Прокомментируем эти мифы.




Жажда величия, власти, соперничества и конкуренции - мешают вам достигать целей

Конкуренция – это печалящие дела, помехи в получении радости. Поскольку дефицит отчуждаемых сил непреодолим (аксиома о ненасытности), а людям чужие нужды не актуальны (аксиома об эгоизме), конкуренция за дефицитные отчуждаемые силы неизбежна.

Мы находим в природе человека три основных причины войны: во-первых,

соперничество; во-вторых, недоверие; в третьих, жажда славы.

Томас Гоббс

Обман так силен и так ловок, что часто видишь, как те самые, которых высасывают и губят, - с страстью защищают этих высасывателей и набрасываются на тех, кто против них

Лев Николаевич Толстой

Одна женщина никогда не признает прелесть другой.

Готхольд Эфраим Лессинг

Женщины ненавидят друг друга и, однако, все до единой, защищают друг друга.

Дени Дидро

Наши противники опровергают нас по своему: повторяют свое мнение и не обращают внимания на наше.

Иоганн Вольфганг фон Гёте

Если появился кто-то, готовый свернуть горы, за ним обязательно пойдут другие,

Готовые свернуть ему шею.

Стас Янковский

«Не надо участвовать в забеге с конкурентами. Надо ставить свой забег и бежать в одиночку»

Том Питерс

Превзойти он не может — и поэтому старается перепрыгнуть.

Кароль Ижиковский

«Успешные люди вырываются вперёд, используя то время, которое остальные используют в пустую»

Генри Форд

«Всегда выбирайте самый трудный путь — на нем вы не встретите конкурентов»

Шарль де Голль

Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами:

“Все так делают”

Лев Николаевич Толстой

Ложь перед другими только запутывает дело и отдаляет решение; но ложь перед самим собой,

Выставляемая за правду, губит всю жизнь человека

Лев Николаевич Толстой

Большая часть поступков людей совершается не по рассуждению, даже не по чувству, а по бессознательному подражанию, по внушению. Власть над собой - самая высшая власть, порабощенность своими страстями - самое страшное рабство

Лев Николаевич Толстой

 

Когда человеку информацияпредлагает выйти из состояния соперничества и перестать доказывать всем: «Я круче!», осмотреться вокруг себя и применять на практике действенные шаги, которые не только опередят конкурентов, но и сам человек будет находиться в спокойном внутреннем состоянии, что позволяет не тратить большую часть энергии на состояние нахождения в соревновании, а полностью сосредоточиться на выполнении действенных мероприятий.

Находясь в состоянии гонки, спешки, придуманной нехватки времени, в нежелании анализировать окружение и ситуацию вокруг себя, 97% людей отказываются от данного предложения, т.к не могут отказаться от соблазна всевозможных рекламных лозунгов и мнения людей, которые якобы этого достигли иным способом. Человек ведётся на это и начинает пробовать, пока не перепробует всё услышанное и предлагаемое кем-то – не остановится. Этот процесс его затягивает всё глубже и глубже, самостоятельно остановиться он уже не в силах, и только достигнув окончательного дна, оказавшись в тупиковой – безысходности, как правило, потратив все средства и силы, страх включает функцию анализа реальности ситуации и состояния. Страх заставляет человека вспомнить от отказавшегося предложения и пожалеть о впустую потраченном времени и упущенных возможностях.

Проанализировав тогда, и начав действовать, соперники отвалились бы, т.к они огромной толпой бегут в ту сторону, что и этот человек бежал совместно с ними. Принимая, обдуманно данное предложение, человек идёт по своему индивидуальному пути, целенаправленно к своей цели, вырабатывая свой индивидуальный стиль, по которому его будут узнавать. Он заявляет о себе. И окружение понимает: «Он круче», «Он успешнее», «Он спокоен», «Он полон сил и идей».

Последние открытия в области психофизиологии и педагогики показывают, что лучшие результаты достигаются вовсе не в условиях конкуренции, и они вовсе не зависят от наличия соперника. Напротив, мы достигаем большего, когда нам «не дышат в спину».

Автор: Клаус Фопель (Klaus W. Vopel), известный немецкий психолог и психотерапевт. Материал публикуется в сокращенном переводе с немецкого.

Существует три способа достичь цепи:

· конкуренция (работа направлена на достижение превосходства над другими);

· кооперация (совместная работа);

· независимая деятельность (работа никак не соотносится с деятельностью других).

Защитники идеи конкуренции оперируют четырьмя «мифами»:

· Миф 1. Конкуренция — неизбежный спутник жизни, она свойственна природе человека.

· Миф 2. Конкуренция будит в людях лучшие качества и раскрывает их скрытые возможности. Мы не могли бы чего-либо достичь, не будь конкуренции.

· Миф 3. Конкуренция доставляет удовольствие. Наиболее зрелищные игры и шоу всегда построены на этом принципе.

· Миф 4. Конкуренция усиливает характер и придает уверенность в своих силах.

Прокомментируем эти мифы.

На утверждение о том, что конкуренция свойственна человеку, имеются два контраргумента. Первый: сотрудничество точно так же типично для человека, как и соперничество; второй: соперничество есть признак приобретенный и не передающийся по наследству (в биологическом смысле).

Психологи Дэвид и Роджер Джонсоны, занимающиеся вопросами воспитания, отметили, что в повседневной жизни мы охотнее признаем и поддерживаем именно принцип сотрудничества, поскольку совместная деятельность требует от нас меньшего внимания, чем деятельность, нацеленная на соревнование.

Психолог Эшли Монтегю доказал, что без совместной деятельности общество просто не смогло бы существовать. Человек лишь постольку шел от одной ступени эволюции к другой, поскольку был нацелен на коллективную деятельность (в качестве примера можно привести тот факт, что родители совместно решают такую сложную задачу, как воспитание детей).

Как же обстоят дела с эволюцией? Мы часто полагаем, что борьба за существование приводит к выживанию наиболее приспособленных видов. При таком понимании обусловленная культурой конкуренция проецируется на природу, так что можно сказать, что в основе этого подхода лежит типично «антропоморфный» принцип мышления.

Уже Петр Кропоткин в своей известной книге «Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса» (1919) детально описал механизм коллективной деятельности у животных. Он указал на то, что замена соперничества взаимной поддержкой способствует продолжению вида. Биолог Стефан Джей Голд убедительно доказал, что процесс эволюции по своей структуре вообще не нуждается в таком принципе как соперничество.

Мы очень рано привыкаем конкурировать с другими — даже не всегда напрямую, например, в те моменты, когда смотрим по телевизору футбольный матч или когда коллега на наших глазах устраняет претендентов на должность, которую хочет занять сам и т. д. Чем больше моментов соперничества мы видим и переживаем, тем сильнее развивается у нас потребность в победе над другими. Привычка же действовать в команде позволяет нам обходиться без ощущения превосходства.

Эта зависимость была доказана в исследованиях известного спортивного психолога Терри Орлика, одного из основателей теории кооперативных игр. Орлик исследовал отношения между детьми, игравшими в кооперативные игры в период с дошкольного возраста по второй класс школы. Он обнаружил, что дети предпочитают как раз такие игры: две трети мальчиков и девочек в возрасте десяти лет охотнее играют в игры, в которых никто не проигрывает, чем в те игры, в результате которых выявляются победитель и проигравший.

Любопытный взгляд на эту проблему мы встречаем в сравнительной антропологии. Все чаще и чаще исследователи культуры первобытных народов склоняются к мысли, что первобытные люди смогли выжить прежде всего благодаря своей способности и готовности действовать сообща, а вовсе не благодаря агрессии, использованию орудий труда или объему головного мозга.

В отличие от приматов, в ранних человеческих обществах активно использовался принцип групповой деятельности, для них очень характерной была готовность «поделиться своими ресурсами». В 30-е годы Маргарет Мид убедительно показала, что первобытные общества, сохранившиеся до сих пор, отличает высокая способность и готовность к групповой деятельности. К похожим заключениям пришла и футуролог Райн Айслер.

Расскажем кратко о том, какие аргументы использовались для того, чтобы доказать неизбежность соперничества в человеческой жизни. Зигмунд Фрейд строил свою концепцию на предположении о том, что соперничество является основополагающим принципом нашего существования. Фрейдовская модель глубоко укоренена в нашей культуре, поэтому мы можем исходить из того, что люди воспринимают и придерживаются ее, сами не замечая этого.

Фрейд утверждает, что человек является существом эгоистическим, которое прежде всего ищет удовольствий. Для него люди — вовсе не жаждущие любви и понимания существа, наоборот, их отличительным и необходимым качеством являются агрессивные инстинкты. По Фрейду, соперничество неустранимо, и мысль о нем закладывается уже в отношениях родителей и детей. Желание быть любимым приводит к бесконечной борьбе, кульминацией которой является эдипов комплекс: отец рассматривается как соперник, а мать — как награда за победу.

К счастью, неофрейдисты, и особенно Карен Хорни, придерживаются иной концепции. Карен Хорни доказала, что жажда соперничества и конкуренции является компенсацией неуверенности в себе и низкой самооценки. Для нее психическое здоровье тесно связано со слабой потребностью в конкуренции.

1. Что влияет на успешность нашей деятельности?

Мы так часто слышим, что должны быть лучше других, что в конце концов приходим к убеждению, будто наличие соперничества является условием эффективной работы. Это убеждение пронизывает нашу культуру. Но последние открытия в области психофизиологии и педагогики показывают, что лучшие результаты достигаются вовсе не в условиях конкуренции и не зависят от наличия соперника. Напротив, мы достигаем большего, когда нам «не дышат в спину».

Коллективная работа означает нечто большее, чем просто способность действовать в группе. Для этого необходимо, чтобы была некая задача, результат которой зависит от совместных действий, и общая цель, при которой успех каждого члена группы напрямую зависит от успеха действий всей группы. На практике это означает, что происходит не только обмен идеями, но и распределение ресурсов и обязанностей и, наконец, то, что каждый член группы разделяет ее успех.

Школьники учатся лучше, когда они работают в группе, в которой все помогают друг другу. Конечно, скептики сомневаются в том, что от этого выигрывают и хорошие, и плохие ученики. Мы утверждаем, что не только слабо или средне одаренные дети получают особые преимущества от такой организации учебного процесса, но и талантливые дети учатся в таком случае лучше.

Как выявить неблагоприятные воздействия соревновательного принципа? Сначала необходимо разграничить две совершенно разные вещи: напряженную работу и стремление превзойти другого. Если во время работы мы стремимся доказать свое превосходство, то наше внимание раздваивается, на выполнение самого задания тратится меньше энергии.

Это типично для множества ситуаций: спортсмены испытывают стресс из-за напряженных соревнований и теряют скорость реакции и концентрацию; журналисты подвергают себя опасности в погоне за сенсацией и проявляют небрежность в сборе фактов; ученые пренебрегают тщательным проведением эксперимента и фальсифицируют результаты тестов; менеджеры начинают нервничать, боятся в трудных ситуациях спросить совета у коллег или начальника.

Мы делаем все, на что способны, когда работаем увлеченно, с интересом. Это называется внутренней мотивацией. Она особенно заметна, когда речь идет о познании новых, сложных или интересных нам вещей. Внешними мотиваторами (к которым относятся деньги, оценки, признание) мы не можем заменить мотивацию внутреннюю. Как показывают исследования, внешняя мотивация негативно воздействует на воодушевление и интерес к проблеме.

Если человек замотивирован только внешне, то парадоксальным образом удовольствие от решения поставленной задачи теряется, что приводит к плохому результату. Разумеется, существует и исключение: очень сильная мотивация может вырастать из чувства личной ответственности за других людей, что неудивительно — эта положительная связь создает чувство внутренней общности и уверенности и, таким образом, повышает удовлетворение от решения коллективной задачи.

2. Формирует ли соперничество характер?

Рассмотрим психологические последствия соперничества. Если у нас есть выбор, то обычно мы избегаем ситуаций, в которых присутствует элемент соперничества и возможность проиграть. Как правило, мы стараемся избегать и чересчур честолюбивых людей. Инстинктивно мы понимаем, что соперничество в принципе своем — нечто неестественное. Но тогда почему же мы все-таки принимаем участие в нем снова и снова?

Первое объяснение состоит в том, что многие виды деятельности построены по образу и подобию процесса соревнования, и нам достаточно сложно отстраниться от этого, поскольку этот принцип проник повсюду в нашу жизнь. Отсюда развиваются конкурентные убеждения, которые к тому же поощряются на всех уровнях. Но существует и другое объяснение.

Мы начинаем соревноваться в надежде разрешить глубоко скрытые сомнения в наших собственных возможностях, повысить свою самооценку. Победа над соперником формирует у человека иллюзию повышения своей самооценки как в собственных глазах, так и в глазах других.

( То есть, гляжу в тебя как в зеркало, общаясь с тобой, и вижу: кто я.

И доказываю себе и тебе, в общении с тобой, что я не хуже, а то и лучше.)

Желание быть лучше других, успешнее, умнее, любимее — все это лишь компенсация отсутствующей уверенности в себе. Конечно, у всех людей есть врожденное желание развивать свои способности и таланты, самосовершенствоваться и самореализовываться. На это указывал известный психолог Абрахам Маслоу. Но некоторые только тогда чувствуют себя комфортно, когда им удается превзойти других, и это желание не имеет ничего общего с самосовершенствованием.

В этом случае любая деятельность связана с напряжением сил, потому что на карту поставлены не просто успех или неуспех, а самоуважение. Так тщеславие и честолюбие приобретают характер мании. Когда честолюбивые люди попадают в ситуацию, где нет возможности соперничать, они испытывают большой дискомфорт.

Многие трудоголики в первую очередь так много работают из-за своего стремления к конкуренции, которая нужна им как воздух. Они впадают в недовольство и раздражение, когда по каким-то причинам не могут доказывать свое превосходство над другими.

Каждый наверняка встречал людей, которые не испытывают потребности демонстрировать свои успехи и силу. Они делают только то, что кажется им привлекательным и соответствует их возможностям и интересам. Мы воспринимаем таких людей как зрелых и независимых. Их обаяние неотразимо — они действуют и творят свободно. Почти всегда такие люди обладают весьма высокой самооценкой и поэтому не испытывают желания соперничать с другими.

В нашей культуре соперничество является наиболее широко распространенным способом компенсации страха оказаться несостоятельным. Но, как это ни парадоксально, опасения по поводу собственных возможностей вовсе не зависят от того, насколько успешны мы в реальной жизни. Не только неудачники, бедные или слабо одаренные сомневаются в себе. Многие исключительно успешные люди испытывают сомнения в собственной значимости.

Почему это так — ответ найти непросто. Мы не можем объяснить этот факт только негативным опытом детства. Есть и какие-то иные причины, под давлением которых мы ставим под сомнение свою личностную ценность. Важную роль в этом играет отрыв от привычных условий существования, отторжение человека от круга успешных людей и некоторая духовная несостоятельность.

Есть еще одна причина, почему соперничество не может повышать самооценку. Во время соревнований мы ставим нашу жизнь в зависимость от каких-то внешних условий: от судей, от успеха или неуспеха. Когда же мы ни с кем не конкурируем, то испытываем совершенно иные чувства. Работая вместе с другими, мы чувствуем себя увереннее.

Чем активнее и шире сотрудничество, тем больше повышается вероятность того, что другие будут следовать нашему примеру, будут охотнее работать и общаться с нами. В этом случае мы постоянно чувствуем собственную полезность и ценность, понимаем, что зависим только от себя.

Наконец, хотелось бы кратко охарактеризовать взаимосвязь соперничества и страха. Каждый, кому знакома жесткая конкуренция, испытывает неуверенность, которая со временем не проходит, а только усиливается. Результативность работы падает под тяжестью стресса соперничества. Боясь ошибиться, мы становимся менее изобретательными, и даже выполнение механических действий может ввести нас в ступор, что, в свою очередь, усиливает неуверенность и страх.

Но существует и другой страх — страх перед победой. Мы переживаем, когда из-за нас проигрывает кто-то другой. В то же время мы боимся враждебного отношения со стороны побежденных. Надо сказать, что страх этот достаточно обоснован. Победителем восхищаются, но ему и завидуют. Все мы знаем, что многие не откажутся посмотреть, как развенчают вчерашнего победителя.

Психоаналитик Ролло Мей провел большое междисциплинарное исследование о возникновении страха в группе. Он пришел к выводу, что соперничество является наиболее частой причиной страха в нашей культуре. Оно ослабляет связи между людьми и приводит к изоляции. Тот, кто постоянно находится в состоянии конкуренции с другими, чувствует себя одиноким. Важнейшая потребность — потребность в социальных связях — не удовлетворяется.

Поэтому люди предпочитают избегать ситуаций соперничества, даже если они необходимы обществу. Тогда общество прибегает к всевозможным уловкам, чтобы все-таки заставить людей конкурировать друг с другом. Например, отказ от соперничества позиционируется как слабость, хотя в человеческих отношениях отказ от причинения вреда другим людям может стать началом здорового душевного развития. Соперничество неблагоприятно не только для развития характера, оно отрицательно сказывается на образе мыслей.

Мир делится на победителей и побежденных, и это черно-белое видение распространяется на все. Мы упускаем из поля зрения множество нюансов и все больше склоняемся к тому, что мир делится на два лагеря: добро и зло, ум и глупость, богатство и бедность и т. д. Этот ограниченный взгляд на мир — слишком высокая цена, которую мы платим за желание стать победителем.

Наконец, очень важен факт, который часто упускается из вида : соперничество нас обезличивает. Ведь соревнование может существовать только в тех условиях, когда все признают одинаковые ценности и стремятся к одинаковым целям по одинаковым правилам. Это приводит к тому, что индивидуальность отодвигается на второй план, от чего, естественно, страдает и творческая активность.

Творческая активность по сути своей предполагает неодинаковость людей, оригинальность их мыслей и готовность ставить под сомнение целесообразность уже принятых ранее решений. Не удивляет и то, что соперничество разжигает конфликты. В случае постоянной конкуренции мы имеем дело не с мужественными героями, а с осторожными, послушными людьми. Если же человек придерживается ценностей, которые выходят за пределы безличности, тогда он обычно весьма скептически относится к идее соперничества.

3. Сотрудничество вместо соперничества

Наша личная жизнь также во многом зависит от наличия в ней конкуренции. Часто интимные отношения отягощаются тем, что близкие люди стремятся к победе друг над другом. Когда рождается ребенок, возникает новое соперничество. Между отцом и матерью разгорается ожесточенная борьба за любовь ребенка. Порой родители начинают играть в игру «Супербэби»: они сравнивают своего ребенка с другими детьми в семье или с детьми друзей.

И у родителей, и у ребенка развиваются тревога и неуверенность, ведь родители совершенно забывают о том, что нет стандартов для развития ребенка. Кто первым начнет говорить? Кто быстрее бегает? Все это — не имеющие значения вопросы, от которых мы должны отказаться. От мыслей о соперничестве страдают не только отношения в семье, но и дружба, когда люди, вместо того чтобы наслаждаться непохожестью друг на друга, начинают соревноваться между собой.

Как показывает практика, ребенок становится разменной монетой у родителей, которые находясь в процессе соперничества, забывают о самом ребенке, они заняты перетягиванием каната на свою сторону, манипулируя ребенком, чтобы извлечь из этого каждый свою выгоду. О желаниях ребенка в этой ситуации никто даже не вспоминает, он предоставлен сам себе и находиться в одиночестве. Страшно то, что данный процесс может длиться годами. А потом удивляются, откуда у ребенка столько комплексов и эмоциональных зажимов? Так это же вы родители позаботились об этом и наградили его данной моделью поведения. Формируя, у ребенка негативное отношение к конкурирующей стороне, призывая, встать на свою сторону. А если ребенок занимает нейтральную позицию или присоединяется к противоположной стороне (т.е сопернику), то он становится предателем. К нему и соответствующее отношение. Заметьте – ребенок воспринимается уже не как ребенок, при любом удобном случае его будут гнобить за это.

Если мы стремимся к тому, чтобы наши дети становились полноценными членами общества, необходимо создать предпосылки для их настоящего развития: например, очень важно развить в них способность к эмпатии, умение не только представить себе существование иной точки зрения, но и вжиться в нее, понять, что движет другим человеком. Эмпатия способствует развитию готовности помочь другому в трудных ситуациях.

Дети, у которых развиваются навыки кооперации, избавлены от таких неприятных чувств, как зависть и пренебрежение. Зависть во многом есть изобретение человеческого общества. Люди мечтают о признании, внимании, любви — и соперничество дает им иллюзию того, что в нем определяется, кто достойнее всех этих благ. Те, кто проигрывает в этом соревновании, не могут воспринимать успехи других иначе, чем с завистью. Мы завидуем всему, чем обладает победитель.

Зависть легко переходит во враждебность, презрение и ненависть. Мы ненавидим тех, кто более успешен, кто получает больше денег, больше признания, и втайне желаем победителю поражения. Если же мы принадлежим к избранным, то есть к победителям, которые по своему положению или способностям стоят на верхних ступенях, то легко культивируем в себе презрение к хроническим неудачникам.

Мы говорим себе, что они и не заслуживают лучшего, что они прирожденно слабы духом, что они сами виноваты в своем поражении. Эта заносчивая позиция избавляет нас от вопросов о справедливости существующего положения вещей и от забот по смягчению условий конкуренции в обществе.

Сотрудничество и соперничество имеют одно важное различие. Тот, кто кооперируется с другими, обычно легче доверяет людям. Он может рассчитывать на то, что его дружелюбное отношение к окружающим найдет такой же приветливый отклик. Доверие влечет за собой душевную открытость: я могу впустить другого в свои мысли и чувства. Это является фактором душевного здоровья и важной деталью в построении личных отношений.

Соперничество, наоборот, портит доверительные отношения, и они заменяются расчетом: каждый просчитывает, насколько далеко может простираться его откровенность. Сотрудничество связывает людей, соперничество изолирует. Здесь можно опять согласиться с Карен Хорни, которая утверждает, что конкуренция есть не только результат крайней формы индивидуализма в обществе, но и его первопричина.

Мы уже говорили о том, что соперничество является видом агрессии. Язык очень точно отражает это: само наличие соперников означает, что существует чья-то победа и чье-то поражение. Соперничество неизбежно приводит к враждебности, что особенно ясно видно в спорте. Сейчас очень популярна теория катарсиса. Аристотель утверждал, что мы можем освободиться от чувств, причиняющих нам страдания, сопереживая героям трагедии в театре.

По аналогии с этим полагают, что спортивные состязания и другие агрессивные общественные и культурные мероприятия избавляют их участников от внутреннего напряжения. Наиболее известными представителями этой теории являются Зигмунд Фрейд и исследователь человеческих отношений Конрад Лоренц. Оба они полагают, что агрессия есть врожденное человеческое чувство. Но эта точка зрения, без сомнения, может быть опровергнута.

Когда мы наблюдаем за агрессивными отношениями других людей, наша агрессивность вовсе не уменьшается, наоборот, мы учимся на их примере технике агрессивности. При этом барьеры по ограничению агрессивности становятся все ниже, например, у атлетов в течение сезона агрессивность постоянно растет. Дети, которым показывают фильмы про бокс, начинают контактировать друг с другом на более агрессивном уровне.

Первобытные народы, в обычаи которых входят спортивные игры, более других склонны к военной агрессии. Бесчисленные исследования доказывают, что постоянные соревнования не делают детей дружелюбнее.

Чувства, которые будит в нас соперничество, распространяются на другие виды нашей деятельности. Постоянное соперничество поддерживает внутри нас перманентное возбуждение. Разочарование может привести к тому, что проигравший начинает реагировать на него физической агрессией, причем неадекватные физические реакции возникают не только у потерпевшего поражение, но и у победителя.

Причины этого предположительно лежат в том, что у всех без исключения опыт соперничества вызывает негативные эмоции — неуверенность, страх и изоляцию. Эти эмоции настолько сильны и продолжительны, что даже победа не возмещает предшествующих ей страданий. Из всего этого следует, что в обществе должны постоянно создаваться новые возможности по внедрению сотрудничества с другими людьми. Сотрудничество помогает нам сосуществовать с другими.

Совершенно естественно, что своих партнеров мы видим в хорошем свете и ценим отношения с ними. Когда мы делим с другими успех, мы склонны оказывать друг другу поддержку. Особенно это значимо для отношений, которые вначале развивались не совсем гладко. Опыт сотрудничества улучшает отношения между людьми разных национальностей, религиозных или культурно-этнических взглядов. Сотрудничество сводит людей вместе. В атмосфере сотрудничества нам всегда легче быть дружелюбными с другими.

Сотрудничество вовсе не означает бесконфликтность. Настоящее сотрудничество ведет к тому, что каждый вносит свой личный вклад, каждый имеет собственное мнение. На основе позитивных отношений вырастает то, что условно можно назвать «конструктивным конфликтом». Когда речь идет о разных интересах и разных точках зрения, все сложности вполне разрешимы, если они не связываются с вопросами победы или поражения.

«Конструктивные конфликты» не раздражают, а обучают, повышая обоюдный интерес партнеров в соответствии с девизом: «Споры сплачивают людей». Никто не стремится непременно добиться поражения партнера. В условиях современной экономики нам необходимы человеческие качества, которые вновь становятся ценными: творческая энергия, стойкость, решительность, а также командный дух, чувство социальной ответственности и гражданская смелость.

 

Соперничество - взаимоотношения между людьми, характеризующиеся состоянием явной или скрытой борьбы за власть, любовь, престиж, признание, материальное преуспевание, реализацию внутреннего потенциала человека.

Тот, кто соперничает, стремится воплотить на практике принцип "Выиграл - проиграл". При этом тот, кто соперничает, легко может оказаться в ситуации "Проиграл - выиграл" или хуже того "Проиграл - проиграл".

Соперничество в противовес сотрудничеству зарождается на одержимости одного человека слепым желанием победить другого любой ценой для достижения различных целей - получение похвалы и внимания от окружающих, материальной или карьерной выгоды на рабочем месте, доказательство собственного превосходства (чаще всего самообман).

Понять ситуацию, когда тебя втягивают в соперничество, помогут такие признаки поведения инициатора, как:

· ревностное отношение или банальная зависть к Вашим жизненным успехам, к личному и материальному благосостоянию;

· использование малейшего повода, чтобы указать окружающим на Ваши недостатки, ошибки и промахи, включая разного рода провокации и подставы;

· при любом удобном случае показать, что он что-то делает лучше, больше, грамотнее, красивее, хотя это может и не соответствовать действительности. При этом объект чаще всего старается публично сравнить свои и Ваши достижения, чтобы выставить себя в более выгодном свете. Аналогично происходит и в личных отношениях, где инициатор соперничества демонстрирует свою доброту, заботу и любовь, хотя при этом плетет интриги.

Болезненное стремление к соперничеству родом из детства и является своеобразным подсознательным заменителем родительской любви. Так происходит, когда родители дают понять ребенку, что они любят его за хорошие отметки или за какие-то поступки, то есть сам он как личность их любви не заслуживает, а вот если сделает то-то и то-то, тогда они будут им восхищаться и любить. С такой установкой человек всю жизнь пытается втянуть кого-то в явное или скрытое соперничество, лишь бы "заслужить" похвалу, любовь, должность, достаток, власть.

Он рассчитывает на то, что сработает принцип "я - выиграл, ты - проиграл". Однако нередко получается обратный результат, а хуже когда такая "битва" заканчивается печальными последствиями для обеих сторон.

Соперничать стремятся те, кто не смог реализовать свои способности и таланты. Чаще всего это неудачники, компенсирующие нечестной борьбой отсутствие у себя одаренности. Поступки таких особ пропитаны агрессией, коварством, подлостью, ложью и вероломством.

Лучше всего не поддаваться провокациям потенциального соперника и по возможности продолжать честно делать свое дело. Вот только бдительность лишняя в такой ситуации не помешает, чтобы избежать возможных конфликтов.

Соперничество в отношениях – это путь к расставанию

Желание быть лучше заложено в каждом из нас. У кого-то оно выражается в виде жестокой конкуренции во время учебы, у кого-то плавно переносится на работу. Но самое худшее, когда оно переносится в личную жизнь.

Соперничество в отношениях сегодня встречается довольно часто, правда иногда проявляется в скрытой форме. И его особенность в том, что оно бывает разным. То есть может касаться уровня заработной платы, личных успехов, приобретения новых знаний или массы банальных вещей (кто лучше моет посуду, кто лучше управляет авто, кто выгоднее договаривается по решению каких-либо вопросов, кто делает больше домашних дел, чьи родители больше вкладываются, кого больше любит ребенок и так далее).

Есть мнение, что если каждый будет стараться доказать другому, что он лучше, значит, он действительно будет обучаться чему-то новому и вместе с тем развиваться. Ничего подобного на практике не происходит. Люди заняты только процессом соперничества, а не развитием себя или другого – это действует, как демотивация. Отношения накаляются и стремительно разрушаются. Они полностью погружаются в данный процесс, не замечают ничего вокруг себя, не могут реально оценить ситуацию, желания второй половинки игнорируются и подавляются, забывается смысл для чего создавалась семья. Атмосфера в семье носит военно-напряженный характер, соперничающие наносят не только эмоциональные удары, но и энергетические, которые сказываются на состоянии здоровья не только второй половинки, но и на детках, которые постоянно находятся в данной атмосфере и эмоционально переживают за обоих родителей, т.к для них они оба дороги.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: