Группы вводных слов по значению




СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

Максимальный балл за выполнение задания: 1

 

ОБРАЗЕЦ ЗАДАНИЯ (из Демоверсии-2021):

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Чтобы защитить окружающую среду и исключить поступление газовых выбросов производства в атмосферу, на пути газового потока устанавливают специальные фильтры. (2)В качестве фильтрующего материала хорошо зарекомендовали себя ткани из тонковолокнистых полимеров на марлевой основе: они устойчивы к воздействию кислот, щелочей, высокой температуры и органических растворителей. (3)Основной недостаток таких фильтров – низкая пылеёмкость, потому на производствах, <…> содержание пыли в газовых выбросах превышает допустимую норму, дополнительно устанавливают фильтры грубой очистки с волокнистыми насадками.

Самостоятельно подберите союзное слово, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это союзное слово.

 

 

В задании 2 вы работаете с текстом, в котором допущен пропуск слова (или слов). Восстановить его вам помогает сама природа текста, такое его свойство, как целостность. Целостность достигается благодаря смысловой законченности его содержания. Чаще всего, внимательно прочитав текст, вы сможете интуитивно сделать правильный выбор.

 

Допустим, там встретились слова: с одной стороны или во-первых. Это значит, что почти наверняка далее последует продолжение: с другой (с другой стороны) или во-вторых... Если в тексте содержится рассуждение, а пропуск сделан в конце, при изложении вывода, то вполне вероятно, что пропущенными словами могут оказаться слова: итак, следовательно, таким образом.

 

Если вы сомневаетесь в правильности ответа, используйте метод подстановки: последовательно подставляйте возникшие у вас варианты ответов в предложение с пропуском. И следите за изменениями смысла. Лишь правильно подобранный ответ сохранит смысловую целостность текста.

 

Совет

Текст прочитай не менее трёх раз. Первый раз – для общего ознакомления, второй – для детального понимания и осознания смысловой связи. Третий раз, проверочный, чтобы убедиться, что текст с выбранным ответом воспринимается целостно.

 

Обычно в задании 2 пропущены союзы и союзные слова либо вводные слова и сочетания, выступающие как средства связи предложений в тексте.

 

 

СОЮЗЫ

 

Вспомним, функция (роль) союзов – выражение синтаксических связей: сочинительных и подчинительных. Сочинительная связь – это связь, которая выражает равноправные отношения элементов.

Подчинительная связь – это связь неравноправных компонентов, при которой один из компонентов зависит от другого. Так связаны части сложноподчинённых предложений.

Союзы могут служить и средством связи предложений в тексте.

 

Смысловые отношения, выражаемые сочинительными союзами:

· Соединительные: и, да(=и), и…и…, не только… но и, как… так и, также, тоже

· Разделительные: или, либо, то…то, не то… не то, или… или, то ли… то ли

· Противительные: а, но, да (=но), однако, зато

· Градационные: не только… но и, не столько… сколько, не то чтобы… а

· Пояснительные: то есть, а именно

· Присоединительные: а также, тоже, да и, и притом, причём

 

В начале предложения не употребляются союзы: тоже, да и, то есть, а именно.

 

 

Смысловые отношения, выражаемые подчинительными союзами:

· Временные: когда, пока, едва, лишь, в то время как, лишь только, чуть, чуть лишь

· Причинные: так как, потому что, оттого что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, ибо (устар.), в связи с тем что

· Условные: если (кабы, коли, ежели – устар.), если бы, раз, как скоро

· Целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.), с той целью чтобы, с тем чтобы, затем чтобы

· Следствия: так что

· Уступительные: хотя, несмотря на то что

· Сравнительные: как, словно, будто, точно, чем, как будто, подобно тому как, нежели (устар.)

· Изъяснительные: что, как, чтобы

В начале предложения не употребляются союзы: так что, чем, нежели, потому что, а также изъяснительные союзы: что (союз, а не союзное слово!!!), как (изъяснительный, а не сравнительный!!!), чтобы (изъяснительный, а не целевой!!!).

Совет

Заучивать списки союзов для выполнения задания 2 не нужно: рациональнее осознать выражаемые ими смысловые оттенки

 

ВВОДНЫЕ СЛОВА И СОЧЕТАНИЯ

 

Группы вводных слов по значению

Эмоции, чувства, оценка   К счастью, к радости, к несчастью, к огорчению, к досаде, к сожалению, к стыду, к удивлению, к изумлению, на счастье, на радость, на удивление, по счастью, по правде, по совести, по справедливости, чего доброго, странное дело, удивительное дело, смешно сказать, не в укор будь сказано
Степень достоверности, возможности, уверенности   Без сомнения, без всякого сомнения, несомненно, безусловно, разумеется, само собой разумеется, бесспорно, конечно, видимо, по-видимому, наверное, верно, возможно, вероятно, по всей вероятности, пожалуй, кажется, должно быть, может быть, может, надо полагать, можно полагать, надо думать, (я) думаю, (я) полагаю, (я) надеюсь, (я) считаю
Источник сообщения   По сообщению, по сведениям, по мнению, по слухам, в соответствии с, говорят, сообщают, передают, по-моему, по моему мнению, на мой взгляд, помнится, вспоминается
Последовательность изложения, связность речи (слова из этой группы часто используют как средства связи предложений в тесте) Следовательно, итак, таким образом, значит, наконец, стало быть, далее, кстати, к слову сказать, впрочем, между прочим, в общем, в общих чертах, в частности, кроме того, сверх того, наоборот, напротив, например, к примеру, во-первых, во-вторых (и прочие подобные), с одной стороны, с другой стороны
Приёмы формулирования, способы выражения мысли (слова из этой группы часто используют как средства связи предложений в тесте) Словом, одним словом, иначе говоря, другими словами, иными словами, точнее, точнее говоря, короче, коротко говоря, откровенно говоря, правду говоря, прямо говоря, не ходя вокруг да около, мягко выражаясь, называя вещи своими именами, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, с вашего позволения, лучше сказать, точнее сказать, так сказать, как говорится
Активизация внимания собеседника, в том числе с целью установления доверительности Понимаешь(-ете), знаешь(-ете), видишь(-ите), пойми(-те), поверь(-те), послушай(-те), согласись(-тесь), представь(-те), представь(-те) себе, вообрази(-те), веришь(-ите) ли, знаешь(-ете) ли, повторяю, подчеркиваю, между нами говоря, между нами, будь сказано
Мера того, о чём говорится Самое большее, самое меньшее, самое необычное, самое удивительное, по крайней мере
Обычность, типичность того, о чём говорится Бывает, бывало, случается, случалось, по обычаю, по обыкновению, в крайнем случае

РАЗРЯДЫМЕСТОИМЕНИЙ

 

Разряд   Местоимения
Личные 1 лицо 2 лицо 3 лицо я ты он, она, оно мы вы они
Возвратное Нет И.п. себя
Притяжательные 1 лицо 2 лицо 3 лицо (неизменяемые) Для всех лиц мой твой его, ее свой наш ваш их свои
Вопросительные Вопросы существительного, прилагательного, числительного   кто? что? какой? каков? чей? который? сколько?
Относительные Как вопросительные кто, что, какой, каков, чей, который, сколько
Неопределенные Относительные + не-   Относительные + кое- Относительные + -то Относительные + -либо Относительные + -нибудь Некто (нескл.), нечто (только И.п. и В.п.), некий, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что, кое-какой, кто-то, что-то, какой-то, чей-то, сколько-то, кто-либо, что-либо, какой-либо, чей-либо, кто-нибудь, что-нибудь, какой-нибудь, чей-нибудь, сколько-нибудь
Отрицательные Относительные + не-, ни- Никто, ничто, некого (нет И.п), нечего (нет И.п.), ничей, никакой, нисколько
Указательные Буква т Тот, этот, такой, таков, столько, этакий (устар.), экий (устар.), сей (устар.), оный (устар.)
Определительные Считалочка Каждый, весь, всякий, самый, сам, иной, любой, другой
         

 

Разряды частиц

I. Формообразующие

1. служащие для образования форм условного наклонения глагола: б, бы;

2. служащие для образования форм повелительного наклонения глагола: пусть, пускай, да, давай, давайте.

В отличие от смысловых частиц, формообразующие частицы являются компонентами глагольной формы и входят в состав того же члена предложения, что и глагол, подчеркиваются вместе с ним даже при неконтактном расположении: Я бы не опоздал, если бы дождь не пошел.

 

II. Модальные (смысловые) –выражают смысловые оттенки, чувства и отношения говорящего:

1. отрицательные: не, вовсе не, далеко не, отнюдь не;

2. вопросительные: неужели, разве, ли (ль);

3. указательные: вот, вон, это;

4. уточняющие: именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь;

5. ограничительно-выделительные: только, лишь, исключительно, почти, единственно, -то;

6. восклицательные: что за, ну и, как;

7. усилительные: даже, же, ни, ведь, уж, все-таки, ну, все же, и;

8. со значением сомнения: едва ли; вряд ли.

 

В некоторых исследованиях выделяются и другие группы частиц, поскольку не все частицы могут быть включены в указанные группы (например, дескать, якобы, мол).

 

Частицы ли, лишь, же, ведь могут выступать в роли союзов, т.е. связывать элементы предложения. Тогда их называют союз-частица.

ЛИ:

1. Вопросительная частица: Будет ли завтра дождь?

2. Подчинительный союз в придаточном изъяснительном: Я не знаю, будет ли завтра дождь.

ЛИШЬ:

1. Выделительно-ограничительная частица (= только): Тихо, лишь ветер шуршит в камышах.

2. Подчинительный временной союз (= едва, как только): Лишь встало солнце, запели птицы.

ЖЕ

1. Усилительная частица (= ведь): Ты же знаешь это.

2. Сочинительный противительный союз (= а): Все согласились, я же отказался.

ВЕДЬ

1. Усилительная частица (= же): Ты ведь знаешь это.

2. Подчинительный причинный союз (= потому что, так как): Пора вставать, ведь уже девять часов.

 

Частица ни выступает как отрицательная в конструкциях безличного предложения с опущенным сказуемым (В комнате ни звука) и как усилительная при наличии уже выраженного отрицания (В комнате не слышно ни звука). При повторении частица ни выступает в роли повторяющегося сочинительного союза (В комнате не слышно ни шорохов, ни других звуков).

 

Модальную (смысловую) частицу -то надо отличать от словообразующего постфикса -то, выступающего как средство образования неопределенных местоимений и наречий. Сравним: какой-то, где-то (постфикс) – Я-то знаю, куда надо идти (частица).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: