веспасианом Флавием в 75 г. н.э. Был достроен в конце I в. н.э. Раз- меры Колизея в плане, который имеет форму эллипса, 186 × 156 м. По фасаду здание членится тремя ярусами аркад, завершаясь четвертым массивным ярусом – почти глухой стеной. Тектоника фасада проста, но выразительна: первый ярус – ордерная аркада с применением дорических полуколонн, второй – ионических полуколонн, третий – коринфских полуколонн, четвертый – с небольшими проемами украшен коринфскими пилястрами. Многократно повторяющаяся система тем не менее не кажется монотонной.
Рим. Колизей (амфитеатр Флавиев)
Рим. Колизей (амфитеатр Флавиев)
Рим. Пантеон.
Пантеон в Риме был построен около 125 г. – образец грандиозного храма-ротонды, в которой диаметр купола достиг 43,2 м. В Пантеоне блестяще разрешены задачи создания крупнейшего в Риме большепролетного купольного пространства. Сферический свод выполнен горизонтальными слоями бетона и рядами обожженного кирпича, купол опирается на стену толщиной 6 м. Центричный объем ротонды снаружи трактован как осевая фронтальная композиция. Многоярусная система арок с четко проведенной субординацией главных и второстепенных частей позволила рационально распределить усилия в конструкции. В вершине купола круглый световой проем диаметром 9 м. Пять рядов убывающих кверху кессонов создают впечатление купольного «каркаса». Ордер нижнего яруса эффектно чередуется с облицованными мрамором массивными опорами, подчеркивая форму.
|
Рим. Арка Тита
Одна из лучших триумфальных арок была сооружена в 81 г. н.э. в ознаменова- ние победы императора Тита над Иудеей. Эта арка отличается простотой форм и изысканностью украшений, она сложена из мрамора и имеет высоту 20 м. Арку обрамляют стоящие на пьедестале и несущие антаблемент полуколонны коринфского ордера. Над антаблементом возвышается аттик с высеченной на нем посвятительной надписью. На стенах арки внутри пролета находятся рельефы, изображающие императора Тита и его войска, вступающие в Рим после победоносного окончания войны. Сама арка служила постаментом для скульптурной группы, которая изображала Императора и Богиню Победы
Рим. Арка Тита
Ним. Гардский мост.
Гардский мост – архитектурный и инженерный шедевр, изумлявший путешест- венников на протяжении столетий. Огромный трехъярусный мост представляет со- бой инженерное сооружение, несущее канал водопровода, снабжавшего водой город Ним на юге Франции, недалеко от Марселя. Мост пересекает реку Гардод, приток Роны. Высота его над уровнем воды 48,75 м. Длина моста 275 м. Два нижних яруса имеют типовые аркады по вертикали равных пролетов 19,5 м. Уменьшаясь к берегам до 15,6 м над потоком реки они образуют наибольший пролет арки 24,4 м. Верхний ярус высотой 7,45 м с пролетом арок 4,5 м продолжает береговую аркаду, близкую по форме и размерам верхней аркаде моста.
|
Ним. Гардский мост.
Акведук в Сеговии.
Рим. Термы Каракаллы
Термы построены императорами династии Северов. В планировке колоссальных терм (450 × 450 м) были расчетливо использованы особенности отведенного для них участка на склоне холма. В его высокой юго-западной части соорудили огромный, присоединенный к Марциеву акведуку резервуар-отстойник, вода из которого по уклону легко подавалась в башенный корпус, сдвинутый ближе к середине комплекса и уже не связанный непосредственно с входом. Главный корпус (214 × 110 м) состоял из зеркально повторявшихся групп вестибюлей, раздевален, массажных, палестр, залов для отдыха, залов для омовения и парилен, с двух сторон подводивших к круглому (диаметром 35 м) кальдарию с горячими бассейнами вдоль стен и двойным рядом окон под куполом.
Рим. Базилика Максенция
Его центральный неф (80 × 25 м, высотой 35 м) был перекрыт тремя бетонными крестовыми сводами. Распор сводов весом 7000 т воспринимался массивными столбами, а также поперечными стенами и опирающимися на них контрфорсами и цилиндрическими сводами более низких боковых частей здания. Подобно крестовым сводам терм пяты сводов, сильно вынесенных в центральный неф, лишь частично опирались на столбы, что и послужило причиной их последующего разрушения. Под нависающие пяты сводов были подведены колонны с импостами, заслонявшие столбы и торжественно оформлявшие огромный средний неф. Боковые ячейки базилики (по три с каждой стороны) были соединены арочными проходами, образуя боковые нефы. Восьмиугольные профилированные кессоны украшали поверхности сводов. Вход, сначала находившийся на короткой восточной стороне базилики, был при Константине перенесен в середину длинной южной стены, что вызвало пристройку напротив него апсиды. Созданный в начале IV в. в Риме, этот тип сводчатой базилики получил впоследствии большое развитие, но уже за пределами античной архитектуры, в новых исторических условиях.