Чтобы подготовить почву для нашей дискуссии о своем «я», позвольте задать вам два вопроса.
1. Чего вы стоите? Я не имею в виду рубли и доллары, по чего вы стоите как личность?
2. Рады ли вы и довольны ли тем, кто вы есть? Действительно ли вы хорошо себя чувствуете по поводу того, что вы — такой, какой есть?
То, как вы сознательно или неосознанно отвечаете на эти вопросы каждый день, определяет ваш выбор, ваши ценности, ваши ответы и ваше поведение — в принципе, то, как вы живете свою жизнь. Наше мнение о самих себе влияет на все, что мы делаем.
Например, д-р Роберт Колодни из Института Мастерза и Джонсона в Сент-Луисе сообщает, что менее 10 процентов терапии для супругов сосредоточено на физической стороне их взаимоотношений, несмотря на то, что супругам это казалось главной причиной их обращения за помощью.
Более девяноста процентов терапии нацелено на области самооценки и межличностного общения.
Ваше представление о себе влияет не только на то, каким вы видите себя, но и на то, как вы относитесь к своим родителям, друзьям, супругу (супруге) и к Богу. Ветхозаветный автор Притчей имел в виду именно это, когда писал: «Каковы мысли в душе его (человека), таков и он». Таким образом, не то, что вы говорите или как выглядите, определяет, что вы делаете. То. что вы думаете о себе в глубине души — как вы чувствуете себя на «внутреннем уровне», — вот что движет вашими действиями.
Психологи часто говорят о «высокой или низкой, хорошей или плохой» самооценке. Я предпочитаю называть это «здоровой» или «нездоровой» самооценкой. Каким бы ни был ярлык, вопрос, на самом деле, заключается в следующем: что является здоровым представлением о себе? И как мы должны оценивать себя?
|
Если вы читали письма апостола Павла в Новом Завете, то согласитесь, что он не унижался ни перед кем. И, тем не менее, он писал, что верующий не должен думать «о себе более, нежели должно думать» (Римлянам 12:3). Однако христиане часто понимают под этим, что они не должны быть высокого мнения о себе. Но Павел совсем не это имел в виду. Он сказал, что мы не должны думать «более», чем нам следует думать.
Как же тогда мы должны думать? Павел объясняет это в том же стихе. Мы должны думать «скромно», т.е. разумно. Проще говоря, это значит видеть себя с Божьей точки зрения - не больше и не меньше. «Не больше», чтобы не впасть в гордыню, и «не меньше», чтобы не удариться в ложное самоуничижение. Поэтому, если вы намерены думать разумно, вам нужно рассматривать себя с библейской перспективы.
Остановитесь на минуту, чтобы проанализировать, как вы чувствуете и что вы думаете о себе. Не хотелось бы вам, например, быть кем-нибудь еще? Если так, ваши взгляды, возможно, нуждаются в изменении. При всех своих серьезных недостатках я, честно говоря, не могу представить себе кого-нибудь еще на этой планете, кем я хотел бы быть «место себя. И это кое-что говорит о том, как Бог помог мне увидеть качества, сильные стороны и способности, которые Он вложил в меня.
Духовное головокружение
Чтобы помочь всем нам получить правильный автопортрет, мы должны па практике использовать несколько библейских принципов. Для некоторых из вас эта мысль может быть новой, но самым правдивым является то, что Бог говорит о вас в Своем Слове — Библии. Ваши эмоции, культура или чувства могут диктовать вам, кто вы такой. Если вы позволите им делать это, вы легко можете впасть в заблуждение. Иногда я чувствую себя настолько близким к Богу, что уверен: ближе быть невозможно. В другие моменты я склонен верить своим негативным ощущениям, когда они говорят мне. что между мною и Богом существует огромное расстояние. Мне приходится решать, верить своим чувствам или принять то, что говорит Библия о сущности Бога.
|
Раз Иисус сказал: «И се, Я с вами во все дни» (Матфея 28:20) или «не оставлю тебя и не покину тебя» (Бореям 13:5), я предпочитаю верить Ему, а не своим чувствам.
Это очень похоже на странный феномен, называемый «вертиго» или «головокружение», иногда испытываемый при полетах. Когда небольшой самолет проходит сквозь плотный туман или облака или попадает в сильный шторм, закрывающий визуальную соотнесенность с горизонтом, пилот может сильно накренить самолет на крыло, не сознавая этого. Он может чувствовать, что летит ровно. Но единственный способ убедиться наверняка — это посмотрен, на приборы, которые не лгут.
Пять чувств пилота — все, что он видит, слышит, ощущает и чувствует, — могут говорить ему, что все прекрасно.
Однако, если он опытный пилот, он знает, что может быть полностью введен в заблуждение своими ощущениями и заставит себя доверять приборам. Они — его единственный проводник к бесспорной действительности. Пилотам, которые отказываются подчиниться этой дисциплине, редко удается дожить до второй попытки.
Каждый день в своей христианской жизни я испытываю разновидность «духовного вертиго». Случается, мне нахватает сна или занятий спортом; случается, кто-то обидел меня и повлиял на мои эмоции. Они ведут меня к определенному выводу и способу действий. Но Слово Божье показывает мне другое, и именно в этот момент я переживаю кризис выбора: какому указателю в действительности поверить?
|
Как и для пилота, нерешительность может оказаться фатальной. Она может закрутить меня в духовной «карусели» - бешеный взлет и затем падение; взлет — падение. В какой-то момент я наверху и снова внизу. Но когда я приду в себя и пойму, что самое справедливое — это то, что обо мне говорит Бог, я слезу с карусели и снова начну возрастать в зрелости моего познания Христа.
Помните, когда вы последний раз трудились над составлением картинки-головоломки? Самый лучший способ — это следовать картинке на крышке коробки. Я помню, мой близкий друг Дик Дэй рассказывал мне о знакомом, который купил две головоломки в подарок на день рождения родственнику. Прежде чем завернуть их, он поменял крышки местами. Можете представить себе отчаяние того, кто получил подарок? Однако именно так многие христиане сегодня пытаются составить головоломки своих жизней — руководствуясь крышкой от неправильной коробки. Крышка эмоций находится там, где должна быть крышка Божьего Слова — Библии.
Так что давайте проверим приборы. Давайте еще раз посмотрим на нашу духовную крышку и повторим кое-что из того, что, как говорит Бог, справедливо в отношении нас.