Деятельность субъектов политического процесса




Эволюционный процесс — политическая трансформация, характеризующаяся постепенностью, непрерывностью и продуктивностью нововведений. Граждане удовлетворены происходящими переменами, доверяют властным структурам.

Признаки революционного процесса: радикальные коренные изменения в обществе отличаются решительностью действий политических субъектов; используются преимущественно насильственные средства и методы.

Признаки открытого политического процесса: 1) политический курс государства, его проблемы и приоритеты заинтересованно и свободно обсуждаются общностью; 2) властные структуры учитывают общественное мнение в своей деятельности; 3) используются открытые формы — референдумы и выборы.

Признаки скрытого процесса: субъекты политики скрывают от общества объективную информацию и о своих истинных целях, процессах в стране и мире, а также о своих негативных действиях в политической, социальной, экономической деятельности.

Признаки стабильного процесса: преобразования в обществе осуществляются последовательно, комплексно и эффективно; политические отношения отличаются устойчивостью и цивилизованностью, граждане доверяют институтам власти; преобладают позитивные тенденции в социально-экономическом развитии; обеспечиваются права и свободы граждан.

Признаки нестабильного политического процесса: неустойчивость политической ситуации в обществе, массовое недовольствие граждан уровнем и качеством жизни, характером реформ и политического режима.

Для Республики Беларусь характерен стабильный эволюционный открытый политический процесс.

Политическое участие

Политическое участие — вовлечение личности, социальной группы в процесс принятия политических решений и управления. Степень вовлеченности граждан зависит от конкретной политической ситуации, особенности политической системы, системы ценностей человека.

Для различных политических режимов характерны различные модели и мотивы политического участия:

1.В демократических обществах, целью политического участия является выявление и согласование интересов граждан, совместное решение социально-значимых проблем.

2.Авторитарное общество полностью или частично отстраняет часть населения от участия в политике.

3.Тоталитарное общество стремится мобилизовать массы на ритуальные действия поддержки правящего режима.

Американские политологи С. Верба, Л. Пай выделяют следующие разновидности политического участия:

- пассивное политическое поведение;

- участие в выборах представительных органов;

- участие в решении местных проблем;

- активное участие в предвыборных компаниях;

- действие политических активистов, распространяют свою активность на все сферы политики;

- участие как форма профессиональной политической деятельности.

Политическая элита

Политическая элита — 1) немногочисленная внутренне сплоченная привилегированная социальная группа, осуществляющая функцию руководства властными отношениями в обществе; 2) лица, которые непосредственно участвуют в принятии или оказывают существенное влияние на принятие решений, связанных с использованием государственной власти или воздействия на неё.

Формирование политической элиты обусловлено следующими факторами:

1.Весьма сложно осуществить руководство политической жизнью, принимать и реализовывать политические решения, если в решении всех вопросов требуется повседневное участие миллионов людей.

2.Осуществление управленческой деятельности, принятие важнейших политических решений, руководства политической жизнью страны предполагает наличие профессиональных специальных знаний и соответствующего опыта, которыми обладают немногие.

3.Эффективное управление политическими процессами в обществе обязательно предполагает принятие и реализацию решений в короткие сроки, что резко ограничивает механизм консультирования с народом.

4.Стремление руководящего звена управления сохранить и упрочнить свою власть.

Таким образом, элитарность политики — это естественное состояние общества.

В современных концепциях элитаризма правящая элита имеет сложную структуру и включает в себя:

- политическую элиту — вершину властной пирамиды. В ее состав входят руководители государства правящих политических партий, члены парламента. Ведущая роль политической элиты обусловлена тем, что её решение распространяется на всех граждан, может принимать форму законов обязательных для исполнения на территории государства;

- деловую (экономическую) элиту, которая обладает большим спектром воздействия на политические процессы, субсидируя политические партии, избирательные компании, лоббируя соответствующие законы. В её состав входят крупные собственники, предприниматели, банкиры;

- административную (бюрократическую) элиту. Высокопоставленные чиновники государственного аппарата, которые по долгу службы должны подготавливать и следить за реализацией управленческих решений, не вмешиваться в политическую борьбу. Реально имеют возможность влиять на политические процессы, контролируя работу административных органов, комиссий, советов, в которых принимаются решения;

- военную элиту, состоящую из высших армейских чинов, командующих крупными воинскими формированиями. Влияние военной элиты зависит от уровня милитаризации страны и характера политического режима. В ряде случаев военная элита может стать самостоятельной политической элитой, способной подчинить себе все другие;

- идеологическую элиту — ведущих деятелей науки, культуры, руководителей средств массовой информации, деятельность которых влияет на формирование общественного мнения в стране.

В зависимости от влияния на принятие решений в структуре политической элиты индийский политолог Шаран выделил три группы:

- высшую;

- среднюю;

- административную.

Высшая элита насчитывает около 100—200 человек, которые непосредственно участвуют в принятии политических решений и занимают стратегические посты в парламенте, правительстве, ведущих политических партиях; они составляют ядро политической элиты.

К средней элите относятся около 5% взрослого населения, одновременно обладающего тремя признаками: высоким уровнем образования, профессионального статуса и дохода.

К административной элите относят верхний слой государственных служащих, занимающих руководящие посты в министерствах, департаментах и других органах управления.

Функции политической элиты:

- определение стратегических целей развития общества принципиального содержания политики;

- выработка и реализация государственной политики, защита общественных интересов;

- координация действий всех ветвей власти;

- поддержание политической стабильности общества, защита ценностей и идеалов, характерных для данного общества;

- согласование политических интересов различных социальных групп;

- назначение аппарата органов государственного управления; защита корпоративного интереса всех социальных групп, на базе которых формируется политическая элита.

Политическое лидерство

Политическое лидерство — приоритетное постоянное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на группу, организацию, общество в целом.

Лидерство представляет собой исторически сложившуюся потребность людей в организации своей деятельности; важнейший механизм объединения правовой деятельности людей. Тот, кто выполняет роль лидера, сплачивает, организует, руководит работой группы, которая принимает, поддерживает его действия и следует его руководству.

В лидерстве принято выделять два аспекта: формальное и неформальное.

Формальное лидерство — приоритетное влияние лидера на группу в силу занимаемого им руководящего поста. Официальная должность представляет лидеру ряд административных прав, с помощью которых он может активно воздействовать на поведение подчиненных.

Неформальное лидерство основывается на заслуженном авторитете лидера, на его умении исполнять роль лидера, на добровольном признании за ним прав на руководство со стороны членов группы или общества.

Лидерство — это реализация решений и воздействия на умы и энергию тех людей, которым предстоит сыграть главную роль в реализации действий.

Основные подходы к определению лидерства:

1.Лидерство — разновидность власти, носителем которой является один человек или группа лиц, обладающие возможностью изменять нужным для себя образом поведение других людей.

2.Лидерство — управляющий статус, социальная позиция, которая связана с принятием решений, руководящая должность.

3.Лидерство — влияние на других людей, которое должно быть постоянным приоритетным, опираться на реальный авторитет и распространяться на всю группу, организацию или общество.

4.Лидерство — особого рода предпринимательство, при котором политические предприниматели в условиях конкуренции обменивают свои программы на руководящие должности.

Американский политолог Р. Такер выделил три основные функции, которые выполняет лидер:

- диагностическую — определение ситуации, её оценка, выделение главных проблем, выработка решений;

- директивную — определение направлений действий для решения проблем;

- мобилизационную — сплочение вокруг лидера группы социальных слоев, общества в целом.

Политический лидер — авторитетный субъект политического процесса, личное влияние которого позволяет ему консолидировать и повести за собой различные социальные группы для решения проблем общественного развития.

Лидер (от англ. leader — ведущий, руководящий) — наиболее авторитетный член группы, за которым группа признает право на осуществление функций управления и принятия ответственных решений в значимых ситуациях.

В современных политических науках принято разграничивать понятия «руководитель» и «лидер».

Руководитель — лицо, как правило, назначается или избирается, т. е. получает властные функции в результате целенаправленных действий, которые происходят под контролем соответствующих организационных структур. Он обладает правами и обязанностями, а также располагает системой различных административных санкций.

Лидером становятся благодаря заслуженному авторитету, личностному влиянию, позволяющему играть определенную роль в принятии политических решений. Лидер не имеет прав и обязанностей, санкциями не располагает.

Таким образом, занятие поста руководителя является следствием сознательного отбора, лидером — естественного.

22. Представительство и выборы Важнейшим элементом демократического политического являются выборы депутатов парламента и др.

Выборы — способ формирования высших и местных органов государственной власти.

Выборы могут быть:

- президентские;

- парламентские;

- общегосударственные и местные;

- очередные и внеочередные;

- альтернативные и безальтернативные.

Выборы являются процедурой, с помощью которой обеспечивается участие граждан в формировании представительных законодательных органов власти.

Функции выборов:

- легитимация и совершенствование политической системы общества;

- способ смены политических элит волеизъявлением граждан;

- форма коммуникации граждан с властью, общественный контроль за деятельностью политических институтов;

- формирование представительных законодательных органов;

- средство политической социализации личности и рекрутирования (новое представительство) элиты.

Порядок формирования органов государственной власти посредством выборов регламентируется избирательной системой страны, Конституцией, законами государства.

Для решения важнейших вопросов общественной государственной жизни могут проводится республиканские и местные референдумы. Республиканские референдумы назначаются Президентом Республики Беларусь по собственной инициативе, а также по предложению Палаты представителей и Совета Республики большинством голосов от установленного Конституцией состава либо по инициативе 450 тыс. граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тыс. граждан от каждой области и города Минска.

Существуют общепринятые демократические принципы выборов:

- свободное волеизъявление избирателей;

- всеобщее избирательное право;

- равенство голосов избирателей;

- прямое избирательное право;

- тайное голосование;

- открытость и гласность.

Избирательное система — совокупность установленных законом правил, принципов и приемов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты.

Типы избирательных систем:

1.пропорциональная;

2.мажоритарная;

3.пропорционально-мажоритарная.

Пропорциональная избирательная система регулированный правовыми нормами порядок выбора органов государства, предусматривающий пропорциональное распределение депутатских мандатов между политическими партиями в соответствии с числом поданных за них голосов.

Особенности пропорциональной системы:

1.Выборы проводятся в многомандатных избирательных округах.

2.Избиратели голосуют не за конкретного кандидата, а за партийный список.

3.Каждая политическая партия получает в парламенте число мандатов пропорциональных числу поданных голосов.

4.Государство устанавливает «избирательный барьер» для политических партий, которые желают участвовать в работе парламента.

Пропорциональная система характерна для стран Западной Европы, где присутствует многопартийность.

Достоинства пропорциональной системы:

- стимулирует многопартийность;

- более адекватно, чем мажоритарная система, отражает политическую волю избирателей и расстановку политических сил в стране.

Недостатки данной системы:

1.Система выгодна партийной верхушке, а не рядовым членам партии.

2.Депутаты зависимы от своих политических партий, а не от избирателей.

3.Практически невозможно установить для каждого округа количество мандатов, которые определили бы действительную пропорциональность.

4.В парламент избираются представители многих политических партий, что затрудняет формирование правительства и обеспечение стабильности его работы, так как часто приходится создавать коалицию правительства из различных политических партий.

Мажоритарная избирательная система такой правовой порядок, при котором победителем на выборах считается кандидат, получивший установленное (абсолютное или относительное) число голосов в избирательном округе.

Особенности мажоритарной системы:

1.Выборы проводятся по одномандатным округам. В Республике Беларусь создано 110 избирательных округов.

2.Избиратели голосуют за конкретного кандидата, а не за партийный список.

3.Избранным считается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов (50% + 1 голос избирателей) в первом туре или относительное большинство голосов во втором туре.

Достоинства данной системы:

- Универсальность — можно применять как для выборов парламента, так и президента.

- Позволяет избирателю лично оценить личные качества кандидата в депутаты.

- Гарантирует устойчивую взаимосвязь депутатов с избирателями.

- Обеспечивает большую стабильность деятельности парламента и правительства.

Недостатки:

1.Значительная часть избирателей (до 50% и более) остаются непредставленными в органы власти.

2.Сужается возможность небольших общественных объединений провести своих представителей в государственные органы.

3.Не исключается опасность манипулирования волей избирателей.

Мажоритарная система абсолютного большинства используются при выборах Президента Республики Беларусь и депутатов Палаты представителей Республики Беларусь. Мажоритарная система относительного большинства используется в настоящее время в Великобритании и США.

Смешанная избирательная система сочетание элементов пропорциональной и мажоритарной системы с целью уменьшения их недостатков.

Каждый избиратель имеет два голоса. Подсчет ведется раздельно по партийным спискам и мажоритарным округам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: