Опасность наущений и наваждений (уас-уас)




 

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

В последнее время в русскоязычной среде стало появляться всё больше и больше мусульман, страдающих наущениями и наваждениями (уас-уас). Эта болезнь зачастую проявляется либо в вопросах очищения (тахарат), либо в вопросах вероубеждения (‘акыда), либо в вопросах развода, когда человек преследуется наваждениями, что он дал жене развод.

И самое страшное в том, что в большинстве случаев никакие советы и ответы не помогают таким людям. Так как, узнав ответ на свой вопрос, они всё равно продолжают задавать те же самые вопросы, только с другой стороны.

Шайтан так сильно ввёл этих людей в заблуждение, что они усложнили религию для себя и отвращают от нашей легкой и прекрасной религии своих родных и своё окружение.

Из-за актуальности темы наущений и сомнений в вопросах религии, с позволения Аллаха хотелось бы вкратце затронуть её, чтобы принести пользу мусульманам и предостеречь тем самым избавленных от этой беды, и чтобы впавшие в эту беду призадумались.

 

Итак, следует понимать, что уас-уасам в основном подвержены две категории людей, как это передаётся в некоторых трудах от имама аш-Шафи’и, и о чём часто говорил на уроках шейх Машхур, отвечая на различные вопросы подверженных уас-уасам людей:

1. Либо это невежда в положениях религии (джахиль).

2. Либо это сумасшедший (маджнун).

Ведь когда человек не знает, шайтану легко вызывать у него наущения и сомнения, поэтому если он понял и узнал, как следует поступать правильно в том или ином случае, но, тем не менее, продолжает поддаваться этим наущениям, тогда это уже перерастает в болезнь и наваждение.

Также причиной этой болезни может быть либо проклятый шайтан, либо психическое расстройство, именуемое как ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство).

Сказал ас-Суюты: “То, что в арабском языке называют уас-уасами, это то же самое что в греческом языке называли меланхолией. Это когда мысли человека приходят в расстройство”. См. “Хашия ‘аля Сунан ан-Насаи” 1/38.

И следует отметить, что не всегда эта болезнь проявляется с началом соблюдения религии. Часто бывает так, что человек болел этим расстройством и до Ислама, а после соблюдения религии эти наваждения просто перекинулись на вопросы, связанные с поклонением.

 

Следует отметить, что на опасность уас-уаса имамы указывали ещё давно, ведь уас-уасник редко когда заканчивал хорошо. Либо со временем он оставлял религию полностью в результате утруждения всего и вся. Либо сходил окончательно с ума и кончал жизнь самоубийством. В любом из раскладов – это результат следования пути проклятого шайтана, да упасёт от этого Аллах!

Более того, ранние имамы писали труды, посвящённые порицанию уас-уасников, ведь эти уас-уасники не останавливаются там, где остановился Шариат, и не довольствуются тем, чем довольствовался наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха)!

Когда им говоришь: «Всё, хватит, наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) поступал именно так». Они всё равно продолжают пребывать в своих сомнениях и совершают то или иное поклонение помногу раз, словно они более богобоязненные и более осмотрительные, чем наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха)!

Им приводишь тексты, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижниками подтирались камнями, удаляя ими нечистоту после справления большой нужды. Но разве камни способны вплоть до атома удалить нечистоты?! Поэтому многие имамы и говорили о том, что есть нечистоты, которые Шариат прощает и не обращает на это внимания.

Сказал аль-Касани: “От малого количества нечистоты невозможно защититься, ведь муха может сесть на нечистоту, а потом сесть на одежду молящегося, и так или иначе на её крыльях или на её ножках будет хоть немного нечистоты. И если бы в этом вопросе не было послабления, то люди попали бы в затруднение”. См. «Бадаи’ ас-санаи’» 1/79.

Однако уас-уаснику всего этого мало, он может по полчаса водой мыть половые органы. Может заходить в туалет полностью обнажённым из-за опасения, что не дай Бог капля нечистоты случайно попадёт на его одежду. Но разве самый богобоязненный и лучший из творений Аллаха – наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) так делал, или его сподвижники?! Разве они отправлялись справлять нужду обнажёнными?!

Свят Аллах, да и как можно иметь такие мысли об Аллахе, что даже если бы капля мочи попала на его одежду, чего он не увидел, что Аллах взыскал бы с него за это в День Суда?!

Разве наш славный Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не сказал: «Поистине, Аллах простил ради меня моей общине совершенное ими по ошибке, по забывчивости и то, к чему они были принуждены!» Ибн Маджах 2045, Ибн Хиббан 7219. Достоверность хадиса подтвердили имамы ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, ан-Науауи, Ибн Таймия, Ибн Касир, Ахмад Шакир и аль-Альбани. См. «аль-Маджму’» 6/309, «Маджму’уль-фатауа» 7/685, «Тухфату-тталиб» 158, «Сахих Сунан Ибн Маджах» 1662.

Также уас-уасник может утверждать намерение на молитву и даже произносить его вслух полдня, пока время молитвы вообще не выйдет. И таких примеров проявления этой страшной болезни очень много.

 

А ведь не передаётся, чтобы среди сподвижников были люди, страдавшие уас-уасами. Их уас-уасы ограничивались какими-то мимолётными плохими мыслями, которые подкидывал шайтан, и от которых они сразу же избавлялись и испытывали к этим сомнениям ненависть. Поэтому имам Ибн аль-Къайим говорил: “Пусть он (уас-уасник) знает, что среди сподвижников Посланника (мир ему и благословение Аллаха) не было подверженных уас-уасам, а если бы эти уас-уасы были бы чем-то благим, то Аллах не избавил бы от этого Своего Посланника (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников, которые являлись наилучшими творениями. И если бы Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) застал уас-уасников, то сильно порицал бы их. Если бы их застал ‘Умар (да будет доволен им Аллах), то он бил бы их в воспитательных целях. А если бы их застали сподвижники, то они обвинили бы их в нововведении”. См. “Игъасату-лляхфан” 1/136.

Имам Ибн Къудама в своей книге, посвящённой порицанию уас-уасников, упомянув аяты о том, как Аллах повелел следовать за Своим Посланником (мир ему и благословение Аллаха) и запретил повиноваться и подчиняться шайтану, сказал: “Но поистине, группа подверженных уас-уасам людей воплотили в себя повиновение шайтану, что стали подвержены его наущениям, принимая его слова и повинуясь ему, отвратившись от следования за Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его пути. Дело дошло до того, что если кто-либо из них совершит омовение так, как совершал его Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) или совершит молитву так же, как совершал её он, то он всё равно полагает, что его омовение недействительно, а молитва нарушена. И он считает, что если будет кушать еду детей или массы мусульман, как это делал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то он подвергся нечистотам, и что ему обязательно помыть семь раз руки и рот, словно эту еду лизнула собака или помочилась на неё кошка. И взятие над ними верха Иблисом достигло такого уровня, что они уподобились безумцам и сторонникам софизма, отрицающими существование реальных вещей. Поистине, ощутимые вещи и знание человеком о своём положении из числа того, в чём есть убеждённость и необходимость. Но уас-уасник может омывать свои части тела, видя это воочию своими глазами; что-то читает и произносит своим языком, слыша это своими ушами и зная это своим сердцем, более того, это даже видит и слышит от него другой человек, но, тем не менее, этот уас-уасник верит шайтану в непризнании того, что было совершенно им на основании убеждённости, отрицая то, что сам видел своими глазами и слышал своими ушами. Также он сомневается в своём намерении и желании, которое знал на основании убеждённости, более того, это было ясно исходя из различных предпосылок и другим людям, но, тем не менее, он принимает слова Иблиса, внушающего ему то, что он не давал намерения на молитву и не желал её совершения. И он начинает сам отрицать то, в чём был убеждён, после чего впадает с растерянность и сомнения. Всё это является излишеством и высшей степенью повиновения Иблису, принимая его наущения.

Среди них есть такой, кто следует за шайтаном и причиняет вред себе, повинуясь ему и вредя своему телу, погружаясь в холодную воду, используя множество раз эту воду и длительно потирая тело. Быть может, он открывает под водой глаза, чтобы помыть их внутри, вредя своему зрению.

Быть может, он доходит до обнажения своего ‘аурата (опасаясь, что наджаса попадёт на одежду).

Быть может, он опускается до такого жалкого состояния, что над ним начинают издеваться дети и презирать видящие его.

Быть может, его наущение так отвлекает его, что он упускает первый такбир аль-ихрам (в коллективной молитве). А может даже он упускает целый рака’ат молитвы или даже больше этого. А быть может, даже упускает всё время, отведённое для молитвы (из-за того, что он не может взять намерение на молитву).

И среди них есть такой, кто подвержен уас-уасам в произношении букв, что повторяет одну букву по два-три раза. Я видел среди них такого, кто говорил: «Акккбар». А один такой мне сказал: «Я не в состоянии произнести слова: «ас-Салям ‘алейкум». На что я сказал ему: «Так произноси это точно так же, как ты сделал это сейчас и успокойся».

И таких различных видов среди них множество”. См. “Замм аль-муасуасин” 10-11.

Ибн аль-Джаузи рассказывал, что как-то один человек спросил Ибн ‘Акыля: “Я по многу раз окунаюсь в воду, но, тем не менее, испытываю сомнения, действителен ли мой гъусль или нет? Что ты скажешь по этому поводу?”

На это шейх ответил ему: “Ступай, поистине, обязательность совершения молитвы с тебя снимается”.

Тот спросил: “Как?!”

Он ответил: “Потому что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Перо (ангела, записывающего грехи) поднято от троих:

от ребёнка, пока он не достигнет совершеннолетия;

спящего, пока он не проснется;

и сумасшедшего, пока к нему не вернётся его разум». Ахмад 1/104, Абу Дауд 4398 и 4402, ан-Насаи 3432, Ибн Маджах 2041. Хадис достоверный.

Что касается человека, который по несколько раз окунается в воду, и всё равно испытывает сомнение: коснулась ли его вода или нет, тот – сумасшедший!” См. “Игъасату-лляхфан” 1/133.

 

Сообщается, что Юнус ибн ‘Убайд говорил: “Было сказано, что у воды есть уас-уас, так остерегайтесь же уас-уаса воды!” аль-Байхакъи 1/304.

Имамы связывали уас-уас с водой по той причине, что уас-уасы влекут к использованию множества воды при подмывании или совершении омовения, что противоречит Сунне. Так же по той причине, что у уас-уасников возникает сомнение относительно чистоты воды и наличия в ней наджасы без явного повода. См. “Хашия Джами’ аль-масанид уа-ссунан” 1/153.

 

Говоря о разнице между понятиями «уас-уас (наущение)», «шакк (сомнение)», «уар’ (осторожность по причине набожности)», хафиз ан-Науауи и другие шафииты говорили: “Разница между уас-уасом и сомнением в том, что у сомнения есть повод и причина (со стороны логики и шариата), как смена одежды тем, кто в основе соприкасается с наджасой, как скажем мясник. В данном случае проявлять подстраховку требуемо. Однако уас-уас противоречит этому, так как при уас-уасах человек считает, что на одежде может быть наджаса без очевидных признаков. В качестве примера можно упомянуть того, кто покупает новую одежду и для подстраховки стирает её. Это является нововведением. И в данном случае оставление этой подстраховки и будет подстраховкой (от наущения)”. См. “Тальхыс ат-тасхиль” 131, “Хашия ‘Иана ат-талибин” 2/75, “аль-Фатауа аль-фикъхия аль-кубра” 1/220.

 

Когда признанного факъиха – аль-‘Изза ибн ‘Абду-с-Саляма спросили о том, кто молится рядом с мясником или дублёнщиком шкур и испытывает сомнения из-за вероятности наличия нечистот на его одежде, он ответил: “У нечистоты есть различные положения:

Первая, когда есть убеждённость в наличии нечистоты. В таком случае является обязательным избегать её, кроме того, что сделал послаблением Шариат.

Вторая, когда о наличии нечистоты есть предположение, опирающееся на шариатскую причину, как сообщение об этом правдивого человека. Это также подобно тому, в чём есть убежденность.

Третья, когда есть предположение, граничащее с убеждённостью, подобно одежде того, кто занимается дублением шкур, или одежда мясника, или одежда пьяницы, на которое попало вино. Учёные разногласили в обязательности отдаления от этого. И даже если отдаление от такого не является обязательным, то отдаление от этого будет наивысшим проявлением осмотрительности.

Четвёртая, когда наличие наджасы просто предполагается”.

Затем упомянув о том, что на предполагаемую нечистоту не следует обращать внимания, он сказал: “Мысли о наличии нечистоты отвлекают от поминания Аллаха в молитве. А это то, что желает шайтан. Ведь тот, кто часто подвергается уас-уасам, часто повторяет поклонения, и может быть так, что он станет питать неприязнь к поклонениям или оставлять большую часть этого. Подобное из числа целей шайтана, так как он, когда отчаивается в том, что человек будет повиноваться ему в нечестии и грехах, является к человеку со стороны набожности и осмотрительности в поклонении. Этим он желает сделать поклонение для него обременительным, или вызвать отвращение к нему и отвлечь его мыслями о наличии нечистоты от требуемого поминания Аллаха”. См. “Фатауа аль-‘Изз ибн ‘Абд ас-Салям” 132-134.

Сказал Ибн ‘Абидин: “Если у человека возникли сомнения в том, что в воде есть нечистота, или что она попала на одежду, или возникли сомнения касательно того, что он развёлся или освобождал раба, то всё это не берётся в расчёт”. См. “ар-Радд аль-мухтар” 1/281.

 

Надеюсь, что эти слова обладателей знания помогут тебе, а также и многочисленным братьям и сёстрам, которые тоже подвержены болезням уас-уаса.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: