Детей 2-3 лет»
Каждый период в развитии ребенка очень важен и связан с теми знаниями, умениями и навыками, которые должен приобрести малыш в том или ином возрасте.
Возрастной период от 2 до 3 лет – это наиболее тревожное для родителей время, так как три года знаменуются кризисом, переломным моментом в жизни каждого ребенка. Для того чтобы быть более уверенным в том, что малыш растет и изменяется в соответствии с нормой, следует ориентироваться на основные показатели разностороннего развития ребенка раннего возраста от 2 до 3 лет.
Физическое развитие ребенка 2 - 3 лет.
Главное отличие в физическом развитии ребенка в данный возрастной период состоит в том, что он совершает основные действия самостоятельно, без поддержки и помощи, а так же может действовать по показу или по словесному указанию взрослого.
В период от 2 до 3 лет:
· ребенок ходит, бегает, прыгает на двух ножках, приседает, перешагивает через препятствие, лежащее на полу, проходит по наклонной доске, ходит на цыпочках;
· бросает мяч не только взрослому или другому ребенку, но и еще может попадать в цель, например, кольцо или корзину;
· ловит мяч двумя ручками;
· подражает действиям взрослого;
· выполняет одновременно несколько действий, например, топает и хлопает;
· может кататься на трехколесном велосипеде;
· делает первые попытки в плавании, катании на коньках, лыжах.
Социально-нравственное и личностное развитие
Ребенка 2 - 3 лет.
· ребенок активно взаимодействует со взрослыми и детьми;
· эмоционально реагирует на удовлетворение и неудовлетворение своих потребностей, на оценку своих действий со стороны взрослого;
· проявляет самостоятельность в различных видах детской деятельности;
· у него зарождаются элементы самооценки (чаще всего, малыш оценивает себя как «хороший»);
· имеет представление об опасности, но не всегда придерживается правил безопасности;
· одевается и раздевается самостоятельно, знает назначение предметов личной гигиены, без напоминания моет ручки перед едой, использует салфетку.
Познавательное развитие ребенка 2 - 3 лет.
· малыш различает контрастные по форме, цвету и величине предметы;
· ориентируется в четырех-пяти цветах, оттенках и называет некоторые из них;
· различает четыре-шесть геометрических форм и называет, по просьбе, некоторые из них;
· собирает детскую пирамидку, состоящую из 4 - 8 колец и четырехсоставную матрешку;
· подбирает плоскостные геометрические фигуры к объемным формам и наоборот;
· складывает разрезную картинку из двух-трех частей (разрезы по горизонтали и вертикали);
· находит предмет по признаку (мягкий, твердый);
· складывает несложный узор из мозаики;
· понимает слова, обозначающие количество объектов, например, «два», «три» и т.д. и соотносит число с реальными объектами;
· свободно ориентируется в знакомом помещении;
· пытается быть опрятным и придерживаться правил личной гигиены (чистит зубки, моет ручки и т.п.);
· замечает изменения в погоде и называет их;
· активно включается в уборку квартиры, ухаживание за животными и растениями.
Речевое развитие ребенка 2 - 3 лет.
· ребенок сопровождает отдельными звуками совершаемые им, другими людьми и объектами действия;
· узнает персонажей по звукоподражаниям, например, «пи-пи», «чух-чух» и т.д.;
· правильно произносит все звуки речи (могут быть исключения в произнесении шипящих и свистящих звуков, а также звуков [р] и [л]);
· называет предметы, действия, качества;
· использует все части речи (кроме причастия и деепричастия);
· вступает в коммуникативные контакты со взрослыми и сверстниками;
· рассказывает сказки, стихи, небольшие истории о событиях из своей жизни, о животных и т.д.;
· повторяет слова и фразы за взрослым.
Художественно-творческое развитие ребенка 2 - 3 лет
· ребенок эмоционально тонированно подпевает, различает музыкальный темп и ритм, в зависимости от этого меняет танцевальные движения;
· быстро запоминает слова песенок, танцевальные движения;
· повторяет за педагогом музыкально-ритмические движения и делает это соответственно характеру музыки;
· одновременно может выполнить несколько действий, например, петь, хлопать в ладошки, кружиться, махать ручками, поворачиваться корпусом и т.д.;
· понимает, что нарисовано на картинке или иллюстрации, и может найти, по просьбе, реальный предмет;
· использует в своем творчестве фломастеры, мелки, карандаши, кисти, краски и пластилин;
· создает простейшие рисунки (различные линии, расположенные в одном или нескольких направлениях), поделки из пластилина, глины или теста (колбаски, шарики);
· проявляет желание творить вместе с взрослым.
Хотелось бы обратить внимание родителей на то, что нормы развития относятся к большинству детей, но не ко всем. Ведь развитие каждого ребенка индивидуально и зависит от многих факторов. Поэтому не переживайте, если в данный момент времени ваш малыш что-то не умеет делать: пройдет время, и с вашей помощью он этому обязательно научится. Что должен знать и уметь 2 летний ребенок.
И никогда не забывайте, что каждый ребенок – это личность со своими интересами и желаниями, видением мира.
Задача родителей - не отвергать его мироощущения, разрушая психическое здоровье, не заставлять соответствовать собственным стандартам, а всячески поддерживать стремление к самовыражению и самостоятельности. Необходимо направлять интерес ребенка в нужное русло, и стремиться устроить так, чтобы он учился принимать решения сам, а так же нести за них ответственность. Терпение и позитивный настрой помогут родителям и малышу пережить трудный, но очень интересный период под названием «кризис 3 года жизни ».