I. Краткий исторический обзор.




Оглавление.

1.Общегражданская история.

2. Общественный строй Ликурговой Спарты.

3. Политическая организация власти.

4. Общая характеристика культуры.

Введение.

Интерес к истории Спарты возник еще в период существования этого маленького (300 кв.км) и закрытого государства. Для Платона и Аристотеля Спарта служила эталоном стабильности и легла в основу их концепции идеального государства. Однако исследовательский бум пришелся на ХIХ век - эпоху географических раскопок. В ХХ веке Спарта стала эталоном для подражания для диктаторов, проповедовавших идеи сверхчеловека и сверхдержавы.

Выбрав Спарту в качестве темы исследования, автор осветит особенности социально-экономического строя Лакедемона (это еще одно название Спарты), основанной на коллективной собственности на землю и земледельцев-рабов ее обрабатывавших. Специфика способа производства основных благ закономерно наложила отпечаток на общественный и государственный строй Спарты. Длительное время IХ-IVвв. политическая организация спартиатов представляла собой некий конгломерат родовой общины, военного лагеря. По своей же сути это была переходная форма от родового строя к рабовладельческому государству. В теории государства и права такая переходная форма называется военной демократией. Для сравнения аналогичный переход в Афинах и в Риме завершился к V в. д.н.э.

И, наконец, особенности становления и развития культуры Спарты заслуживает особого внимания. Главный акцент в этом обществе делался на развитие физической культуры и военного дела. В этих областях пальма первенства бесспорно принадлежит Спарте. Общеизвестно, что только Спарта защищалась мужеством своих граждан, стойкость и героизм 300 спартанцев, сдерживавших наступление целой армии персов известны не только специалистам по истории Древней Греции. Однако другие области культуры – архитектура, живопись, литература, философия и ремесла остались на примитивном уровне. Их развитие тормозилось законами, установленными Ликургом, и унифицировавшими эту сферу жизни. Фактически духовная культура предполагала единообразие, а не индивидуализм. Основные достижения Спарты в этой области приходятся на Мекенскую и Архаическую эпоху в истории Греции.

I. Краткий исторический обзор.

Лаконика – южная часть Пелопоннеса, представлявшая собой плодородную, спускающуюся к морю долину, которую прорезала река Эврот. Побережье, лишенное гаваней, малоблагоприятно для мореходов. С запада и востока Лаконику окружают горные хребты, осложняя проходы к долине, делая ее труднодоступной. Природные богатства - железные руды мыса Малея, разработка которых уходит корнями в глубокую древность. Коренное население ахейские племена. Согласно В.С.Сергееву (История Древней Греции. СПб.,2002. С.159.) остатки материальной ахейской культуры можно встретить в современном городе Вафио – погребения древнего города Амикл, а также в Менелайоне, где хорошо сохранились остатки здания сложенного из тесанных, массивных камней, возраст, которых относится к XIVв. д.н. э.

Согласно «Илиаде», в ахейской Лаконике насчитывалось 12 отдельных городов, подчиненных царю Менелаю.ХII-XI вв. начало дорийской колонизации.Этот процесс завершился к IX в. Главный город Амиклы – центр Микенской Спарты разрушен дорийцами.

Строительство новой общины происходило следующим образом: вся территория Лаконики была поделена на частей, каждая из которых имела свой административный центр. VIII в. д.н.э. ознаменовался реформами Ликурга, отца Спартанской государственности, согласно официальной традиции (V в. д.н.э.). История не сохранила нам фундаментального произведения о жизни Ликурга, поэтому во многих научных трудах о нем говорится как о легендарном (вымышленном) персонаже.(1) Однако не все исследователи Спарты придерживаются аналогичной точки зрения. Так автор монографии «История Спарты» Л.Г.Печатнова основываясь на авторитет Геродота, Фукидида, Ксенофонта, Платона, Аристотеля и Плутарха всесторонне изучив реформы Ликурга, приводит историографический обзор наиболее достоверных оценок деяний последнего. Нельзя не согласиться с Л.Г. Печатновой, что первым, оценил реформаторскую деятельность Ликурга был Геродот. Согласно ему: именно от Ликурга Спарта получила благозаконие. Законы Ликурга носили главным образом политический характер. Он учредил герусию, эфорат и реорганизовал спартанскую армию. Как полагал Геродот примером для подражания Ликургу служила Критская дорийская община (С.12-13). Фикидид повторяет Геродота в оценке законов Ликурга. При анализе реформ оба историка использовали одни и тот же древнегреческий термин.

Современные отечественные и греческие историки, например Н. Хэммонд трактуют его как технический конституционный термин и переводят - «сознательно осуществленный и юридически оформленный переход от анархии к порядку.» (С.13) Эта традиция продолжена Ксенофонтом в «Лакедемонской политике», где подобно описана предложенная Ликургом система общинных отношений и воспитания граждан.(С.14). Однако более поздние авторы не вызывают доверия, например, Эфор, приводящий отрывок о встрече Гомера и Ликурга. (С.15). Последним достоверным автором Л.Г.Печатнова называет Аристотеля, проанализировавшего ликурговы реформы в своей знаменитой «Политике». Для Платона и Аристотеля Спарта стала эталоном стабильности и была положена в основу концепции идеального государства. Далее степень достоверности уменьшается от произведения к произведению, зато биография Ликурга обрастает все новыми и новыми фактами. Во эти произведения и породили научные споры о личности Ликурга в истории Спарте, когда благодаря археологическим раскопкам начался новый этап в изучении наследия Древней Греции.

Наиболее часто в источниках упоминается о Ликурге, как о воспитателе и о деде молодого спартанского царя. Фактически Ликург управлял Спартой приблизительно в У111 в. д.н.э. Поэтому закономерно, что современники приписывали ему определенные черты божества. Как свидетельствует Плутарх, по совету дельфийского оракула Ликург создал и обнародовал ретру – устные изречения в которых содержались приписываемые божеству и заключавшие в себе важные постановления и законы. Спартанцы обязаны были знать эти законы наизусть, только так можно было стать полноправным членом общины.

В этом же VIII веке была присоединена вся долина реки Эврот. Затем начались длительные войны на севере с Аргосом и Аркадией. На западных рубежах сражения вошли в историю под названием Мессенские войны 743-724 г –685-668г. Цель этих войн –увеличение земельных наделов, обслуживающих спартиатов. Побежденное население становилось государственными рабами (илотами). Вот как современники описывали их жизнь в Спарте: «Точно ослы, отягощенные тяжелым бремянем, несли они своим господам, под гнетом тяжелой необходимости половину всех своих плодов, которые производит земля.» (Цит. По: Истории древнего мира. М.,1936. С.211.)

К середине VI в.д.н.э. Спарта подчинила себе Коринф, Сикион и Мегары.Постепенно ее претензии начали распространяться и на другие полисы. В середина V в.началось соперничество Афин и Спарты, что привело к Пелопоннесской войне – 404 – 337 г.д.н.э. После поражения Афин, Спарта устанавливает так называемую тиранию «тридцати». В 337 г. спартанский полководец Лисандр приступил к наведению порядка на землях присоединенных к Спарте огнем и мечем. Репрессии, казни, изгнания и конфискации стали основным методом управления. Теперь вся полнота власти принадлежала наместникам или гермостам, последние имели неограниченные полномочия как в экономической, так и в гражданской сфере жизни. В этот же период в Спартанской «империи» возникает новая политическая структура - совет 10 правителей – декархия. Параллельно с репрессиями идет процесс унификации общественной жизни.

В этот же период Спарта втягивается в борьбу сыновей персидского царя Дария II за отцовское наследство и малоазийских полисов за независимость от Персии. (404 –376 г.д.н.э.) Постоянные воины закономерно ведут к ухудшению экономического положения Спарты. Фактически с 338 г. Спарта находится под юрисдикцией Македонии, а во II в.д.н.э. полностью ей подчиняется. Попытки реформ, предпринятые в 243 и 235 г. только усугубляют положение. В конце III в.д.н.э. Спарта переживает серию восстаний илотов, к которым присоединяются беднейшие слои общества. Власти пытаются снять напрядение переделом земли и списанием долгов. Однако только вмешательство других городов в 192 г. во внутренние дела Спарты восстанавливают некое подобие порядка. А в 146 г.д.н.э. Спарта, как и вся Греция, входят в состав Римской империи.

Общая характеристика законов Ликурга.

Реформы или законы превратили Спарту в единый военный лагерь. Полноправным считался лишь тот Спартиат, который неукоснительно выполнял все предписания законов Ликурга. В них было предусмотрено все вплоть до мельчайших деталей. Поэтому данные установления целесообразно именовать неким сводом бытовых, морально-этических и правовых норм. Это уникальный по своему содержанию гражданско-правовой документ, единственный в истории, содержащий такое количество казуистических предписаний. Понятно, что уровень абстракции политико-правовой мысли его создателя находился на низкой ступени развития, уступая даже законам царя Хаммурапи, созданным в XVIII веке до нашей эры, т. е. 10 веками раньше.

Ликург ввел в обращение металлические деньги – громоздкие по размеру. Это мероприятие крайне осложнило развитие торговли с другими областями Греции. Внутри Спарты фактически существовало натуральное хозяйство.

Унификация внешнего вида - одежды, быта, не говоря уже воспитание есть нивелирование индивидуальных черт личности или уравниловка, несовместимая с принципами формально правового равенства. На наш взгляд, это и тормозило развитие не только отдельных граждан, но и всего общества.

Коллективизация общественной жизни, стирание индивидуальных черт, при официальной декларации равенства, при отсутствии духа свободы. При этом реформы укрепили военный лагерь – спартанская фаланга (способ построения армии) – долгое время не знала себе равных на полях сражений.

Характеристика экономического строя Спарты.

Все земли Лакадемона были поделены на 9000 приблизительно одинаковых по доходности наделов и розданы соответствующему числу спартанцев. В обязанности властей входило постоянно следить за тем, чтобы величина наделов оставалась неизменной, например, при передаче по наследству земельный надел нельзя было дробить. Фактически к плодородным участкам в Спарте применим юридический термин - вещи, изъятые из оборота, т.е. такое недвижимое имущество, которое нельзя покупать и продавать, дарить или завещать.

К каждому наделу прикреплялось несколько семей илотов. Каждый год илоты были обязаны выплачивать натуральный оброк, состоящий из зерна, муки, вина, масла. Обычная квота повинности, закрепленная законодательно, составляла половину урожая. Спартиат не имел права ее превышать по своему усмотрению. Излишки сельскохозяйственной продукции илоты использовали по своему усмотрению – часть продавали, а часть оставляли на свои личные нужды.

Эта относительная экономическая самостоятельность производителей породила споры в научной литературе. Какой же способ производства существовал в Спарте, и к какой общественно-экономической формации следует относить данное государство. Одно считали, что географическое положение Спарты – труднодоступные горные массивы и неудобные для судоходства морские заливы – тормозили экономическое развитие Лаконики, что привело к консервации первобытно-общинных экономических отношений – отсутствию частной собственности на основные орудия и средства производства (землю и рабов). Все выше сказанное не позволяло отнести Спарту к рабовладельческому строю как с экономической, так и политической точки зрения.

Другие авторы, наоборот, считали Спарту островком феодализма среди рабовладельческих полисов античности. Основным аргументом в пользу данной теории был именно способ производства и правовой статус илотов. Последние обладали определенной экономической свободой, как и средневековые крестьяне, несли повинности и распоряжались по своему усмотрению частью произведенной ими продукции. Спартанцы не контролировали сам процесс производства. Да и сами производители не являлись их собственностью. Государство контролировало только их численность, с тем, чтобы предотвратить восстания и тем самым сохранить статус кво.

На наш взгляд, социально-экономическая структура спартанского общества говорит о несостоятельности концепции общественно-экономических формации, основанной на способе производства и потребления основных благ. Реальность, как показывает, история всегда сложнее. И Спарта является подтверждением этой точки зрения. Здесь скорее применим эволюционный подход, сочетающий в себе особенности экономического и социального развития. Согласно данному подходу Спарта относится к Античному периоду развития производства и общества. В этом обществе сочетаются элементы общины (родовой), рабства и политической организации общества – институты власти и подчинения, определенная система права.

Характеристика общественного строя пореформенной Спарты.

Спартанцем или спартиатом (в большинстве своем потомки дорийцев) согласно законам являлся ребенок, рожденный от брака «равных». Однако право на жизнь зависело от совета старейшин. Родители приносили младенца и, если были обнаружены какие-либо дефекты, он лишался жизни. До 7лет спартанцы воспитывались в семье. Затем они поступали в школы, где их воспитывали до 20 лет. Общеизвестно, что основными предметами были физическая культура, военная подготовка. Допускалось носить тунику, а холодное время плащ из грубой ткани. Большую часть времени воспитанники ходили босыми. Пропитание было крайне скудное, поэтому воспитанникам приходилось грабить прохожих по ночам или нападать на торговцев. Власти закрывали на это глаза, при условии, что воспитанники не попадались. Спартанки до замужества наравне с мальчиками выполняли физические упражнения. Они бегали, боролись, бросали диски и кидали копья. Все это укрепляло не только девочек, но должно было способствовать появлению у них здоровых детей. И еще несколько слов о женщинах – после вступления в брак они всецело посвящали себя семье. Как справедливо отмечает С.Я.Лурье в «Истории Греции» СПб.,1993, С. 223: «Положение женщин в Спартанском обществе…восходит к чрезвычайно древней эпохе. В противоположность к другим греческим государствам, здесь женщины занимаются гимнастическими упражнениями наравне с мужчинами. Женщинам разрешалось свободно отлучаться из дома, куда им вздумается. …Женщине (исключая жену царя) не вменялось в обязанность супружеская верность, для Спарты засвидетельствовано …многомужество и временный обмен женами».

С 20 до 60 лет спартанцы были военнообязанными. Ремесло, торговля были уделом неграждан. Все взрослое население носило одинаковую одежды и обувь. Жилище их были одинаково примитивны, всякие украшения воспрещалось. Также проста и примитивна была их домашняя утварь. Мужчины обязаны были посещать общественные трапезы выделяя, на их нужны, все необходимое. Пропускать трапезы было запрещено. Это бала одна из форм контроля за поведением и настроением граждан. В тридцать лет спартанцы приобретали политические права – принимали участие в голосовании народного собрания. Иными словами Ликург пытался унифицировать общественную и личную жизнь свободного населения, при этом сохраняя за государством право надзора за спартиатами. Такое положение вряд ли можно назвать равенство, скорее здесь уместнее было бы говорить об уравниловки, при которой у личности отсутствует право свободного выбора. Сами спартанцы использовали термин равенство только для подчеркивания своего особого аристократического равенства. Иная смысловая нагрузка появилась только в начале IV в. д.н.э.(См.напр.: Печатнова Л.Г. История Спарты. СПб., 2001. С.90)

Однако такое положение просуществовало вплоть до окончания Пелопоннесской войны. Захваченные территории, принесли значительные богатства, существенно обогатив казну. Золото разрушило веками существовавшую уравнительную систему.

Помимо полноправных во всех отношения граждан, в Спарте существовала община периэков – лично свободных, но не имевщих право участвовать в политической жизни граждан. Большинство ученых сходятся во мнении, что периэки – это торгово–ремесленная прослойка общества, ахейского происхождения, признавшая превосходство дорийских завоевателей. Очевидно, они добровольно вошли в состав общины. Как и спартанцы, они были военнообязанные. Но главное, что они были правоспособными, и таким образом принимали активное участие в экономической жизни. Прежде всего они строили жилье, изготавливали мебель, посуду и одежду. Именно периэки вели торговлю с другими полисами. Как известно, Ликург предписывал спартиатам использовать простейшие предметы обихода. Однако на продажу (экспорт) периэки создавали и уникальные произведения искусства. При этом ввозить в Спарту товары было запрещено, за этим следили эфоры. Над периэками осуществлялся надзор, специально для этого учрежденными должностными лицами – гармостами. Численность их также контролировалась государством в лице эфората. Нередко торговцы становились жертвами голодных воспитанников общественных школ. Неугодного периэка изгоняли или лишали жизни.

Илоты – земледельцы и землепашцы. Особая категория зависимого населения, рабы посаженные на землю. Они были собственностью государства, как и земля на которой работали. В Спарте не было рынка купли-продажи рабов. К земле они прикреплялись целыми семьями. По всей видимости, орудия производства они изготовляли или покупали самостоятельно, ведь хозяйственная сфера была вне интересов спартиат. Илоты жили изолированно от своих господ, последние не вмешивались в их личную жизнь. На ранних этапах развития Спарты соотношение спартанцев и илотов примерно было 1:23. Законы Ликурга предписывали поддерживать определенный баланс в обществе – власти организовывали облавы (криптии) на илотов. Молодые спартанцы нападали из засады на илотов, причем убивали самых крепких и сильных. Криптии носили еще и устрошающий характер и не допускали восстаний. Итолько во второй половине III в.д.н.э. илоты получили право выкупа, при условии взноса определенной суммы в государственную казну. Таким образом было положено начало перехода от натурального к денежному хозяйству. (Виппер С.90)

Однако не только криптии угрожали илотам. Так Фукидид рассказывает и о других способах. Во время Пелепоннесской воны было собрано примерно 2 тысячи илотов, которым была обещена свобода за их военные заслуги. Им одели на голову венки в знак скорого освобождения и привели к храму. Больше их никогда не видели.

