Социализация младшего школьника




Рассмотрев понятие «социализация» нам необходимо рассмотреть, как же она протекает в младшем школьном возрасте.

Но сначала обратимся непосредственно к самому младшему школьному возрасту с точки зрения педагогики (В.Р.Ясницкой) и с точки зрения психологии (В.С.Мухиной).

Итак, младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) сточки зрения психологии [18] определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребёнка – поступление в школу. В настоящее время школа принимает, а родители отдают ребёнка в 6-7 лет. Школа берёт на себя ответственность через формы различных собеседований определить готовность ребёнка к начальному обучению. Семья принимает решение о том, в какую начальную школу отдать ребёнка: государственную или частную.

Поступивший в школу ребёнок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учителя, даже посторонние люди общаются с ребёнком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательства учиться, как все дети в его возрасте.

Ребёнок посещающий начальную школу, психологически переходит в новую жизнь. Семья начинает по-новому контролировать ребёнка в связи с необходимостью учиться в школе. Ужесточение требований, даже в самой доброжелательной форме, возлагает на него ответственность за самого себя. Необходимое воздержание от ситуативных импульсивных желаний и обязательная самоорганизация создают изначально у ребёнка чувство одиночества, отчужденности себя от близких – ведь он должен нести ответственность за свою новую жизнь и сам организовывать её

Самое главное, что может дать семья младшему школьнику – научить его воздерживаться от развлечений в урочное время, прочувствовать, что значит «делу время – потехе час», брать ответственность на себя, тем самым научиться управлять своей волей.

Разумная и любящая семья помогает ребёнку освоить предъявляемые к нему требования учебной деятельности и принять эти требования как неизбежное и необходимое.

Успехи ребёнка в освоении норм жизни в новых условиях формируют у него потребность в познании не только в прежних формах отношений, но и в учебной деятельности. Характер адаптации к условиям жизни в младшем школьном возрасте и отношение к ребёнку со стороны семьи определяют состояние и развитие его чувства личности. В условиях чувствительной к изменению социального статуса ребёнка семьи ребёнок обретает новое место и внутри семейных отношений: он ученик, он ответственный человек, с ним советуются, с ним считаются.

Школа предъявляет к ребёнку новые требования в отношении речевого развития: при ответе на уроке речь должна быть грамотной, краткой, чёткой по мысли, выразительной; при общении речевые построения должны соответствовать сложившимся в культуре ожиданиям. Именно в школе, без эмоциональной поддержки со стороны родителей и без подсказки с их стороны о том, что следует сказать («благодарю», «спасибо», «позвольте задать Вам вопрос» и др.) в той или иной ситуации, ребёнок вынужден брать на себя ответственность за свою речь и правильно её организовывать, чтобы установить отношения с учителями и сверстниками.

Общение становится особой школой социальных отношений. Ребёнок пока бессознательно открывает для себя существование разных стилей общения. Также бессознательно он пробует эти стили, исходя из своих собственных волевых возможностей и определённой социальной смелости. Во многих случаях ребёнок сталкивается с проблемой разрешения ситуации фрустрированного общения.

В младшем школьном возрасте ребёнку придётся пройти все перипетии отношений, прежде всего со сверстниками. Здесь в ситуациях формального равенства (все одноклассники и ровесники) сталкиваются дети с разной природной энергетикой, с разной культурой речевого и эмоционального общения, с разной волей и отличным чувством личности.

В младшем школьном возрасте происходит перестройка отношений ребёнка с людьми.

В сфере «ребёнок - взрослый» помимо отношений «ребёнок - родители» возникают новые отношения «ребёнок - учитель», поднимающие ребёнка на уровень общественных требований к его поведению. В учителе для ребенка воплощаются нормативные требования с большей определенностью, чем в семье, - ведь в первичных условиях общения ребенка трудно выделить себя и достаточно точно оценить характер своего поведения. Только учитель, неукоснительно предъявляющий требования к ребенку, оценивая его поведение, создает условия для социализации поведения ребенка, приведение его к стандартизации в системе социального пространства – обязанностей и прав.

Семья в отношении к ребенку становится центрированной на учебной деятельности, на отношениях ребенка с учителем и одноклассниками.

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. Ученику совершено необходим тот комплекс качеств, который организует умение учиться. Сюда входят понимание смысла учебных задач, их отличия от практических, осознание способов выполнения действий, навыки самоконтроля и самооценки.

Важная сторона психологической готовности к школе – достаточный уровень волевого развития ребенка. У разных детей этот уровень оказывается различным, но типичной чертой, отличающей 6-7летних детей, является соподчинение мотивов, которое даёт ребёнку возможность управлять своим класс, включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и учителем.

Общая сензитивность к воздействию окружающих условий жизни, свойственная детству, содействует развитию адаптационных форм поведения, рефлексии и психических функций. В большинстве случаев ребенок приспосабливает себя к стандартным условиям. Ведущей деятельностью становится учебная.

В новых отношениях со взрослыми и со сверстниками ребенок продолжает развивать рефлексию на себя и других. В учебной деятельности, притязая на признание, ребенок упражняет свою волю к достижению учебных целей. Добиваясь успеха или терпя поражение, он попадает в капкан сопутствующих негативных образований (чувству превосходства над другими или зависть). Развивающая способность к идентификации с другими помогает снять напор негативных образований и развить в принятые позитивные формы общения.

Таким нам видится развитие младшего школьника с точки зрения психологии.

Что касается педагогики, то, например, В.Р. Ясницкая[28] представляет нам его иначе, но сходство большое.

Она говорит о том, что в жизни младшего школьника очень важны такие моменты как:

1).Учебно-познавательная деятельность и любая деятельность, имеющая отношение к школе;

2).Межличностное общение в классе, с учителем;

3).Ожидаемые роли учителя: «родитель», «судья», «защитник», «символ» (первый учитель как олицетворение школы, непререкаемого авторитета, обличенного правом учить и поучать);

4).Социальная адаптация младших школьников связанная прежде всего с вхождением их в школьную жизнь, детскую общность;

5).Обособление в классе происходит в первую очередь в сфере учебы: от учебных успехов или неуспехов и в целом от успешности выполнения роли ученика во многом зависят популярность ребенка среди одноклассников, его самооценка и уровень притязаний. Заметим, что довольно часто учителя начальных классов поддерживают чрезмерное обособление «сильных» учеников, ставя их в пример одноклассникам и затрудняя тем самым их успешную социализацию в классе.

Для того чтобы обеспечить успешную динамику детского коллектива, классному руководителю полезно знать, с каким социальным опытом пришли к нему воспитанники.

Г.К.Лихтенберг писал: «Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения». И правда, в программе наших школ есть много лишнего, но мы сейчас говорим о воспитании и развитии личности младшего школьника, периоде, когда ребенок особенно нуждается в поддержке со стороны взрослого.

Социализация в возрасте младшего школьника также не мало важна. Именно поступив в школу, ребенок проявляет себя, именно здесь видно как его воспитывали в семье, в детском саду. От того, как он общается, работает на уроке, взаимодействует с учителями и другими взрослыми, мы можем сказать какая у него обстановка дома, предположить сколько у него друзей и даже сделать прогнозы на будущее.

Социализацию выполняют многие институты (СМИ, семья, религия, общество, школа, ДОУ), но главным является семья. Именно здесь ребенок первый раз попадает в общество людей, сначала близких (родители), затем, чужих. Именно здесь начинает расти и развиваться как духовно, так и физически. Но к этому мы вернемся в следующем параграфе.

Ребенка в возрасте 6-10 лет (мл. школьник) трудно назвать самостоятельным, он не может ничего решить сам, без помощи взрослого, при этом, в его жизни начинается новый период полный новых эмоций, новых отношений, новых друзей, новых испытаний. Очень важно как в этот период будет вести себя взрослый (родители, учителя, близкие), как он поставит себя перед ребенком. Ведь на протяжении всего этого периода взрослый будет сопровождать ребенка в его нелегком пути. Именно взрослый поможет ему в трудной жизненной ситуации, «протянет руку помощи», в нужный момент посоветует как поступить.

Следовательно, для того, чтобы ребенок благополучно прошел социализацию на этом этапе и предшествующем ему, необходимо чтобы взрослый отдавал себе отчет в том, что он делает, со всей ответственностью подходил к воспитанию и обучению ребенка. Естественно, ему придется быть терпимым и толерантным во всех отношениях с ребенком, но прежде, нужно найти подход к ребенку, ведь не все они одинаковые. Каждый из них – это индивидуальность, это новый неопознанный ранее мир, который ждет своего открытия.

 

Семейная социализация

В общественном виде в отечественной педагогике процесс влияния семьи на воспитание будущего поколения принято называть семейным воспитанием. Однако И.С.Кон [12] выдвинул идею о сочетании целенаправленного влияния семьи и всей внутрисемейной атмосферы на развитие будущего поколения.

Исходя из исследований по социализации и семейному воспитанию, можно определить сущность семейной социализации.

Семейная социализация – стихийное влияние всего уклада жизни семьи, в рамках которого происходит проигрывание социальных ролей (отца, брата, сестры, матери и т.д.) и накопление ребенком социального опыта относительно построения взаимодействия с окружающим миром во всех сферах жизнедеятельности.

М.Кунниигам [12] рассматривал семейную социализацию в контексте формирования половых различий детей, сводя социализацию к моделированию определенного типа поведения ребенка под влиянием непосредственного образца взрослого.

В психолого-педагогической литературе (С.Валиева, Ю.Шилов) семейная социализация понимается двояко: с одной стороны, как подготовка к будущим семейным ролям, с другой – как влияние, оказываемое самой семьей на формирование компетентной зрелой личности. В любом случае, семейная социализация может быть охарактеризована как традиционная культурно-историческая модель, в которой за счет некритического восприятия, образца родителей и старших членов семьи, происходит усвоение информации о существующих моделях и нормах поведения в повседневной жизни.

Специфика семейной социализации состоит в том, что в данном процессе представлено три позиции: окружающий мир, взрослый и ребенок, каждый из них занимает позицию субъекта.

Не следует путать семейную социализацию, например, с домашним воспитанием.

Домашнее воспитание ориентировано на мирскую, повседневную жизнь человека. Его цель - подготовить ребенка к этой жизни, чтобы она была ему «не в тягость, а в радость». Нравственная гарантия благополучия человеческой жизни - добросовестный труд, к которому приучают ребенка с малых лет. Об этом свидетельствует народная мудрость: «Человек рожден для труда», «Без труда нет добра», «Без хорошего труда нет плода», «Без дела жить только небо коптить» и др. Это можно считать лишь частью семейной социализации.

Семья в жизни ребенка играет самую важную роль. Важными методами семейной социализации, которые активно используются в семье: имитация, подражание, идентификация, подкрепление. Именно подражая, ребенок принимает на себя социальные роли, которые ему придется использовать в будущем. Именно соотнося себя с мамой и папой, он решает, как, кем быть в дальнейшем, имитируя привычки взрослых, их поведение, ребенок также перенимает социальный опыт.

Семья оказывает социализирующее воздействие на личность посредством нормативного и информационного влияния. Это происходит по средством системы санкций, которые родители используют в воспитании ребенка, а также при просвещении его по каким-либо вопросам.

Социализация в семье может трактоваться и как формирование базовой иерархии индивидуальных потребностей. Если выделить три основных уровня потребностей - потребности в физическом, психологическом и социальном самосохранении, то в принципе каждый из них может быть высшим и соответственно определять ту или иную направленность личности.

Стадии социализации можно разделить:

1. собственносемейная (от рождения до 1 года) - включает два подуровня: субъект-объектный (первые полгода ребенок адаптируется к изменившейся после рождения обстановке), субъект-субъектный (от полугода до года, ребенок демонстрирует возрастную активность по освоению окружающего мира);

2. смешанная или полиинституциональная (с года, полутора года до конца жизни) - когда идет сочетание семейной социализации с социализацией в рамках различных коллективов. Выделяют два подпериода: субъект-объектный и субъект-субъектный.

Содержанием семейной социализации выступает социальный опыт, в который выделяют такие компоненты как: отношение к миру живой природы, отношение к миру неживой природы, отношение к миру людей, отношение к себе.

Факторы семейной социализации:

1. Внешние (государство, религия, образование, производства, природно-климатические условия, национально-территориальные и нравственные условия);

2. Внутренние (культурный, образовательный и материальный уровни семьи, техника, жилищные условия, внутрисемейные отношения).

Средства семейной социализации:

1. Природные (наличие домашних животных, растений, приусадебного участка или дачи);

2. Технические (интерьер дома, его техническая оснащенность, наличие библиотеки, оснащенность и обустроенность детской игровой площадки во дворе или на приусадебном участке, детского уголка в доме);

3. Символические (традиции, обычаи, обряды).

Процесс социализации на протяжении всего жизненного цикла индивида предлагает две основные, не равные по времени и интенсивности стадии.

Первая стадия – период активного становления индивида как общественного существа – занимает около трети жизни. На этой стадии осуществляется:

1. элементарная или первичная социализация ребенка;

2. нормативно-фрагментарная, маргинальная социализация подростка;

3. концептуально-целостная, результирующая социализация молодежи периода перехода от юности к зрелости.

Вторая стадия – период развития сложившейся личности в ходе ее дальнейшего функционирования в обществе:

1. в качестве трудоспособного члена общества;

2. в связи с выходом на пенсию.

Семейная социализация ребенка имеет решающее значение для становления семейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей. Здесь можно сказать, что если в семье не совсем благоприятный климат (постоянные ссоры родителей, занятость родителей и т.д.), то ребенку сложно находиться в такой семье, а, следовательно, он хочет быстрее вырасти, не воспринимает родителей как идеал семьи, делает вывод, что и в его будущей семье будет тоже также. Социализация ребенка принимает отрицательный характер.

Из всего вышесказанного можно отметить, что родительство выступает как социокультурный феномен. Родители – главные и естественные воспитатели ребенка; их поведение детерминируется врожденным инстинктом, потребностью в продолжении рода.

Каковы же реальные возможности и границы родительского влияния на формирование личности ребенка?

Оценивание потенциальный уровень и реальную степень родительского влияния, нужно учитывать следующие факторы.

1. Возраст ребенка. В раннем детстве ключевой фигурой, как правило, бывает мать. Затем с ней сравнивается и иногда перешивает ее влияние отец. Позже их обоих «теснят» сверстники и общественные институты социализации.

2. Пол ребенка. Родители по-разному и с разным успехом воспитывают детей своего и противоположного пола, причем для мальчиков внесемейное окружение важнее, чем для девочек.

3. Наличие других агентов социализации, как внутри семьи, так и вне ее.

4.Специфические особенности межпоколенной трансмиссии культуры в данном обществе в данном историческом периоде.

5.Многочисленные и совершенно неизученные компенсаторские механизмы самой социализации, уравновешивающие или сводящие на нет многие воспитательные усилия; например, эффект, встречной ролевой дополнительности, когда ребенок имеет перед глазами хороший родительский пример, но не вырабатывает у себя соответствующих навыков, т.к. семья в них не нуждается, родители все делают сами.

Ценный источник о родительской социализации – опыт так называемых неполных семей (семей с одним родителем), число которых быстро растет.

То, что мать может успешно вырастить и воспитать ребенка и без отца – известно давно. Но существует опыт «одиноких отцов». Одиноких отцов и одиноких матерей характеризует ряд общих особенностей: более ограниченная социальная жизнь, наличие определенных трудностей при вступлении в новый брак. Если одинокие матери испытывают трудности с дисциплиной детей, то отцы озабочены недостаточной эмоциональной близостью с ними, особенно с дочерьми. Но отсутствие одного из родителей не исключает возможности нормального развития ребенка.

Более негативно влияют на развитие ребенка разводы. Разрыв родителей сильно влияет на детскую психику, особенно в раннем детстве.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что все, что происходит в семье, ребенок принимает на свой счет, на свою жизнь. От семьи, от мамы и папы зависит то, каким будет их чадо.

Ребенок как губка впитывает все то, что происходит вокруг и необходимо ответственно подходить к работе с ним как дома, так и вне его стен. Родители, при возникновении первых же проблем должны обращаться к специалистам, не перекидывать свои обязанности на воспитателей детского сада и учителей школы, они должны действовать совместно. Это касается и выше перечисленных учреждений, только совместная работа может привести к положительным результатам.

Важно также не оставлять ребенка наедине со своими проблемами, страхами, помочь ему раскрыть свои способности, подтолкнуть его к правильному решению, ведь главное, чтоб он знал, что он не один, что он нужен.

Семейная социализация – первый и важный вид социализации в жизни ребенка. Поэтому важно, чтоб семья была благополучной, полной, бесконфликтной и состоялась в обществе.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать следующие выводы:

1).социализация - очень нужный для человека процесс, без нее ни один человек не может существовать, вернее, существовать он сможет, а вот жить и нормально развиваться он не сможет.

Человек рождается как существо биологическое (с первичными рефлексами привычками животных) и он таким бы и остался не появись на свете такого величайшего и могущественного феномена как общество. Общество или социум помогло человеку стать существом социальным, именно в обществе человек приобретал новые качества, привычка, новые рефлексы и т.д. Именно этот процесс (становление личности в общество, приобретение новых качеств, форм поведения) вскоре назовут «социализацией» человека.

2).немало важно вхождение человека в общество, а когда, как не в младшем школьном возрасте, говорить об этом настолько серьезно, чтоб это дошло до детского разума?! Младший школьник уже в большей мере осознает свою принадлежность к обществу, в котором находиться, нежели дошкольники, хотя и многому ему предстоит научиться. И вот здесь (в первых классах школы) и будет видно, как ребенка подготовили к этой, уже можно сказать взрослой жизни его родители.

Семья в социализации ребенка играет далеко не последнее место, а даже первое, именно семья готовит ребенка к «выходу в большой мир», именно здесь ребенку объясняют, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. На семье лежит огромная ответственность за будущее малыша и за то, как его примет общество. Не правильно говорят: «Какое время – такие дети». Правильно будет: «Что посеешь, то и пожнешь».

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: