Антропология как наука и учебная дисциплина.




Институализация антропологической науки конца 19 века(создание науки) зарубежная. моя

Через семинар, в отдельную тетрадь- глоссарий.

Антропология как наука и учебная дисциплина.

1. Взаимосвязь антропологии с других наук

Антропология представляет собой область научного знания объектом исследования которой является человек, а предметом - биологическая природа человека, ее вариации, происхождение и развитие.

Объект всегда шире, предмет уже. Это свойство объекта. Объект обычно рассматривается рядом наук.

Начал Аристотель. Первым употребил термин антропологии преимущественно для обозначения области знаний изучающих преимущественно духовную сторону человеческой природы. В таком значении термин был более 1000 лет.

Французские мыслители 18 века понимали под антропологией всэ совокупность знаний о человеке. В этом понимании антропология систематизировала знания о естественной истории, материальной и духовной культуре, психологии, языках.

Немецкие философы 18 века включали в это понятие в основном психические аспекты мира человека. Антропология в их понимания = психологии.

В 19 веке стали распространяться идеи эволюционизма. Поэтому во 2 половине 19 века под антропологией стали понимать область естествознания, изучающая природу человека методами биологии и сравнительной анатомии. Примерно в то же время в России антропология стала биологической наукой о строении человеческого тела и о разнообразии его форм.

К настоящему моменту термина двойственное пониманиею 1- общая наука о человке, объединяющая в себе знания естественных и гуманитарных дисциплин. 2- наука исследующая биологическое разнообразие человека.

Корректнее сказать что современная антропология подходит к человеку с позиции диалектического единства и его двойственной природы. Во первых представитель биологического вида, во вторых представитель социальной среды.

Диалектика- радел философии, который рассматривает мир как развивающуюся систему.

Три диалектических закона:

1. Единство и борьба противоположностей

2. Переход количества в качество.

3. Отрицание отрицания

Субъект.

У субъекта есть 3 свойства:

1. Активность (внутренние условия деятельности)

2. Способность к развитию и саморазвитию

3. Множественность субъектов (он существует в нескольких мирах одновременно - культурном, биологическом и социальном.)

Человек как индивид- природный приспосабливающийся субъект.

На биологическом уровне активность выражается в приспособлении.

На социологическом уровне - в социализации.

На культурном уровне – в решении проблем.

 

Личность

1.Индивидуальность - это самое широкое понимание личности.

2.Социальный субъект и субъект культуры.

 

Антропология связана с:

1. Генетика

2. Сравнительна морфология

3. Сравнительная физиология

4. Общая биология

5. Экология

6. Археология

7. Этнология

8. Психология

9. Демография

10. Педагогическая антропология

11. Этнопедагогика – способы обучения детей в этносах

Идеи педагогической антропологии заложил К.Д. Ушинский в книге «Человек как предмет воспитание». Дальше идея книги переросла в педологию.

Социальная антропология- область знаний, изучающая общество изолированное от письменной исторической традиции.

Медицинская и валиологическая антропология направленна на решение проблем здоровья, на поиск грани нормального и патологического. Старается найти и сформулировать меру гармоничного развития человека.

Экологическая антропология- изучает взаимодействия людей с факторами срезы обитания.

Эргономика (антропология промышленности) изучает функционирование человека в систему производственных отношений.

Задачи (разделы) антропологии:

1. Исследовать происхождение человека (антропогенез)

2. Исследование социальных аспектов происхождения человека, происхождения человеческого общества. (социогенез)

3. Исследование индивидуального развития человека. (онтогенез) (морфология и конституциональная антропология)

4. Исследования популяций и этносов, расоведение.

5. Исследование экологии человека

История становления антропологии.

 

Выделилась как самостоятельная наука в конце 19 начале 20 века.

Антропология получила 3 великие идеи от Гераклита.

-Вечного движения

-Единства Вселенной

-Закономерности протекающий во Вселенной явлений.

Представители Милетской школы Анаксимандр и Анаксимен развивали материалистическое течение о первовеществах, видоизменением которых являются все тела природы. Анаксимандр утверждал, что человек произошел от животных особого вида. Лишь человек нуждается в длительном вскармливании, из за чего не смог бы выжить в начале миросдания.

В сочинениях Аристотеля «история животных», «о частях животных», «о душе» человек рассматривался как часть природы, существо, имеющее сходство с различными животными. Он предложил первую классификацию животных, определив в ней место для человека. Среди кровных Аристотель выделял высших животных- живородящих, четвероногих, с волосяным покровом и дышащих легкими.

У древнениримских мыслителей Марк Варрон написал труд «о природе» и в нем также отмечал естественное происхождение человека.

Тит Лукреций Кар в труде «о природе вещей» развил идею о материалистическом происхождении мира и человека.

Во 2 веке н.э. римский врач Гален смог изложить в анатомических трактатах наиболее подробное описание строения тела человека. Он указал на взаимосвязь между строением органа и функцией которую он выполняет. Нашел взаимосвязь между биологическими особенностями и образом жизни животных.

В эпоху средневековья анатомические исследования были запрещены церковью. Единственной идеологией стала религия. Доминировала идея о сотворении мира и человека Богом. В науке она воплотилась в идею креационизма.

В эпоху Возрождения один из самых значительных вкладов внес Леонардо да Винчи. Он первый создал зарисовки мускулатуры и костей человека. Описал внутренние органы человеческого плода на стадии внутриутробного развития. Новые знания о расах и народах появились благодаря путешествиям Марко Поло, Христофора Колумба, Васко да Гамма, Фернана Магеллана.

В 1684 году французский путешественник Бернье опубликовал первую классификацию человеческих рас. В 1799 году в Париже было организованно общество по наблюдению за человеком, которое ставило своей целью изучать расовые особенности.

Жан Баттист Ламарк в работе «философия зоологии» (1809) высказал идею происхождения одних видов животных от других.

1868 год. В Германии Эрнст Геккель сформулировал биогенетический закон «онтогенез повторят филогенез»

В формирование эволюционных знаний большую роль внесли геология и палеонтология. Стройная эволюционная теория впервые была сформулирована Ч. Дарвиным в книге «происхождение видов путем естественного отбора» (1859). Основная движущая сила- естественный отбор. Материалом служит изменчивость организмов, а наследственность закрепляет в потомстве полезные свойства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: