В общем смысле под социализацией понимают развитие и самореализацию человека на протяжении всей жизни, в процессе усвоения социального опыта. Например, у Л.В. Мардахаева [16] понятие социализация трактуется так: социализация (от лат.socialis – общественный) – процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Социализация рассматривается и как процесс и как результат.
Социализация как процесс – особенности социального становления личности.
Социализация как результат – характеристика социального становления личности в соответствии с его возрастом или уровнем развития. В этом отношении социализация как результат характеризует ребёнка по отношению к его сверстникам.
Социализация обусловлена, с одной стороны генетически заложенной потребности человека, принадлежности к себе подобным, с другой стороны потребности к самосохранению.
Социализация проходит как бы на нескольких стадиях[]:
1)социализация предварительная – процессы социализации, в которых индивид «репетирует» свои будущие положения в обществе, занятия и социальные отношения; процессы социального обучения, направленные на достижение желаемого положения.
2)социализация первичная – знакомство с ценностями общества, и формами поведения, обеспечиваемое индивиду в семье. Ассоциируется с усвоением базовых социальных навыков, составляющих основу цивилизованной жизни.
3)социализация вторичная – подготовка индивида к вступлению в культуру и окружение, которые стали для него незнакомыми из-за кризиса, травм, изменения жизненных обстоятельств.
|
4)социализация упреждающая – смена моделей своего поведения, ориентированная на поведение, присущее членам более высокостоящей социальной группы, в расчете на присоединение к ней в будущем.
Этапы социализации.
Стихийная социализация – происходит под влиянием объективных обстоятельств.
Относительно социально-направленная социализация – происходит, когда государство, решая свои задачи, влияет на жизненные цели и задачи конкретного человека.
Относительно социально-контролируемая социализация – осуществляется в коллективах различных видов.
Сознательное самоизменение – когда человек сам принимает решение относительно конкретной ситуации.
Уровни социализации.
Адаптационно-мотивационный уровень (выделяют Э. Эриксон и Л.С. Выготский) – происходит формирование социально открытой активной личности готовой вступать во взаимодействие с окружающим миром.
Идентификация – личность усваивает социальные нормы и стандарты через сравнение себя с другими.
Индивидуализация – обособление собственного «я» на фоне общего «мы».
Персонализация – приобретение особого статуса в коллективе, выработка индивидуальных форм поведения и мышления.
Этапы и уровни социализации не имеют жесткой возрастной привязанности и в определенный момент времени могут сочетаться несколько этапов и уровней. Этапы социализации характеризуют внешние влияния на формирующуюся личность, уровни социализации характеризуют процесс внутреннего преобразования личности.
|
Факторы социализации.
Объективное обстоятельство жизни, влияющее на процесс протекания и результат социализации, принято условно называть факторами социализации. В психолого-педагогических и социологических исследованиях группы факторов социализации представлены по-разному. Наиболее распространенной является классификация этих факторов А.В. Мудрика [17]:
1.Мегафакторы – космос, планета, мир, которые в той или иной мере прямо, а в основном через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.
2.Макрофакторы – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определённых странах.
3.Мезофакторы – условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и виду поселения, в которых они живут (регион, село, город, посёлок); по принадлежности к тем или иным субкультурам.
4.Микрофакторы – семья, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, религиозные организации, различные общественные, государственные и частные организации, микросоциум.
Агенты социализации.
Микрофакторы влияют на развитие человека через так называемых агентов социализации, т.е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам американский исследователь Т.Барри и его сотрудники выделили несколько типов агентов социализации. Функционально, по характеру их влияния – это опекуны, т.е. лица, осуществляющие уход за ребенком; авторитеты; дисциплинаторы и учителя-наставники. По семейной принадлежности это могут быть родители, другие члены семьи (дедушки и бабушки, тети и дяди, братья и сёстры, другие родственники и домочадцы), а также неродственники (соседи, товарищи по играм, учителя). По своему возрасту агенты социализации могут быть взрослыми, сверстниками, старшими или младшими партнерами.
|
В юности или молодости в число агентов входят также супруг или супруг, коллеги по работе и пр. в зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом – и члены их семей.
По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают своё влияние.
К основным видам социализации относят: поло-ролевая, семейно-бытовая, профессионально-трудовая, субкультурно-групповая.
Социализация человека осуществляется широким универсальным набором средств, содержательно специфических для того или иного общества, социального слоя или возраста социализируемого. К ним можно отнести:
1).способы вскармливания младенца и уход за ним;
2).язык и речь агентов социализации;
3).формируемые бытовые и гигиенические умения и представления;
4).окружающие человека продукты материальной культуры;
5).элементы духовной культуры (колыбельные песни, сказки, приметы, предрассудки, обычаи, произведения литературы и искусства и др.);
6).стиль и содержание общения в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных организациях;
7).методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных, профессиональных и иных социализирующих организациях;
8).последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности: общение, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельности, спорте, а также в семейной, профессиональной, рекреационной, общественной, религиозной и прочих сферах.
Каждое общество, каждое государство, каждая социальная группа вырабатывают в своей истории набор позитивных и негативных формальных и неформальных санкций – способов внушения и убеждения, предписаний и запретов, мер принуждения и давления вплоть до применения физического наказания, системы способов выражения признания, отличия, наград.
С помощью этих способов и мер поведение человека и целых групп людей приводится в соответствие с принятыми в данной культуре образцами, нормами, ценностями.
Таким образом, можно сделать вывод по всему выше сказанному, если социализация – это процесс развития личности, то можно предположить, что результатом социализации будет:
1.Социальная зрелость - совокупность таких характеристик личности, как независимость, инициативность, раскрепащённость, активность и т.д.
2.Социализированная личность – сформированность черт, задаваемых статусом и требуемыми социальными ролями.
3.Социально-компетентная личность – функциональная способность человеческого организма к самостоятельному, независимому функционированию в обществе.
А.Я.Флиеер выделил некоторые показатели социальной компетентности[17]:
1. Компетентность по отношению к институциональным нормам – знание и соблюдение сложившихся в рамках конкретного социального института норм и традиций.
2. Компетентность по отношению к конвенциональным нормам – знание о сложившихся в обществе традициях, обычаях, обрядов и сформированность умений для участия в них.
3. Компетентность по отношению к коммуникационным нормам – владение средствами вербального и невербального общения.
4. Компетентность по отношению к элементам кратковременной престижности – к моде и социальному статусу.
Таким образом, делая вывод по всему параграфу, нужно сказать, что социализация играет важную, я бы сказала ценную роль в жизни каждого человека, на всех периодах его развития. Сущность социализации заключается во взаимосвязи приспособления и обособления человека в условия конкретного общества.
На социализацию личности влияет множество факторов и на саму личность много чего влияет из окружающей среды. Все эти факторы различны по своей силе влияния и именно поэтому существуют такие понятия как «десоциализация» и «ресоциализация».
Десоциализация – утрата человеком по каким-либо причинам или под воздействием неблагоприятных для его жизнедеятельности факторов социального опыта, отражающаяся на его самореализации в среде жизнедеятельности[16]. Это явление очень опасно в раннем возрасте и для взрослого человека. Такой человек не может существовать в обществе, а следовательно, ему нужна помощь. Тогда уместно второе понятие. Ресоциализация – восстановление у человека утраченных социальных ценностей и опыта общения, поведения, жизнедеятельности. Этой работой занимаются специальные службы и учреждения.
Важно вовремя разглядеть десоциализацию и вовремя оказать помощь, а лучше не доводить уже до каких-либо последствий, а сразу обучать, воспитывать, взаимодействовать правильно и планомерно, учитывая возраст и индивидуальные особенности человека.