Тело умершего священника омывают три священника (Треб. Петр. Могил.), отирая губкою с водою крестообразно, во образ священнаго крещения: на челе, очах, устах, персях, коленях и руках (Нов. Скриж. гл. 22 §1 (стр. 50); а потом отирают его чистым елеем (Треб. Погр. свящ.).
В некоторых местах есть обычай – тотчас по смерти священника ударять на исход души в праздничный звон протяжно.
По крайней мере лица освященные должны омывать священника.
В Нов. Скриж. говорится, что елей из напоенной губки принято обычаем восточной церкви возливать на умершего священника, покрыв сперва тело его полотном (503 стр. §3).
Надев затем на него обычные его одежды кроме рясы, облачают во все священнические одежды. Умершему диакону влагается в руку кадило (Литургик. Петрова стр. 132).
Когда положится тело на уготованном столе, лицо покрывают воздухом; в правую руку влагается крест, – и читается над умершим Евангелие, в промежутки времени служения панихид, до отпевания.
Священные одежды, в которые облачают умершего священника (а также и других священно-церковнослужителей) должны быть новы, а не из бывших в употреблении (Требн. Петр. Могил. о чин. погреб. христиан.), надеваются также и новые сапоги (Нов. Скр. 22 г. §1).
Покров, положенный на лицо священника, не снимается с него и при погребении. Евангелие, которое читается над ним, влагается, при выносе к погребению, в руки его и опускается с ним в могилу (Там же §4,5).
Проводы тела
При несении тела священника в церковь и к могиле, обыкновенно несут пред гробом хоругви, крест и Евангелие и бывает заупокойный звон, так как шествие это есть крестный ход. При каждом храме, мимо которого совершается шествие, бывает звон; гроб же пред храмом останавливается и совершается заупокойная лития (См. Пособ. к изуч. прав. Богосл. Николъск. 749 стр. Попеч. прав. церкв. Деболъск. 395 стр.).
|
Кроме литии, при несении тела умершего священника, поются ирмосы канона Помощник и покровитель (Больш. требн. и Нов. Скр. г. XXII §6). В церкви, при отпевании священников, гробы их поставляются ближе к амвону, чем гробы мирян, и вокруг гроба непременно должны ставиться четыре подсвечника с четырех сторон (Там же).
Тело умершего священника должны нести священники же, если их достаточное число (См. требн. в послед. мертвенном над скончавшимся священником).
Обрядовый порядок
Погребение священника начинается в доме также, как и мирян, литиею; но на литии в этом случае отпуста не положено: она соединяется с последованием погребения.
По Благословен Бог наш, поется трисвятое и читаются затем начинательные молитвы.
По возгласе на Отче наш, поются тропари литии Со духи праведных скончавшихся… И бывает заупокойная ектения, после которой священники берут умершего и несут в храм.
В храме поются тотчас непорочны на 3 статьи, а за ними тропарь Покой Спасе, как и на погребении мирян. Тропари же непорочны не поются, но после покойного тропаря тотчас читаются стихиры степенны, а потом – Апостолы и Евангелия.
Начальствующий священник читает 1-е Евангелие, затем читает и 1-ю молитву: следующия Евангелия и молитвы читают другие священники по порядку (Пособ. к изуч. Богосл. прав. церкв. Николъск. 749 стр.).
Если погребение совершается после литургии, совершавшейся в присутствии мощей умершего, то, конечно, начало погребению полагается как при погребении мирян.
|
Псалмы, положенные здесь между Евангелиями, читаются раздельно, по стихам, и после каждого стиха произносится (поется) трижды аллилуиа.
Все чтения на погребении священника, как то: непорочны, степенны, и блаженны читаются, по преимуществу, священником же, а не клириком.
После 4-го Евангелия, читаются «блаженны» с тропарями их.
После 5-го Евангелия, читается 50-й псалом и поется канон 6-го гласа: Волною морскою, по 6-й и 9-й песнях, произносится заупокойная ектения.
По 6-й же песни, после кондака со святыми упокой, читаются (обычно начальствующим священником) 24 икоса; по прочтении каждого из них певцы поют аллилуиа; а по прочтении всех икосов, снова поется со святыми упокой и продол жается канон.
По 9-й песни, после ектении, читается ексапостиларий со стихами, стихиры на хвалитех, великое славословие и Сподоби Господи денъ сей, а потом читаются или поются стихиры на стиховне, по три стихиры на каждый из 8 гласов (24 стихиры).
Далее, по Трисвятом, поются тропари литии, возглашается заупокойная ектения, на которой молитва Боже духов читается вслух (См. требн. Послед. Погреб. мирск. челов.) и по возгласе, поются стихиры целования (из последования погреб. мирск. человек); за целованием же читается разрешительная молитва, влагаемая потом в правую руку покойника, и несут тело его к могиле, отпуста же здесь не бывает.
Так указано в употребляемых ныне требниках; но, обычно, отпуст делается в храме, с возглашением умершему «вечной памяти», а при могиле отпуст также бывает свой – на литии.
О подготовке к погребению монашуствующих
Итак, монаха облачают в монашеское одеяние и обвивают его мантией, для чего она разрезается несколько, и усопший обвертывается укроем, или пеленой (Ин. 11, 44), крестообразно (“Простирается мантия его косвенне (не прямо, наискось), и поднесше мощи с рогозины, простирают ю под мощи от ног даже до главы; и тако над погребанием вчиненный монах ножем обрезав край мантии, иже по обоих краех, свив же мощи мантиею, укроем (пеленой) вкупе связанным обвивает мощи: начен же от главы совершает кресты три – един у главы, второй у персий, третий у колен, оставшею же частию двоих укроев связует незе его” (Последование исходное монахов в Большом Требнике). Лицо его закрывается в знак того, что во время земной жизни умерший был удален от мира.