Вынос умершего в церковь и отпевание




Отходная. Погребение

При конце жизни человека – при отходе из этого мира, читается над ним «отходная» – особый канон, который в малом требнике озаглавливается так: «Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и пречистей Богородице, при разлучении души от тела всякаго правовернаго».

Если время не дозволяет прочитать весь канон, то обычно ограничиваются чтением одной только молитвы, имеющейся в конце канона и глаголемой непременно от Иерея, в минуты разлучения души с телом.

Прежде чтения этого канона, священник, как указано в требнике, должен и в этот раз спросить у умирающаго (если он еще не лишился языка), не припомнит ли умирающий каких-либо грехов забытых или утаенных, или злобы на ближнего и пр., не исповеданных и не разрешенных. Все это священник помогает припомнить умирающему, спрашивая «по единому» о том, что, как можно предполагать, умирающий мог скрыть прежде, или забыть (Требн.). Затем начинает чтение канона обычным началом «Благословен Бог наш,…» и начинательными молитвами; по возгласе на «Отче наш,…» 12 раз «Господи помилуй», «Приидите поклонимся…» и 50-й псалом, после которого читается самый канон. По окончании канона, «Достойно есть», и молитва положенная в конце канона.

Кроме этой «отходной» в больш. требнике есть еще чин на разлучение души, когда человек долго страдает пред смертию.

Когда больной совсем уже отходит, то, если он живет близ церкви, ударяют в колокол, чтобы известно было «христианам, живущим во граде или веси, о тогда проставляющемся больном, яко да молятся Богу о нем» (Требн. Петр. Могил. в конце чина «на исход души»).

Погребение. Чтение Псалтири и Евангелия по умершем

По смерти православного христианина, до погребения его, читается над ним псалтирь непрерывно, (кроме того времени, когда совершаются панихиды, или литии). Так как чтение псалтири по умершем назначается преимущественно для молитвы за него, то оно прерывается поминовением усопшего с особенным молитвенным обращением к Богу, с произношением самого имени покойника. Обычаем принято повторять такое молитвенное обращение по окончании нескольких псалмов, отделяемых словом Слава (Воскр. чт. 1853 г. №51 стр. 515). Эта молитва, начинающаяся словами: Помяни Господи Боже наш… печатается не между псалмами, а в последовании «на исход души», которое находится как в псалтири малой, так и в псалтири с последованием.

Псалтирь читается не только в те дни, когда покойник еще не предан земле, но и после погребения; обыкновенно по некоторым местам чтение продолжается до 40 дней (См. пособ. к изуч. прав. богослуж. Николъск. стр. 731).

Над умершим священником положено читать Евангелие, вместо псалтири; Евангелие над ним читается как прежде, когда он кончается, так и после смерти его, сколько позволит время (Нов. Скриж. ч. 2 гл. XXII §1).

Подготовительные действия

По смерти мирянина, тело его (мощи, по выражению требника) омывается (См. Требн. и Нов. Скриж. гл. 21 §1, 22 гл. §1), одевается в чистые одежды, сообразные званию и служению умершего (Пос. к изуч. правосл. богосл. Николъск. 729. Попеч. прав. церк. Деболъск. 380), и полагается на приготовленном столе среди комнаты. На челе его возлагается венчик, в сложенные же руки дается крест (обычно) или возлагается на персях его икона Спасителя (Нов. Скриж. гл. 22 §1, попеч. прав. церкв. Дебол. 331 стр.). Потом покойник покрывается новым белым покрывалом, иначе – саваном. Сверх того, все тело покрывается священным покровом (церковною парчею) (См. пособ. к изуч. прав. богосл. Николъск. стр. 706 и попеч. прав. цер. Деболъск. стр. 381).

Полагается покойник лицем вверх, с глазами закрытыми, как спящий, с сомкнутыми устами, как умолкший, и руки его слагаются на персях крестообразно (Попеч. прав. церк. Деболък. 381 стр.). По обеим сторонам стола, на котором лежит умерший, и в головах его (или только в головах) горят светильники (Там же 382).

Когда покойник уже убран, родные приглашают священника, для служения литии по умершем.

Иногда вместо первой литии поется панихида, чин которой изложен в конце псалтири (См. обряд. поряд. Панихиды)(Требн. Петр. Могил. о погреб.).

Лития заупокойная

Время и место

Литию в требнике указано совершать пред выносом покойника из дома в церковь, а также обыкновенно она всегда служится, пока еще лежит в доме покойник и по возвращении родных в дом после погребения покойника. Кроме того, она служится и при других богослужениях, именно: на литургии -она как бы входит в состав ее, потому что для литии в этом случае не полагается особого начала, не делается отпуста и не возглашается «вечная память»; поется же по заамвонной молитве: Со духи праведных скончавшихся… и возглашается ектения (См. служебн.). На утрени и на вечерни лития совершается, обычно, по окончании сих служб.

Вообще лития совершается всегда при служении заупокойных литургий, а также – в дни, установленные Церковию для нарочитого поминовения, если где нет обычая в такие дни совершать панихиду, как службу, содержащую в себе более молитвословий.

Лития также входит в состав погребения и панихиды: погребение начинается ею, как отдельным богослужением, и заканчивается ею же, но уже в соединении (лития в конце погребения начинается после стихир на целование) Панихида также заканчивается литиею (в панихиде лития начинается по возгласе на Отче наш по 9-й песни канона (См. требн.).

Обрядовый порядок

Ставится столец, на котором поставляется коливо (как на панихиде); священник, облачившись в епитрахиль (или же – и фелонь), раздает предстоящим зажженныя свечи и, приняв кадило (если есть диакон, – то он, с благословения священника), кадит окрест стольца, и предстоящих, и полагает начало: Благословен Бог наш… Псаломщик читает трисвятое и другия начинательные молитвы. По возгласе на Отче наш, поются тропари: Со духи праведных скончавшихся… и проч. и произносится затем сугубая ектения – заупокойная: Помилуй нас Боже… на которой (как и всегда) священник читает тайно молитву: Боже духов, а по возгласе бывает заупокойный отпуст, за которым провозглашается усопшему (или усопшим) «вечная память»; и снова совершается каждение окрест стольца и к предстоящим.

 

Вынос умершего в церковь и отпевание

В день погребения, когда все готово к выносу покойного в церковь, священник кропит гроб святою водою (См. требн. чин погреб. на Пасху. Литургика Петрова (1872 г.) стр. 132) внутри и около, и потом полагает покойника во гроб. Пред выносом совершается лития (См. требн. и попеч. прав. церк. Деболъск. стр. 387), а по окончании ее священник полагает начало погребению, т.е. возглашает: Благословен Бог наш… певцы протяжно поют по Аминь трисвятое и с этим протяжным пением Трисвятого несут покойника в церковь.

Тело мирянина несут миряне же, а не священно-церковнослужители (треб. Петр. Могил.).

Если несколько священников провожают умершего, то они идут по два в ряд: впереди младшие, старшие ближе к гробу, первенствующий же священник идет со крестом за крышкою гроба, которая несется за святостью или за большим крестом, носимым впереди процессии (Письмо по паст. Богосл. Попов. ч. II стр. 104. Пособ. к изуч. правосл. Богосл. Николъск. 739 стр.), или за домашнею иконою (Попеч. прав. церк. Деболъск. стр. 387). Диаконы предшествуют с кадилами священникам. За священнослужителями несется гроб и по бокам его несутся подсвечники. По дороге, по временам, обычно процессия останавливается для чтения Евангелия, читаются же Евангелия заупокойныя по порядку. При входе в храм, крышка, как правило, оставляется снаружи, гроб же поставляется среди храма ногами вперед, чтобы покойник как бы смотрел на восток; подсвечники поставляются в голове и по бокам гроба.

Когда покойник внесен в храм, пение трисвятаго, петого по пути к храму, прекращается; священник (или диакон), отверзает завесу у царских врат и, вышедши к гробу, раздает народу зажженные свечи и потом кадит вокруг гроба с четырех сторон.

Примечание. Если священник не участвовал при выносе покойника из дома в храм, то начало погребению полагается в храме таким образом: отверзши завесу царских врат, священник выходит к покойнику, раздает народу зажженные свечи, и, покадив вокруг гроба, начинает, как обычно, «Благословен Бог наш», затем поется трижды «Святый Боже», читается псалом «Живый в помощи вышняго…» и пр. по порядку. Кадило, обычно, не отдается здесь, но держится во все время отпевания, при чем, на «непорочнах», священник кадит весь храм, окрест гроба и предстоящих, «предыдущему ему диакону» со свечею; окрест же гроба каждение совершается еще: во время пения Со святыми упокой и ю

Погребение священников



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: