Внутренний и внешний аудит.




Предъявляемые к аудиторам (аудиторским организациям).

Нормативное регулирование:

1) Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 04.03.2014) "Об аудиторской деятельности".

2) Федеральные стандарты аудиторской деятельности:

ü определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

ü разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита;

ü являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.

До утверждения Минфином федеральных стандартов аудиторской деятельности, предусмотренных данным ФЗ, обязательными являются федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные до дня вступления в силу 307-ФЗ. Так, действуют:

· Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (ред. от 22.12.2011) "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности" (34 стандарта, из которых 29 еще не утратили силу)

· Приказ Минфина РФ от 20.05.2010 N 46н "Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности" (9 стандартов)

Также действуют правила (стандарты) одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ:

· «Проверка прогнозной финансовой информации». Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20.08.1999 (протокол N 5).

· «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций». Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20.10.1999 (протокол N 6).

Рекомендательные акты:

· «Кодекс профессиональной этики аудиторов». Одобрен Советом по аудиторской деятельности 22.03.2012, протокол N 4.

· «Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций». Одобрены Советом по аудиторской деятельности 20.09.2012, протокол N 6.

Кроме того, важную роль играют стандарты аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов. Они:

1) определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг;

2) не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности;

3) не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности;

4) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов.

Каждая саморегулируемая организация аудиторов принимает одобренный советом по аудиторской деятельности кодекс профессиональной этики аудиторов. Саморегулируемая организация аудиторов вправе включить в принимаемый ею кодекс профессиональной этики аудиторов дополнительные требования.

 

Виды аудита.

В действующем законодательстве отсутствуют положения, касающиеся критериев классификации аудита: в Законе об АД содержится лишь статья об обязательном аудите, между тем принято выделять обязательный и инициативный аудит.

1) Обязательный аудит – ежегодная аудиторская проверка, которая проводится только аудиторскими организациями.Аудиторская организация обязана страховать риск своей ответственности за нарушение договора об оказании аудиторских услуг (статья 932 ГК РФ).

Обязательному аудиту подлежат различные субъекты в зависимости от критериев

1. Организационно-правовой формы. По данному критерию обязательному аудиту подлежат организации, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества, государственный компании, государственные корпорации, жилищные кооперативы,

2. Вид деятельности. По данному критерию обязательному аудиту подлежат: субъекты, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах, кредитные организации, бюро кредитных историй, профучастники РЦБ, страховые организации, клиринговые организации, общества взаимного страхования,организаторы торговли, негосударственные пенсионные или иные фонды, акционерные инвестиционные фонды, УК акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов), саморегулируемые организации, организаторы азартных игр, академии (РАН, РАСХН, РАМН и др), Центры исторического наследия президентов и т.д.

3.Финансовые показатели деятельности хозяйствующего субъекта. По данному критерию обязательному аудиту подлежат организации, где объем выручки от продажи продукции (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

4. Раскрытие информации. Если организация (громегосорганов, ОМС, государственных внебюджетных фондов, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.

 

Аудиторское заключение считается модифицированным, если возникли:

  • факторы, не влияющие на аудиторское мнение, но описываемые в аудиторском заключении с целью привлечения внимания пользователей к какой-либо ситуации, сложившейся у аудируемого лица и раскрытой в финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  • факторы, влияющие на аудиторское мнение, которые могут привести к мнению с оговоркой, отказу от выражения мнения или отрицательному мнению. (ФСАД 6/2010)

Аудиторское заключение представляется аудиторской организацией, индивидуальным аудитором только аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг.

Заведомо ложное аудиторское заключение - аудиторское заключение, составленное без проведения аудита или составленное по результатам аудита, но явно противоречащее содержанию документов, представленных аудиторской организации, индивидуальному аудитору и рассмотренных в ходе аудита. Заведомо ложным аудиторское заключение признается по решению суда.

 

Инициативный аудит.

Инициативный аудит проводится по решению хозяйствующего субъекта. ИА может проводиться в организации в любое время, но можно выделить ряд специальных законодательных норм, регламентирующих такие проверки. Например, в ЗАО аудиторская проверка проводится в любое время по требованию акционеров, в совокупности владеющих 10 и более % голосующих акций. В ООО профессиональный аудитор приглашается по решению общего собрания участников, а также по требованию любого из участников. Исполнительные органы производственного кооператива вправе привлекать внешнего аудитора для проверки финансово-хозяйственной деятельности и подтверждения финансовой отчетности. Аудиторская проверка может проводиться по требованию либо наблюдательного совета кооператива, либо по требованию не менее 10% членов кооператива.

В действующем Законе об аудиторской деятельности данный вид аудита напрямую не упоминается, однако его проведение возможно в соответствии с требованиями общероссийских правил (стандартов) аудиторской деятельности и с учетом конкретных задач, сроков и объемов аудита, предусмотренных договором на проведение аудита.

Аудит подразделяется также на внутренний и внешний.

Внутренний и внешний аудит.

Аудит может быть внешним или внутренним.

Под термином «внешний аудит» понимается собственно аудит, осуществляемый аудитором илиаудиторской организацией. Он проводится с целью составления мнения о достоверности информации, представленной в финансовых отчетах и отражающей финансовое положение, результаты операций и движение денежных средств экономического субъекта в соответствии с общепринятыми бухгалтерскими принципами.

Внутренним аудитом является независимая деятельность хозяйствующего субъекта по осуществениюконтроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета, проверке и оценке показателей работы в собственных интересах юридического лица. Внутренний аудит имеет следующие особенности:

· проводится внутри организации ее служащими (аудиторами);

· организуется по желанию руководства фирмы;

· информация, рассматриваемая в качестве результата внутреннего аудита, как правило, предназначена для удовлетворения потребностей управленческого персонала;

· затраты на проведение внутреннего аудита берет на себя фирма.

Все предпринимаемые аудитором в ходе аудита действия ориентированы на достижение одной цели — формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица. Такое мнение оформляется соответствующим аудиторским заключением.

В литературе имеется мнение (Ершова) что внутренний аудит – это скорее ревизия, поскольку не является ПД.

Аудиторское заключение

Аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

Требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010).

Требования к аудиторскому заключению в законе и стандартах:

1) наименование "Аудиторское заключение";

2) указание адресата (акционеры акционерного общества, участники общества с ограниченной ответственностью, иные лица);

3) сведения об аудируемом лице: наименование, государственный регистрационный номер, место нахождения;

4) сведения об аудиторской организации, индивидуальном аудиторе: наименование организации, фамилия, имя, отчество индивидуального аудитора, государственный регистрационный номер, место нахождения, наименование саморегулируемой организации аудиторов, членами которой являются указанные аудиторская организация или индивидуальный аудитор, номер в реестре аудиторов и аудиторских организаций;

5) перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, с указанием периода, за который она составлена, распределение ответственности в отношении указанной бухгалтерской (финансовой) отчетности между аудируемым лицом и аудиторской организацией, индивидуальным аудитором;

7) распределение ответственности в отношении указанной бухгалтерской отчетности между аудируемым лицом и аудитором;

8) сведения о работе, выполненной аудитором для выражения мнения (объем аудита);

9) мнение аудитора с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности;

10) подпись аудитора;

11) дата аудиторского заключения.

 

В отличие от бытовавшей ранее трехзвенной структуры, в качестве отдельных частей в заключении выделены:

- ответственность аудируемого лица за бухгалтерскую отчетность;

- ответственность аудитора;

- основания для выражения мнения с соответствующим видом модификации;

- мнение (в зависимости от формы модифицированного мнения часть аудиторского заключения, содержащее мнение аудитора именуется «мнение с оговоркой», «отрицательное мнение», «отказ от выражения мнения»);

- важные обстоятельства (в случае предоставления аудиторского заключения, содержащего привлекающую внимание часть),

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: