В Донецке нашлось редкое издание с автографом мастера русской гравюры Петра Староносова




6 января

 

ПБИ

В первые дни уже наступившего 2020 года на одном из букинистических рынков нашего города попала в руки автору которая считается библиографической редкостью. При дальнейшем её исследовании оказалось, что она несёт в себе интересные истории о судьбах её авторов и редакторов. Их набралось аж четверо. О них мы и расскажем в этой и следующей заметке.

ПБИ

Рассказ наш - о небольшом по толщине издании на 80 страниц размером 29х22,5 см, отпечатанном в 1938 году в одной из типографий города Ленинграда, тиражом всего в 4 тысячи экземпляров, что уже тогда сделало эту книгу библиографической редкостью. Речь идёт о продукции издательства «Изогиз» из рубрики «Мастера советского искусства» - «П.Староносов» автора М.П.Сокольникова. Стоила она в то время 10 полновесных советских рублей. В ней есть одно фото и насчитал 64 графических рисунка.

Обнаруженный у нас в Республике экземпляр книги - в своём издательском коленкоровом переплёте. Правда, она далеко не в идеальном коллекционном состоянии: на обложке видны загрязнения, края обложки выцвели от солнца, некоторые страницы (но они все) еле держатся; часть напечатанных в книге линогравюр помечены простым карандашом, видимо, детской рукой, и одна цветная вклейка с рисунком утеряна (о ней чуть ниже дадим отдельную информацию). Однако ценен именно этот экземпляр тем, что на свободном листе перед титульным, имеется дарственная надпись.

Когда вчитался в неё – от удивления был просто в шоке, не веря своим глазам. «Моему милому, родному Котику на память от отца. Пётр Староносов. 5 авг. 38 », - так гласила дарственная надпись. Уже придя домой с этой книгой, начал искать в Интернете образцы подписи художника и, в скорости, нашёлся в каталоге одного из прошедших антикварных аукционов в Москве, фактически такой же автограф, но только подписанный художником несколько месяцев позже – 3 октября того же 1938 года. После этого сомнения в подлинности подписи художника в нашей книге отпали. И теперь настало время для более подробного изучения биографии художника.

ПБИ

Петр Николаевич Староносов (1893-1942) — художник-график, гравёр, книжный иллюстратор, участник различных советских и зарубежных выставок; мастер линогравюры и её популяризатор. Такова в несколько строк официальная информация о мастере, о котором в 1938 году издали книгу.

В аннотации к этому изданию написано, что «П.Н.Староносов – один из интереснейших молодых представителей советской графики. В книге о нем показан своеобразный путь развития художника от бродяги-индивидуалиста до крепкого мастера, упорно работающего над социальной тематикой».

Будущий художник родился в Москве. «Рисовать начал, как только себя помню, - писал он в своей автобиографии. – Уроки рисования были у нас и в Мещанском училище, но преподавался этот предмет так, что надо было иметь особую любовь к делу, чтобы не бросить его. С первого и до последнего дня пребывания в школе мы рисовали геометрические тела… Учитель рисования, по прозвищу «Животное», когда приходил пьяным, наделял нас слоновой бумагой, а будучи трезвым, кричал: «Какое это животное вам слоновую бумагу дало?». Так проходили уроки рисования. Никакой пользы от них я не получил». Поэтому юный Пётр Староносов усиленно занимался дома и принялся за копирование маслом и акварелью картинок из журналов.

Когда ему было тринадцать лет его работы показали художнику И.Л. Калмыкову. «Он небрежно взглянул на мои работы и сказал: «Ведь это – копия!». Повернулся – и пошёл прочь… В тот же день я продал товарищу всю свою «картинную галерею», со всеми подрамками и рамами, за пятнадцать копеек. За целый год я сделал только одну плохонькую маленькую акварельную картинку собственной фантазии, и только тут я почувствовал разницу между собственной и чужой композицией », - писал Староносов позже.

В 16 лет с одним этюдом он принял участие в выставке картин «Независимых художников». «Выступление на выставке, с одной стороны, окрылило, а с другой – убедило меня в большой, почти полной неподготовленности», - говорил о себе Пётр Николаевич.

В 1910-1915 годы он начинает сотрудничество с юмористическими журналами «Оса», «Красный смех» и «Будильник». В редакции последнего на даровитого самоучку обращает внимание руководитель графического отдела журнала, известный карикатурист Д.С. Моор. Он и дал Староносову первые настоящие художественные навыки, безжалостно бракуя многие карикатуры юного художника, но при этом проводил их конкретный анализ и показывал многочисленные композиционные решения. Впоследствии Пётр Николаевич с особой теплотой вспоминал те уроки «дяди Мити». В 1915 году Староносов участвует как живописец в выставке «Товарищества передвижников».

Затем его ждёт фронт Первой мировой войны. В одном из боев команда разведчиков, в которой был рядовой Староносов, попала пол сильный пулемётный огонь немцев, и художник был ранен в ступню.

Дальше у Петра Николаевича наступает этап «бродяжничества». «Я почувствовал, - говорил он, - что работать так, как я работал до сих пор, нельзя. Нельзя изображать жизнь, которую не видал, людей, которых не знаешь. Если и можно, то это будет изображение, созданное на основе заученных графических приёмов. Композиционное построение, может быть и удачно внешне, будет всегда без «нутра», рисунок может быть грамотным, но не будет искренним, не будет убеждать…». Поэтому поехал постигать жизнь.

ПБИ

С 1917 по 1925 годы он был на Урале и в Сибири, где работал в газетных редакциях, после пожара в его доме в Красноярске, когда сгорели фактически все его работы, - рисовал портреты людей на улице.

В гражданской войне не принимал участие, хотя и был вместе с женой – актрисой Евгенией Ивановной, уже будучи художником политотдела Красноярского губвоенкомата, в 1920 году был арестован ГубЧКа. По данным современного общества «Мемориал», их обвиняли в службе в контрразведке белых и подозревали как тайных агентов Колчака. В ноябре 1921 года уголовное дело против них было прекращено по амнистии.

Этот красноярский период жизни художника нам интересен, что как раз чекисты в 1920 году написали справку о составе его семьи. Из неё мы узнаем сегодня, что у Петра Староносова был сын Николай, но в 1938 году ему должно было быть уже 28 лет и, не знаю, мог бы такую дарственную надпись уже взрослому сыну написать художник. Хотя, кто его знает! Правда, о возможных других детях графика информации собрать не удалось.

Кстати, в конце декабря 2016 – начале 2017 годов в Красноярском художественном музее имени В.И. Сурикова проходила выставка «Пётр Николаевич Староносов: возвращение в Красноярск».

После Красноярска у художника был «кавказский» период жизни в Батуми. Здесь он окончательно переходит на графику, начав очень плотно работать с линолеумом как с полиграфическим материалом для изготовления гравюр.

В 1926 году Пётр Староносов переезжает в Москву и здесь быстро получает известность; с этого периода, фактически и начинается период его самостоятельной, зрелой профессиональной художественно-графической деятельности. Он начинает работать как иллюстратор детско-юношеских книг, русских сказок и сказок народов Севера.

Но художник не оставляет своей страсти к путешествиям. В 1931 году едет в Карелию на лесозаготовки, затем в Мурманск, спускается в угольные шахты Донбасса, в 1932 году совершает большую поездку с экспедицией Академии наук на Памир. Все это отображается в его творчестве.

Одной из самых его значительных и ответственных работ стала иллюстрация книги «Жизнь Ленина», над которой Пётр Староносов работал два года – с 1934 по 1936 годы.

Многие его рисунки и линогравюры становятся хрестоматийными.

По некоторым данным, примерно в 1939 году, Петра Николаевича снова арестовали сотрудники органов НКВД, но в 1941 году он вернулся в Москву. Вместе с другими художниками выпускал изогазету «В бой за Родину!», художником-корреспондентом ездил на фронт в район Белгорода и работал над созданием величественной гравюры, рассказывающей о разгроме немцев под Москвой.

18 ноября 1942 года после тяжёлой болезни Петра Николаевича Староносова не стало. Долгие годы его имя нечасто упоминалось в литературе, хотя и выпускались в Советском Союзе открытки с его работами на «ленинскую» тему.

А как книга о Петре Староносове оказалась в нашем крае пока остаётся загадкой. Не исключено, что кто-то из детей художника или его близких знакомых жил в Донбассе. Но это пока только предположения, требующие своего доказательства.

Анатолий Жаров, специально для ПБИ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: