Расширение сферы применения письменного немецкого языка




Древненемецкий период. Развитие письменности.

Письменность на немецком языке носила первоначально под­собный характер. Первыми памятниками немецкого письма являются глоссы, т. е. словари к латинским текстам, и подстрочные переводы, применявшиеся при обучении латинскому языку в монастырских школах. В конце VIII в. и в начале IX в. в связи с распоряжением Карла Великого преподавать основы христиан­ской религии на родном языке появляются также переводы молитв. В это же время и с той же целью внедрения католиче­ской христианской религии делаются переводы евангелия, пере­воды богословских трактатов. Наиболее значительными перевод­ными письменными памятниками конца VIII и IX вв. являются: перевод богословского трактата Исидора Севильского „О католической вере", „Монзейские фраг­менты, перевод евангелия и других произведений кле­рикальной литературы, перевод свода евангелий си­рийца Татиана.

Крупнейшими памятниками конца X и начала XI вв. являются работы шетоятеля монастырской школы в Сент-Галлене Нот­кера, который перевел для монастырской школы с латинского языка целый ряд богословских и философских произведений: „Ри­торику" и „Категории" Аристотеля, трактат Боэция „Об утешении философией", „Псалтырь" и др.

Поэтические произведения древненемецкого периода также служат пропаганде христианства. Крупнейшими из них яачяются: поэма „Мус пил ли", в которой описывается страшный суд, сти­хотворное переложение евангелия, сделанное монахом Отфридом, стихотворение „Песнь о Людвиге", в котором прославляется победа франкского короля Людовика III над нор-манами в 881 г., описывается как акт служения богу и исполнения его воли.

Чуть ли не единственным фрагментом древней эпиче­ской поэзии, сохранившимся в случайной записи, является отрывок „Песни о Гильдебранде" (начало IX в.)8.

Историко-литературная ценность памятников древненемецкой письменности, как видно из предшествующего описания, невелика. Напротив, очень велико их значение для истории немецкого языка — они дают нам детальное представление о том, каков был немец­кий язык того времени.

Расширение сферы применения письменного немецкого языка

Начало средненемецкого периода знаменуется пышным рас­цветом средневековой светской литературы на немецком языке. XII- -XIII вв. Светская литература на немецком языке, получающая в этот период широкое распро­странение, представлена в первую очередь рыцарской поэзией, зафиксированной в письменной форме, но предназначенной еще главным образом для песенного исполнения. В рыцарской поэзии различаются два литературных жанра: а) стихотворный рыцарский роман, о) рыцарская лирика (миннезанг).

11аиболсе крупными произведениями жанра стихотворных рыцарских романов являются: эпос „Энеида", написанный фла­мандским рыцарем Генрихом фон Фельдеке, стихотворная повесть „Бедный Генрих" швабского рыцаря Гартмана фон А у э, принадлежащие его же перу романы „Эрек" и „И войн", представляющие собой авторизованные переводы рыцар­ских романов французского поэта середины XII в. Кретьена де Труа, роман „Тристан".

Рыцарская лирика (так наз. миннезанг) также пред­ставлена большим количеством произведений.

Значение средневековой рыцарской литературы на немецком языке велико во многих отношениях. Во-первых, велико ее исто­рико-литературное значение: это начало собственно немец­кой литературы — литературы сложившейся немецкой народ­ности. Во-вторых, развитие художественной литературы дает мощ­ный толчок литературной обработке языка (см. стр. 34). Сущест­венно также то, что вместе с новыми литературными жанрами письменного языка начинают вырабатываться новыми языковые стили, в частности, литературный стиль рыцарской поэзии, варьирующийся по ее отдельным жанрам. В рыцарской поэзии закрепляется целый ряд стилевых особенностей, не свой­ственных разговорной речи, а также письменным памятникам кле­рикального или философского содержания; развиваются законы стихосложении, применяемые средневековыми поэтами зачастую с большим искус­ством.

В XIII в. в связи с начинающимся ростом городов как цент­ров ремесленного производства и торговли появляются также письменные памятники литературы городского сосло­вия. Наиболее значительными памятниками этого особого литера­турного жанра, относящимися к XIII выявляются: „Поп А ми с" — сборник веселых шванков, юмористических.и сатирических рас­сказов, описывающих похождения хитрого священника Амиса, на­писанный странствующим поэтом Штрикером, „Разумение" — сборник рифмованных изречений поучительного характера, состав­ленный странствующим поэтом Фрейданком, и роман австрийского поэта Вернера Садовника „Фермер Хельмбрехт*. Городская литература продолжает развиваться и в XIV—XV вв., сменяя при­шедшую к этому времени в упадок рыцарскую литературу. Это — реалистические стихотворные повести, так наз. шванки. Широко известны памятники городской литературы XIV—XV вв.: „Рейнеке Лис" — народная сатира на феодальное общество, написанная на нижненемецком, стихотворная сатира Себастьяна Бранта „Корабль глупцов", народный авантюрный роман конца XV в. „Тиль Уленшпигель" и др.

Церковная проза представ­лена прежде всего сборниками проповедей. Особенно из­вестны как памятники языка того времени проповеди странствую­щих проповедников XIII в. Давида Аугсбургского и Бертольда Регенсбургского. К прозаическим памятни­кам письменности XIV в. относятся произведения немецких фи­лософов -мистиков, доктора богословия мей стера Эк карта и его учеников.

Начиная с XIV в., ряд городских и княжеских канцелярий все более решительно переходит с латинского языка на немецкий, им начинает пользоваться в это время также императорская кан­целярия. Первым сборником городского права, написанным на немецком языке, является сборник под на­званием.Саксонское зерцало", состав­ленный на нижненемецком диалекте в г. Галле. Такие же сбор­ники были составлены и во многих других городах Германии. В XIV — XV вн. широкое распространение получают также город­ские хроники — летописи событий, происходивших в данном городе (например: хроника г- Нюрнберга, начатая Ульманом Штромсромв 1360 г., Страсбургская хроника Клознера 1362 —84гг., Мюнхенская хроника Перга КацмаЯера 1397 — 1403 гг.). В это же время в городах появляются городские школы, в которых обучают немецкой грамоте, что соответствует духу и потребно­стям времени.

Проникновение немецкого языка в деловую письменную прозу также способствует дальнейшему развитию немецкого языка: вы­рабатывается и закрепляется немецкая правовая терминология, вырабатываются известные образцы соответствующего стиля кан­целярской и вообще деловой прозы, в крупнейших и наиболее авторитетных канцеляриях делаются попытки упорядочить орфо­графию и грамматику.

 

Первые книги по грамматике немецкого языка появляются в XVI а и служат первоначально руководствами для писцов и пособиями для школьного обученияОднако уже в XVII в. в связи с общим движением за развитие общенемецкой языковой нормы, т. е. за языковую унификацию, перед теорегиками языка возникает более широкая задача — задача выработки единой лите­ратурной нормы в области грамматики и орфографии (отсюда закрепившийся в истории немецкого языка термин — грамматики-нормализаторы).

В XVI — XVII вв. наибольшим влиянием пользовалась упоми­навшаяся уже грамматика Иог анна Клайюса, опиравшаяся на язык сочинений Лютера. Она была переиздана в 1620 году. Во второй половине XVII в. широкое распростра­нение получила грамматика известного теоретика языка того времени Юстуса Шоттеля, создавшего также основы немецкой грамматической терминологии. Большой известностью пользова­лась также вышедшая в 1690 г. книга ректора Берлинского уни­верситета Иоганна Бедикера.

Окончание нормализации грамматики и фиксации лексической нормы языка явились труды ученого Аделунга (автор грамматики и словаря немецкой литературного языка). Эти труды зафиксировали и широко популяризировали результаты всей предшествующей нормализаторской деятельности и непосредственно предшествовали развитию научного языкознания в Германии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: