Тема урока: Венецианская школа живописи. Эстетика позднего Возрождения.
В XVI в. Ведущим центром итальянской культуры эпохи Возрождения стала Венеция. Ее особая роль была обусловлена трагическими событиями первой трети столетия в центральной и северной Италии: разграблением Рима испанцами и падением Флорентийской республики.
Возрождение в Венеции - обособленная и своеобразная часть общеитальянского Возрождения. Оно здесь началось позже, продолжалось дольше. Положение Венеции среди других итальянских областей можно сравнить с положением Новгорода в средневековой Руси. Это была богатая процветающая республика державшая ключи от морских торговых путей.
Венеция мало интересовалась учеными изысканиями и раскопками античных древностей — ее Ренессанс имел другие истоки. Она издавна поддерживала тесные торговые связи с Византией, с арабским Востоком, торговала и с Индией. Культура Византии пустила в Венеции особенно глубокие корни, но византийская строгость не привилась — нравилась византийская красочность, золотой блеск. Венеция переработала в своем лоне и готику и восточные традиции.
Плодом широкой общительности Венеции и явился собор св. Марка — этот беспрецедентный архитектурный памятник, где наслоения примерно семи столетий, начиная с X века, объединяются в неожиданно гармоническое, феерически красивое целое, где мирно уживаются колонны, вывезенные из Византии, византийская мозаика, древнеримская скульптура, готическая скульптура. Дворец дожей — сооружение не менее прихотливое: это так называемая венецианская готика, сочетающая готическую стрельчатую аркаду внизу с массивным гладким блоком сверху, покрытым арабским узором белых и красных плит.
Из всего, что Венеция впитала, из нитей Запада и Востока, она соткала свой Ренессанс, свою чисто светскую, протобуржуазную культуру, которая, в конечном счете, сблизилась с исканиями итальянских гуманистов. Это произошло не раньше второй половины XV века.
Особыми чертами венецианской живописи являются:
1) преобладание живописных начал
2) яркие колористические решения, краска становится у венецианцев основой изобразительного языка.
3) Любовь к роскошным формам и сочетание пышного декоративного убранства (бархата, шелка, парчи, мерцающего жемчуга) с романтическим пейзажем.
4) углубленное владение пластически выразительными возможностями масляной живописи.
5) Художников интересует теперь не только человек, но и его окружение, пейзаж (человек и природа – единое целое).
Представители Венецианской школы живописи:
· Джованни Беллини,
· Джорджоне
· Тициан
· Якопо Пальма старший
· Доменико Каприоло
· Паоло Веронезе
· Я́копо Робу́сти, более известный как Тинторе́тто
Задание. Написать анализ одного художественного произведения.
Алгоритм анализа (примерный):
· Указать художника, название картины и год создания.
· Целостно рассмотреть и описать картину (что изображено?)
· Краткие сведения об авторе. Какое место занимает картина в его творчестве?
· Принадлежность к культурно исторической эпохе, худ. стилю, направлению
· Принадлежность к жанру (библейский, мифологический, исторический, портрет и т.д.)
· Выявить тему и идею художественного произведения.
· Анализ художественно-выразительных средств (композиция, цвет, светотень)
Требования к работе в word см. в конце документа!
Темы | картина |
Джорджоне «Олоферн и Юдифь» | ![]() |
Джорджоне «Спящая Венера» | ![]() |
Тициан «Даная» | ![]() |
Тициан «Кающаяся Магдалина» | ![]() |
Тициан «Любовь земная и небесная» | ![]() |
Тициан «Бахус и Ариадна» | ![]() |
Тициан «Вознесение Марии» («Ассунта») | ![]() |
Тициан «Венера и Адонис» | ![]() |
Тициан «Пьета» | ![]() |
Тициан «Венера Урбинская» | ![]() |
Тициан «Похищение Европы» | ![]() |
Тициан «Святой Себастьян» | ![]() |
Тициан «Аллегория времени» | ![]() |
Тициан «Явление Христа Марии Магдалине» | ![]() |
Тициан «Наказание Марсия» | ![]() |
Паоло Веронезе «Пир в доме Левия» | ![]() |
Тинторетто «Происхождение Млечного Пути» | ![]() |
Требования к работе в word.
1. Шрифт текста – Times New Roman 14
2. В правом верхнем углу написать свою фамилию
3. Обязательно сделать заголовок (название выбранного произведения)
4. Объем информации- 1-2 листа
5. Главные мысли необходимо выделить жирным шрифтом.
6. В работу должна быть вставлена фотография выбранного произведения
виолы — семейство струнных смычковых. По форме они напоминают инструменты современного скрипичного семейства (скрипку, альт, виолончель) и, возможно, являются их предшественниками (сосуществовали в музыкальной практике до середины XVIII столетия). Однако же они имеют важное отличие. Виолы обладают системой резонирующих струн; как правило, их столько же, сколько и основных (шесть-семь). Колебания резонирующих струн делают звук виолы мягким, бархатистым, но инструмент трудно использовать в оркестре, так как из- за большого числа струн он быстро расстраивается.
В семействе виол выделяются три основных типа. Виола да гамба — большой инструмент, который исполнитель ставил вертикально и зажимал с боков ногами (итальянское слово gamba означает «колено»). Две другие разновидности — виола да браччо (от итал. braccio — «предплечье») и виоль д’амур (фр. viole d’amour — «виола любви») были ориентированы горизонтально, и при игре их прижимали к плечу. Виола да гамба по диапазону звучания близка к виолончели, виола да браччо — к скрипке, а виоль д’амур — к альту.
Среди шипковых инструментов Возрождения центральное место занимает лютня (польск. lutnia, от араб. альуд — «дерево»). В Европу она пришла с Ближнего Востока в конце XIV в., а уже к началу XVI столетия для этого инструмента был создан богатый репертуар; прежде всего под аккомпанемент лютни исполняли песни. Впрочем, для лютни было создано и большое количество инструментальных произведений. У лютни короткий корпус; верхняя часть плоская, а нижняя напоминает полусферу. К широкой шейке приделан гриф, разделённый ладами, а головка инструмента отогнута назад почти под прямым углом. При желании можно в облике лютни увидеть сходство с чашей. Двенадцать струн группируются парами, а звук извлекают как пальцами, так и специальной пластинкой — плектром.
В XV—XVI столетиях возникли различные виды клавишных. Основные типы таких инструментов — клавесин, клавикорд, чембало, вёрджинел — активно использовались в музыке Возрождения, но их настоящий расцвет наступил позже.
немецкой симфоник-метал группы Haggard — Chapter 2b: Requiem in D-Minor
Слайд 34. Церковное пение достигает вершины своего развития. Это время полифонии «строгого письма».
Самым выдающимся композитором-полифонистом эпохи Возрождения был итальянец Джованни Пьерлуиджи да Палестрина. Прозвище свое – Палестрина – получил по названию города, в котором родился. Он работал в Ватикане, занимал высокие музыкальные должности при папском престоле.
Месса – музыкальное произведение, состоящее из молитв на латинском языке, звучащее во время службы в католической церкви.