Ценность приведенного рассказа еще и в том, что он подтверждает факт военной службы илотов в наиболее драматические эпизоды в истории Спарты.

Постепенно в Спарте формируется еще один слой населения, не предусмотренный законами Ликурга – мофоны или мофаки. Это особая социальная группа, которая формировалось несколькими способами. Во-первых, из внебрачных детей спартиатов и местного, завоеванного или добровольно признавшего власть в населения. Во-вторых, периэки или илоты, заслужившие на полях сражения право называться спартиатами. Однако для того, чтобы стать спартиатом необходимо было несколько условий. Для внебрачных детей нужна была процедура усыновления. Она происходила в присутствии царей и должностных лиц. Цари выступали гарантами законности. Другим условием было воспитание в спартанских школах (с 7 до 20 лет). Поэтому ряд историков переводят термин мофаки – граждане получившие воспитание вместе с сыновьями спартиатов. По нашему мнению, к мофакам применим термин – третье сословие, резервный слой общества. Это один из способов восполнения гражданского коллектива. Мофаки участки земли, а в армии они были резервным слоем для пополнения командного состава. Благодаря им структура общества постепенно усложнялась, снималась социальная напряженность и укреплялась государственность.

Политическая система Спарты.

По мнению авторов «Истории Европы» Спарта один из вариантов разнообразных типов и форм полисных организаций, которые могли существенно различаться между собой в зависимости от местных условий, но при этом имели и некоторые общие черты. (С.250) Вначале проанализируем особенности политической системы Спарты.

I. Царская власть. В Античности институт царской власти существовал на ранних этапах становления государственности. Так в Афинах были – базилевсы, в Риме – целая эпоха получила названия «семи царей». Однако, в ходе реформ, царская власть сменилась республиканскими институтами. Ответ на этот вопрос следует искать в истории возникновения полиса на территории древнего Лакадемона. Вот как современный исследователь истории Спарты Н.Хаммонд объясняет долговечность царской власти у спартиатов: «царская власть в Спарте оказалась более прочной, потому что ей приходилось исполнять наиболее важную государственную функцию. ….Спарта стала первым на материке полисом, созданным в результате объединения деревень. …Спарта, являлась старинной столицей царства Гераклидов. Таким образом, она имела и предлог, и возможности, чтобы постепенно покорить отдельные деревни и вернуть всю Лаконию под власть царей Гераклидов. Спартанские цари представляли собой fons et origo – источник и начало (лат) нового государства лакедемонян, которое объединяло спартиатов, периэков, лаконийских илотов, а позже и мессенийцев. «И далее, говоря о значении царской власти в иерархической системе государства, автор обращает внимание на следующие факты » … на торжественном погребении спартанских царей были обязаны присутствовать мужчины и женщины, представляющие все слои Лакадемона. … Однако в рамках полиса власть царей была ограничена – они не имели никаких привилегий перед другими членами Герусии. ….Далее Н.Хаммонд высказал оригинальную теории, согласно которой царская власть была связующим звеном, «мостом» между Спартой и другими государствами Лаконии, будучи царями в них обоих. Итак, в Спарте было два царя. В этом ее коренное отличие от других полисов, имевших институт монархии. Вопрос происхожнения вдойной царской власти уходит корнями в глубокую древность.В литературе существует три точки зрения на данную проблему. Согласно первой - каждый из царей был представителем ахейской и дорийской общины, согласно другой, каждый из царей был представителем двух дорийских общин, захвативших Лаконику. Согласно последней теории – один из царей потомок родовой знати, другой был выходцем из аристократических кругов. Последняя теория, на наш взгляд, несколько надуманная. Так или иначе, власть царей передавалась по наследств. Цари были:

1. верховными военноначальниками

2. главными жрецами

3. членами Герусии

4.высшей судебной инстанцией.

Со временем вопросами судопроизводства перешли в ведение эфоров –должностных лиц.

В Спарте существовал обычай ежемесячных клятв на верность друг другу царей и эфоров. Такие клятвы рассматривались как залог спокойствия и благополучия государства.

Вторым по значению органом власти в Спарте была Геруссия или совет старейшин. Этот институт власти ведет свое начало от совета племенных вождей. Однако только Ликург создал совет, в который входили все Лакенийские старейшины, именно он и стал именоваться Геруссия. По мнению историков, существование такого органа делала уникальным политическую систему Спарта. «В Греции можно сослаться только на один пример, где сохранился настоящий совет стариков, именно на Спарту, но пример этот важен», писал Р.Виппер в монографии «Греция» (Р-Д.,1995.С.72). И далее, он высказывает мысль с которой нельзя не согласиться. «Спарта во многих отношениях настоящий музей социальных и политических древностей. Совет стариков – одна из первоначальных форм власти. Она стоит в связи с самым старинным давлением на классы, именно по возрастам. В то время как средний возраст главный носитель подвижной военной силы племени, старики, вышедшие за пределы военной годности, выступают обычными руководителями, дипломатами, знатоками права и судьями, хранителями политического опыта. Старейшие в племени в такой мере являлись естественными членами государственного совета, что вместо «государственного совета» можно сказать старики». Геруссия состояла из 28 геронтов (стариков) и 2-х царе согласно традиции. Члены Геруссии избирались из числа спартиатов достигших 60-ти летнего возраста и пользовавшихся авторитетом. В отличие от Афин, богатство или аристократическое происхождение не имели значения при выдвижении в совет старейшин.Ведь здесь господствовала уравнительная система. Очевидно на ранних этапах развития спартанского государства личные качества и прошлые военные заслуги играли решающую роль при выдвижении на должность геронта.Избирались они пожизненно на народном собрании. Созывалась Геруссия первоначально царями,затем эта функция была передана эфорам.

Компетенция Геруссии:

1. обсуждение дел перед их вынесением на народное собрание

2. отменять решения народного собрания (начиная с VIII в.д.н.э.)

3. судебная инстанция, в которой рассматривались как уголовные, так и гражданские дела.

Постепенно ввиду резкого увеличения земель подвластных Спарте Геруссия, как совет старейшин, теряет свое значение и исчезает с политической системы. Это закономерно для полисов Пелопоннесса. Ее основные функции исполняет эфорат.

Народное собрание или апелла состояла из всех полноправных спартиатов, достигших совершеннолетия (30-ти летнего возраста). Фактически народное собрание была скорее данью традиции, чем государственным органом. Оно созывалось царями и геронтами, затем эта функция перешла к эфорам. Рядовые спартиаты не имели даже права выступать с какими-либо предложениями или речами на апелле. Согласно традиции криками они одобряли или отклоняли предложения царей и должностных лиц. Только в особо ответственных случаях, когда отношения граждан к тому или иному предложению было неясно, в апелле проводилось голосование. Спартанцы, выступавшие "за" расходись в одну, а "против" в другую сторону. Большинство определялось «на глазок». Геруссия, на ранних этапах, имела право отменить решения, мотивируя вредностью для государства.

Эфорат- совет состоящий из 5 –ти,избираемых народом должностных лиц. Эфор в переводе с греческого – смотрящий вверх, наблюдатель за звездами. Согласно законам Ликурга эфоры собирались раз в восемь лет и следили за звездами. Считалось, что если эфоры увидят звезду, падающую на определенный участок неба и в определенном направлении, то одного из царей необходимо сменить. Таким образом, они всегда могли добиться отсранения неугодного им царя. Эфорат контрольный орган, располагающий большим влиянием и властью. Компетенция эфората:

1. требовать объяснений от царей, за те или иные действия.

2. в ряде случаев отменять решения царей

3. созыв Геруссии и народного собрания

4. председательствование на Геруссии и в апелле.

5. ведение внешней политики

6. финансы, сбор продуктов для общественных обедов

7. судебные функции

8. полицейские функции.

Со временем эфорат монополизировал все основные функции государства, став единственной структурой, наделенной реальными полномочиями в политической системе Спарты, разросшейся благодаря войнам. Чиновники, на захваченных территориях получали неограниченные полномочия – право суда, жизни и смерти. Это сопровождалось как произволом, так и коррупцией. Что закономерно вело к росту недовольства среди рядовых спартиатов и местного населения. Необходимость реформ стала очевидна. Однако богадство деморализировало бывших войнов и со временем Спарта стала легкой добычей сначала для Македонского царства, а затем и Рима.

 

Заключение.

Итак, анализ исторического, социально-экономического и политического развития Спарты завершен. Теперь необходимо подвести итоги исследования. В ходе работы автор пришел к следующим выводам.

Во-первых, Спарта как государство формировалось в рамках античных традиций –полисного устройства, сохраняя при этом, характерные только для нее черты. Например, наличие двух царей, особой формы зависимости илотов и т.п.

На протяжение длительного времени с конца IX или начала VIII и до конца IV в.д.н.э. Спарта представляла собой хорошо организованный военный лагерь или общину воинов. Община имела четко выраженное, пользуясь современной терминологией, кастовое или сословное деление. Каждая группа имела свои обязанности и права, сформулированные еще отцом–основателем Ликургом. Знание предложенных им, законов являлось обязательным. А его авторитет неоспоримым. Основная задача граждан-спартиатов состояла в обеспечение естественного воспроизводства боеспособных воинов и армии не знающей поражения. Действительно, длительное время спартанская фаланга - способ построения войска - не знала себе равных не только в Древней Греции, но и за ее пределами. Все институты власти и хозяйственный механизм, функционировавший на территории Лакедемона, были ориентированы только на эту задачу. И это, во-вторых.

На протяжении веков Спарта оставалась закрытым обществом и не только из-за особенностей географического положения. Иностранцы не допускались на территорию Спарты, а спартиаты не могли покидать государство в мирное время. Только торговцам-периэкам, разрешалось реализовывать заграницей изделия местных мастеров. Все жители страны, независимо от их правового статуса фактически находились под надзором. Любое проявление индивидуализма фактически означало смертный приговор. Может быть, поэтому, спартанское общество не породило реформаторов, таких какие были в Афинах, например, Солон, Перикл или Эфиальт. И в этом еще одна особенность Спарты.

Все сказанное выше, указывает на то, что политический режим Спарты был тоталитарным с уравнительной системой. Объем обязанностей перед обществом и государством доминировал над объемом личностных прав. Жесткая регламентация всех сфер жизни и унификация не только внешнего облика, но и духовной сферы, вот еще одна составляющая спартанского общества. История знает не мало примеров, того насколько негативно такая модель государства сказывается на поступательном развитии общества и государства в целом. Спарта, какой ее создал Ликург, является первооткрывателем.

Однако греко-персидские и Пелопоннесские войны расширили границы Спарты и внесли существенные коррективы в экономическую структуру общества. Натуральное хозяйство закономерно вытеснялось товарным. А столь ненавистная Ликургу власть золота и роскоши завоевывала не только сердца и умы, но и кошельки, прочно обосновавшись в жизни спартиатов. Теперь богатство не принято воспринимать как порок. Следовательно, законодательство, длительное время, сдерживавшее поступательное развитие Спарты, не устояло перед глобальными законами общественного развития. Спарта, заняв главенствующее место на Балканском полуострове, приобретает черты классического рабовладельческого государства, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

И наконец, Спарта никогда не ассоциировалась в памяти человечества с достижениями в области культуры. Не было среди ее граждан мыслителей равных Сократу, Платону или Аристотелю. Однако человеческая память на века сохранила историю подвига трехсот спартанцев, ценою своей жизни остановивших продвижение персидской армии на территорию Греции.

Список литературы

1.Всемирная история «Элейский и Римский периоды».Т.1,2.

2.Выдающиеся портреты античности.

3.История Древнего мира. Под ред. Ковалева.

4.История Древней Греции. Под ред. Ковалева.

5.История Европы.Т. 1., М.,1988.

6.А. Бергер «Социальные движения в Древней Спарте».

7.Р. Виппер «Греция Спарта.»Р-н-Д.,

8.Ф.Кечекьян «Государство и право Древней Греции».

9.С.Я. Лурье «История Греции».

10.Л.Г. Печатнова «История Спарты».

11.В.С. Сергеев «История Древней Греции».

12.Н.Хаммонд «История Древней Греции».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: