Институализация антропологической науки конца 19 века(создание науки) зарубежная. моя
Через семинар, в отдельную тетрадь- глоссарий.
Антропология как наука и учебная дисциплина.
1. Взаимосвязь антропологии с других наук
Антропология представляет собой область научного знания объектом исследования которой является человек, а предметом - биологическая природа человека, ее вариации, происхождение и развитие.
Объект всегда шире, предмет уже. Это свойство объекта. Объект обычно рассматривается рядом наук.
Начал Аристотель. Первым употребил термин антропологии преимущественно для обозначения области знаний изучающих преимущественно духовную сторону человеческой природы. В таком значении термин был более 1000 лет.
Французские мыслители 18 века понимали под антропологией всэ совокупность знаний о человеке. В этом понимании антропология систематизировала знания о естественной истории, материальной и духовной культуре, психологии, языках.
Немецкие философы 18 века включали в это понятие в основном психические аспекты мира человека. Антропология в их понимания = психологии.
В 19 веке стали распространяться идеи эволюционизма. Поэтому во 2 половине 19 века под антропологией стали понимать область естествознания, изучающая природу человека методами биологии и сравнительной анатомии. Примерно в то же время в России антропология стала биологической наукой о строении человеческого тела и о разнообразии его форм.
К настоящему моменту термина двойственное пониманиею 1- общая наука о человке, объединяющая в себе знания естественных и гуманитарных дисциплин. 2- наука исследующая биологическое разнообразие человека.
Корректнее сказать что современная антропология подходит к человеку с позиции диалектического единства и его двойственной природы. Во первых представитель биологического вида, во вторых представитель социальной среды.
Диалектика- радел философии, который рассматривает мир как развивающуюся систему.
Три диалектических закона:
1. Единство и борьба противоположностей
2. Переход количества в качество.
3. Отрицание отрицания
Субъект.
У субъекта есть 3 свойства:
1. Активность (внутренние условия деятельности)
2. Способность к развитию и саморазвитию
3. Множественность субъектов (он существует в нескольких мирах одновременно - культурном, биологическом и социальном.)
Человек как индивид- природный приспосабливающийся субъект.
На биологическом уровне активность выражается в приспособлении.
На социологическом уровне - в социализации.
На культурном уровне – в решении проблем.
Личность
1.Индивидуальность - это самое широкое понимание личности.
2.Социальный субъект и субъект культуры.
Антропология связана с:
1. Генетика
2. Сравнительна морфология
3. Сравнительная физиология
4. Общая биология
5. Экология
6. Археология
7. Этнология
8. Психология
9. Демография
10. Педагогическая антропология
11. Этнопедагогика – способы обучения детей в этносах
Идеи педагогической антропологии заложил К.Д. Ушинский в книге «Человек как предмет воспитание». Дальше идея книги переросла в педологию.
Социальная антропология- область знаний, изучающая общество изолированное от письменной исторической традиции.
Медицинская и валиологическая антропология направленна на решение проблем здоровья, на поиск грани нормального и патологического. Старается найти и сформулировать меру гармоничного развития человека.
Экологическая антропология- изучает взаимодействия людей с факторами срезы обитания.
Эргономика (антропология промышленности) изучает функционирование человека в систему производственных отношений.
Задачи (разделы) антропологии:
1. Исследовать происхождение человека (антропогенез)
2. Исследование социальных аспектов происхождения человека, происхождения человеческого общества. (социогенез)
3. Исследование индивидуального развития человека. (онтогенез) (морфология и конституциональная антропология)
4. Исследования популяций и этносов, расоведение.
5. Исследование экологии человека
История становления антропологии.
Выделилась как самостоятельная наука в конце 19 начале 20 века.
Антропология получила 3 великие идеи от Гераклита.
-Вечного движения
-Единства Вселенной
-Закономерности протекающий во Вселенной явлений.
Представители Милетской школы Анаксимандр и Анаксимен развивали материалистическое течение о первовеществах, видоизменением которых являются все тела природы. Анаксимандр утверждал, что человек произошел от животных особого вида. Лишь человек нуждается в длительном вскармливании, из за чего не смог бы выжить в начале миросдания.
В сочинениях Аристотеля «история животных», «о частях животных», «о душе» человек рассматривался как часть природы, существо, имеющее сходство с различными животными. Он предложил первую классификацию животных, определив в ней место для человека. Среди кровных Аристотель выделял высших животных- живородящих, четвероногих, с волосяным покровом и дышащих легкими.
У древнениримских мыслителей Марк Варрон написал труд «о природе» и в нем также отмечал естественное происхождение человека.
Тит Лукреций Кар в труде «о природе вещей» развил идею о материалистическом происхождении мира и человека.
Во 2 веке н.э. римский врач Гален смог изложить в анатомических трактатах наиболее подробное описание строения тела человека. Он указал на взаимосвязь между строением органа и функцией которую он выполняет. Нашел взаимосвязь между биологическими особенностями и образом жизни животных.
В эпоху средневековья анатомические исследования были запрещены церковью. Единственной идеологией стала религия. Доминировала идея о сотворении мира и человека Богом. В науке она воплотилась в идею креационизма.
В эпоху Возрождения один из самых значительных вкладов внес Леонардо да Винчи. Он первый создал зарисовки мускулатуры и костей человека. Описал внутренние органы человеческого плода на стадии внутриутробного развития. Новые знания о расах и народах появились благодаря путешествиям Марко Поло, Христофора Колумба, Васко да Гамма, Фернана Магеллана.
В 1684 году французский путешественник Бернье опубликовал первую классификацию человеческих рас. В 1799 году в Париже было организованно общество по наблюдению за человеком, которое ставило своей целью изучать расовые особенности.
Жан Баттист Ламарк в работе «философия зоологии» (1809) высказал идею происхождения одних видов животных от других.
1868 год. В Германии Эрнст Геккель сформулировал биогенетический закон «онтогенез повторят филогенез»
В формирование эволюционных знаний большую роль внесли геология и палеонтология. Стройная эволюционная теория впервые была сформулирована Ч. Дарвиным в книге «происхождение видов путем естественного отбора» (1859). Основная движущая сила- естественный отбор. Материалом служит изменчивость организмов, а наследственность закрепляет в потомстве полезные свойства.