Мясные копчености: классификация, формирование и характеристика потребительских свойств отдельных видов. Экспертиза качества, дефекты, упаковка и маркировка, хранение.
Копченые продукты из мяса - это изделия, имеющие высокую пищевую ценность, хороший вкус и продолжительный срок хранения. В съедобной части этих продуктов содержится 25-45% воды, 10-17% белка, до 60% жира, до 7% минеральных веществ. По виду термической обработки различают копчености сырокопченые, варено-копченые, копчено-запеченные, вареные, запеченные и жареные. В зависимости от используемой части туши и способа обработки вырабатывают окорока, рулеты и широкий ассортимент разных копченостей.
Из обширного ассортимента разных копченостей наиболее распространены грудинка, бекон, или бескостная грудинка, корейка, ветчина Московская в оболочке, филей копченый, шейка копченая, буженина и карбонат, языки говяжьи, бекон Столичный и Любительский.
Экспертиза качества.
Технохимическому контролю подвергают каждую партию выпускаемых мясных копченостей. При этом проверяют соблюдение рецептурного состава, органолептические признаки, в том числе наличие производственных пороков.
Пробы для исследования отбирают от каждой однородной партии продукта. Однородной партией считают копчености одного вида, сорта и наименования, выработанные в течение одной смены, подвергнутые одинаковому режиму технологической обработки.
При контроле внешнему осмотру подвергают не менее 10% каждой партии колбасных изделий. Для проведения лабораторных исследований (органолептических, химических, микробиологических) берут следующие пробы: из изделий в оболочке и продуктов из мяса массой более 2 кг отбирают две единицы продукции для всех видов испытаний; от изделий в оболочке и продуктов из мяса массой менее 2 кг отбирают две единицы для каждого вида испытаний; от изделий без оболочки отбирают не менее трех единиц для каждого вида испытаний.
|
Из отобранных единиц продукции берут разовые пробы для органолептических испытаний общей массой 800-1000 г, для химических исследований - 400-500 г. Для микробиологических исследований отбирают не менее двух разовых проб по 200-250 г от каждой из трех единиц.
Отобранные пробы упаковывают в пергаментную бумагу, каждую в отдельности. Если лаборатория находится за пределами предприятия-изготовителя, то пробу помещают в общую тару (ящик, пакет, банка), которую опечатывают или пломбируют. К пробам прикладывают акт отбора образцов, в котором указывают наименование предприятия, выработавшего продукт, вид, сорт и дату выработки, номер ГОСТа или технических условий, по которым он выработан, размер партии, от которой отобраны пробы, результаты наружного осмотра партии, цель направления продукта на исследование, место и дату отбора проб, должности и фамилии лиц, принимавших участие в осмотре партии продукции и отборе проб.
Органолептическое исследование. При оценке внешнего вида обращают внимание на цвет, равномерность окраски, структуру, состояние отдельных компонентов, особенно шпика.
Наличие липкости и ослизнения устанавливается легким прикосновением пальцев к продукту. Запах в глубине продукта определяют сразу же после разреза оболочки и поверхностного слоя. Запах неразрезанных колбасных изделий, как и целых неразрезанных окороков и копченостей, определяют по запаху только что вынутой из толщи продукта специальной деревянной или предварительно разогретой металлической спицы.
|
В копченостях поверхность изделий должна быть сухой, без загрязнений, бахромок и остатков щетины. На буженине и карбонаде допускается наличие кристаллов поваренной соли и частиц пряностей. Консистенция копченостей плотная и упругая. Цвет, запах и вкус должны соответствовать специфике каждого продукта.
Качество мясных копченостей оценивают по наличию дефектов, образующихся при производстве и хранении, а также по содержанию соли и влаги. Продукты из недоброкачественного сырья в реализацию не допускают. Поверхность копченостей должна быть сухой, чистой, без пятен и загрязнений, выхватов и бахромок тканей. Не допускаются остатки щетины, волоса, слипы, плесень и слизь. Поверхность среза должна быть сухой, на него не должна выделяться влага при надавливании. Цвет поверхности среза должен быть равномерным, жир белым или розовым, без пожелтения, за исключением говяжьего. Вкус сырокопченых изделий умеренно соленый и несколько острый, варено-копченых и вареных изделий - малосоленый, буженины и карбоната - несоленый. Копчености должны иметь своеобразный и достаточно выраженный аромат копчения и ветчинности без посторонних запахов. Не подлежат реализации продукты со слизью, с изменениями цвета и запаха, мышечной ткани, особенно у костей, с прогорклым жиром. Содержание соли в мышечной канн продуктов из свинины допускается от 1,5 до 6% в зависимости от вида изделия о держан не влаги ограничено в ветчинной шейке и филее в оболочке - не более 45%. Хранят мясные копчености в магазинах в подвешенном состоянии при низких положительных температурах. В охлаждаемых камерах при температуре от 0 до 4 °С копченые изделия хранят до 30 сут., варено-копченые - до 10, вареные, запеченные и жареные - до 5 сут. Сырокопченые изделия можно хранить при температуре от -7 до -9 °С в охлаждаемых камерах до 4 мес. Однако отдельные копченые изделия хранят и при более высокой температуре. Так, сырокопченые продукты при температуре 12 °С хранят до 15 сут. со дня выработки, рулет горячего копчения Тартусский при температуре 10-12 °С - до 6 сут., филей и шейку сырокопченые при температуре не выше 12-15 °С - не более 2 мес. Нормы естественной убыли при хранении мясокопченостей в магазине в зависимости от вида термической обработки, времени года и географической зоны от 0,28 до 0.70%.
|
Мясные консервы: классификация, формирование и характеристика потребительских свойств отдельных видов. Экспертиза качества, дефекты, упаковка и маркировка, хранение
Классификация мясных консервов:
— по назначению — консервы для широкого потребления, для детского и диетического питания;
— по режиму тепловой обработки — стерилизованные и пастеризованные;
— по способу приготовления — консервы в собственном соку, паштетные, фаршевые;
— по использованию — закусочные, обеденные;
— по виду сырья — из мяса, субпродуктов, из птицы, мясорастительные, салобобовые.
Консервы из мяса убойных животных вырабатываются тушеными, жареными, отварными и др.
Самые распространенные консервы тушеные. Их изготовляют из говядины, свинины, баранины, добавляют соль, перец, лавровый лист.
Качество мясных консервов определяют прежде всего по внешнему виду банки.
Банки должны быть чистые, без ржавчины, без деформации корпуса и крышек, без подтеков. На банках не должно быть вздутых и хлопающих крышек.
Обращают внимание на этикетки, они должны быть наклеяны ровно и аккуратно, маркировка банок четкая, правильная, cоответствующая требованиям стандарта.
Не допускаются к реализации консервы бомбажные (имевшие вздутые донышки и крышки), пробитые, со следами продукта, вытекающего из банки, ржавые, сильно деформированные, помятые на швах.
Качество содержимого банки определяют по внешнему видя запаху, цвету, вкусу, консистенции, а также могут подвергая физико-химическому и бактериологическому анализу.
По качеству делятся на сорта говядина тушеная и баранин тушеная. Их выпускают высшего и первого сорта.
Мясные консервы расфасовывают в металлические и стеклянные банки массой от 100 до 1000 г.
На этикетках банок указывают наименование предприятия изготовителя, его товарный знак, местонахождение, наименование продукта, сорт (при делении на сорта), масса нетто, обозначение нормативной документации на данную продукцию, условия, срок хранения, состав по основным компонентам, сведения о пищевой и энергетической ценности, способ употребления, дата выработки (для стеклянных банок).
На этикетках для детского питания должна быть надпись «Одобрено Минздравом России».
На дно банки или на крышку наносят условные обозначения дату (число, месяц, год) выработки консервов, номер смены, номер предприятия-изготовителя, индекс промышленности (системы) в два или в три ряда:
1) Консервы выработаны 19 марта 2006 г. первой сменой, ассортиментный номер — 475, предприятие-изготовитель № 81, А — индекс мясной промышленности.
2) Консервы выработаны 12 апреля 2005 г., ассортиментный номер 01 высшего сорта, первой сменой, предприятие-изготовитель № 68, А — индекс мясной промышленности.
Если консервы высшего сорта, к ассортиментному номеру добавляется буква «В».
Хранят консервы в сухих охлаждаемых помещениях при относительной влажности воздуха не выше 75%, при температуре 0—8°С в торговом предприятии до 30 сут.
В помещениях, где хранятся консервы в металлических банках, не должно быть резких колебаний температур, так как это может привести к их отпотеванию и последующего ржавления.
Обработка мяса и мясопродуктов, позволяющая предохранить их на более или менее продолжительный срок от nopaif, называется консервированием. Основной задачей консервирования является устранение развития микроорганизмов в продуктах. Для консервирования применяют химические (например, поваренную соль) и другие вещества, задерживающие развитие микроорганизмов, физические средства (холод, высокую температуру, высушивание). Из указанных средств наиболее совершенными считаются те, которые не связаны с введением в продукт посторонних веществ. В этом отношении больше всего отвечают гигиеническим требованиям низкие и высокие температуры (замораживание, охлаждение, стерилизация и пастеризация).
Сетевая торговля – ее особенности и перспективы. Развитие торговли в свете нового закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ»
Торговля является важнейшей отраслью экономики страны, состояние и эффективность функционирования которой непосредственно влияют как на уровень жизни населения, так и на развитие производства потребительских товаров. По размеру налоговых поступлений в федеральный бюджет торговля занимает второе место среди основных отраслей экономики.
Значительные перемены в экономической и политической жизни страны, произошедшие в течение последних лет, повлекли за собой существенные изменения в характере и условиях функционирования всех отраслей народного хозяйства, в том числе и в розничной торговле. В настоящее время розничная торговля РФ претерпевает кардинальные изменения. Эти изменения связаны, прежде всего, с резким сокращением неорганизованной торговли, стремительным и масштабным развитием российских розничных сетей, возникновением острой конкуренции между крупными отечественными и глобальными международными розничными сетями.
Развитие торговых сетей - это необходимость для России. Пока мы сильно отстаем в этом от многих цивилизованных государств. Скажем, в таких городах, как Париж, Лондон, Варшава, более 60 процентов товаров реализуется через торгующие сети. Это, как правило, мобильные, организованные, современные технологии продаж предприятиями торговли. У нас подобный уровень продаж составляет всего 12 процентов. В результате образуются стихийные рынки, нет условий для торговли качественным товаром. «Чем больше у нас будет супермаркетов, гипермаркетов, средних магазинов, тем лучше для покупателя. Будет здоровая конкуренция, следовательно, будет снижение цены на товар»
Торговля на настоящий момент является, безусловно, одной из самых крупных и экономически успешных отраслей российской экономики. Хотя и не самой динамичной. Наибольшими темпами развиваются предприятия оптовой торговли - с ежегодным приростом в 34-36 %. Розница демонстрирует от 23 до 29 %.
Валовая добавленная стоимость, создаваемая российскими торговыми предприятиями, составляет более 20 % ВВП. По итогам 2005 года оборот предприятий розничной торговли превысил отметку в 2,5 трлн. руб., оптовой торговли - отметку в 11 трлн. руб. В ресторанном бизнесе, который часто также рассматривается как часть розницы, и имеет схожие факторы развития, оборот достиг уровня в 140 млрд. руб. Здесь имеется ввиду оборот торгующих организаций (а не оборот торговли в целом), исключая для оптовой торговли оборот внешнеторговых организаций и организаций, оказывающих посреднические услуги при купле-продаже потребительских товаров, а для розничной торговли - оборот продаж на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.
В действительности в торговой отрасли существуют ограниченные группы и секторы, демонстрирующие динамику, значительно превосходящую среднюю по отрасли, или же наоборот, развивающиеся менее динамично. Так, особо высокими темпами рост идет в сегменте крупных предприятий. Например, в оптовой торговле потребительскими товарами темпы роста оборотов устойчиво держатся на уровне 40-45 %, продукцией производственно-технического назначения - 22 %. Оборот крупных предприятий розницы растет в среднем на 40 %, в ресторанном бизнесе - на 30 %
Напротив, в секторе малых предприятий темпы значительно ниже - в рознице - около 16 % (т.е. почти чисто инфляционный рост), несколько выше в ресторанах - 21 %. Единственная сфера малого бизнеса, не уступающая по динамике крупному - это оптовая торговля, здесь темпы держатся на уровне 30-35 % - прежде всего, в торговле потребительскими товарами. Более высокая, по сравнению со среднеотраслевыми характеристиками, динамика развития именно крупного бизнеса означает и неплохие перспективы для Информационных Технологий, так как именно крупные предприятия являются основными заказчиками высокобюджетных ИТ-проектов. При этом в крупнейших предприятиях - западных и московских торговых сетях - темпы ещё более внушительные. В первом полугодии 2006 г., по данным «INFOLine», они составили для разных сетей - от 40 % («Магнит») до 52 % («Копейка»).
Таким образом, развитие торговой отрасли в России характеризуется неравномерностью для различных групп предприятий. Резко выбиваются из общего тренда развития сектор крупных предприятий, и прежде всего, его ядро - крупнейшие розничные сети, контролирующие значительные финансовые и рыночные ресурсы.