Овинген. Октябрь 2019 года, «Дни русской музыки на Боденском озере».




Ганс-Иохим Пройсс

Роза Эбдинг

Октября 2019

Почему они до сих пор не всемирно известны?

«Дни русской музыки на Боденском озере»

(17-21 октября)

Лондон, Колизей. 1910 год.

После выступления всемирно известной танцовщицы Иды Рубинштейн на сцену выходит Великорусский оркестр, выступающий с ещё неизвестными миру музыкальными инструментами, такими как домра и балалайка. Скептически настроенный директор Колизея своим суровым и снисходительным тоном дал понять дирижеру Василию Андрееву, что продолжительность их выступления не должна превышать предусмотренные 16 минут. Но все произошло не так, как он ожидал. Восхищенная русской музыкой публика требовала продолжения, режиссёр уступил, и, когда оркестр покинул сцену после получасового выступления, их договоренность о 16 минутах была уже забыта. Музыкальные критики лондонских газет восторженно хвалили всех музыкантов оркестра. Договор с оркестром продлевали снова и снова, и, в конце концов, ранее минимальное количество их выступлений возросло до 192-х. Английский Король Эдвард VII пригласил оркестр на выступление в Виндзорский замок. Дирижёр оркестра Василий Андреев поставил себе цель, познакомить мир с русскими народными инструментами, и достиг её.

Овинген. Октябрь 2019 года, «Дни русской музыки на Боденском озере».

В большом зале Дома культуры находилось около 120 человек – именно они услышали первый из четырёх концертов «Нижегородского русского народного оркестра» во главе с дирижером Виктором Кузнецовым. Двумя днями позже в зале, посвященном Людвигу Дюруру, в музее имени Графа Цеппелина в городе Фридрихсхафен, количество слушателей составило уже 160 человек, несмотря на достойную конкуренцию со «Спящей красавицей» Чайковского, которую исполняла балетная труппа из Москвы в том же музее. На следующем концерте в пансионате «Августинум» в г. Меерсбург число слушателей составляло уже 200 человек – это связано с тем, что многие слушатели живут в самом пансионате. И, наконец, в церкви Святого Йодокуса в Имменштадте-ам-Бодензе было уже около 420 посетителей и именно они послушали последний концерт. На каждом концерте оркестр выступал с новой программой. Причиной того, что число посетителей концертов на Боденском озере в октябре 2019 года постоянно возрастало, связана, разумеется, с великолепной работой оркестра. Обладая невероятным мастерством и слаженностью, музыканты покорили сердца слушателей с самых первых нот. Тех, кто сомневался в том, что балалайка, домра или гусли подходят для исполнения классической музыки, вскоре убедились в обратном. Ранее никто еще не слышал венгерский танец № 1 Брамса или Скерцо «Сон в летнюю ночь» Мендельсона в таком исполнении. Публика услышала «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» А.П.Бородина и «Танец комедиантов» из оперы «Проданная невеста» Сметаны. Многие из этих произведений были написаны русскими композиторами, малоизвестными в Европе, в число которых входят как классики, так и современники, например, Вадим Биберган, который в основном писал музыку к фильмам. В г. Меерсбург концерт посетил композитор Владимир Пороцкий, проживающий в данное время в Германии, пьесы которого «Венок невесты» и «Хорал» из сюиты «Кровавая свадьба» Ф.Г. Лорка были исполнены на баяне.

После концерта в пансионате «Августин» в Меерсбурге 20 октября 2019 года: Нижегородский русский народный оркестр с дирижером Виктором Кузнецовым, рядом с ним композитор Владимир Пороцкий

 

Невозможно описать словами всё богатство музыкальных мотивов, созданных российским, необычным для европейцев оркестром, и точность ритмического исполнения. Коронными номерами стали выступления солистов оркестра. Будь то гусли, домра, балалайка или баян, гобой или саксофон, зрители сидели, затаив дыхание, наслаждаясь музыкой, которая становилась то громче, то тише, и все это еще раз показало, насколько трогательной и душевной она может быть.

Известный дирижер Виктор Кузнецов считает свой оркестр преемником оркестра 1910 года. Он также намеревается продолжать использовать русские народные инструменты, вновь и вновь доказывать, что они могут удовлетворить самые высокие музыкальные требования. Русский баян – это кнопочный аккордеон. Балалайка считается самым известным русским народным инструментом. Домра, ее круглая предшественница из 13-го века с похожим звучанием, один из первых струнных инструментов. Она ещё менее известна, не говоря уже о гуслях, которые можно было бы назвать настольной арфой или разновидностью цитры. Кузнецов хотел бы обязательно задействовать в оркестре гусли, ведь это русский народный инструмент, история которого началась ещё в 12 веке.

Гусли, фото сделано на концерте в Овингене,во время антракта, 17.10.2019

История этих гастролей началась в сентябре 2014 года в Нижнем Новгороде, где мы с моей женой случайно оказались на концерте Нижегородского русского народного оркестра. Мы не знали, что нас там ожидает, но музыка, исполняемая столь искусно, сразу же очаровала нас. За три года, которые мы провели в Нижнем Новгороде, мы посетили множество различных концертов, в общей сложности их было около двадцати пяти. Незадолго до нашего отъезда на концерте в Центре международной торговли (Media Strike Hall) 8 июля 2017 года моя жена все же набралась смелости и спросила дирижера оркестра Виктора Кузнецова, не хочет ли он, чтобы ему организовали гастроли в Германии. К нашему удивлению он ответил положительно. В январе 2015 года в Нижнем Новгороде побывали три семейные пары из Имменштадт-ам-Бодензе. Они представляли Католический образовательный центр, который уже долгое время сотрудничал с Россией и пригласил музыкантов дать концерты на Боденском озере. Мастерство музыкантов покорило их тоже, и так родилась идея о гастролях оркестра в Германии. После многочисленных телефонных переговоров, переписки по электронной почте и последующих бесед моей жены с Виктором Кузнецовым во время нашего пребывания в Нижнем Новгороде идея наконец-то стала реальностью, и оркестр был официально приглашен в Германию. Четыре площадки для концертов были организованы Католическим образовательным центром, члены которого также позаботились об объявлениях в местных газетах, афишах и рекламных плакатах.

Музыканты-мужчины вместе с инструментами проделали огромный путь (3000 км) на автобусе из Нижнего Новгорода до Юберлингера на Боденском озере с остановками в Бресте и Дрездене. Дирижер и музыканты-женщины прилетели прямым рейсом из Москвы в Мемминген. Расходы на проживание в размере 2 миллионов рублей взяло на себя Министерство культуры Нижнего Новгорода. Дирижер и оркестр играли бесплатно. Со стороны Германии были бесплатно предоставлены три из четырех площадок, а все остальные расходы фестиваля покрыли купленные зрителями билеты и частные пожертвования.

Все немецкие организаторы «Дней русской музыки на Боденском озере» пришли к согласию, что оркестр заслужил больше, чем просто четыре концерта. Однако какое международное концертное агентство решится взяться за такой проект в условиях сегодняшнего избытка предложений и в такой сложной политической обстановке?

Российские исполнители завоевали сердца немецких слушателей. Все концерты заканчивались шквалом аплодисментов. Слова дирижера Виктора Кузнецова: «Я хочу, чтобы наша музыка осталась в ваших сердцах» оказались правдой. «Я слышал в этом зале множество концертов, – поделился с нами звукооператор. – Но этот был лучший». Большое количество посетителей, которые слышали оркестр на первом концерте, пришли на следующий концерт и привели с собой друзей. А некоторые гордо рассказывали, что сходили на все четыре концерта. Самый эффективный из всех способов рекламы - из уст в уста - сработал безотказно. Мы до сих пор слышим, что «это было невероятно», «концерт доставил неописуемое удовольствие» или «музыка растрогала всех до слез». А вопрос одной женщины я даже вынес в заголовок статьи – «Почему они до сих пор не всемирно известны?

Ещё раз вернемся в 1910 год. Ю.А. Мансфельд, секретарь Великорусского оркестра, в своем очерке «Русские в Англии» о поездке оркестра в Лондон писал: «Перед самым отъездом, в честь В. Андреева был дан обед членами русско-английской торговой палаты и чинами посольства. Была высказана многими из присутствовавших мысль о том, что Василий Васильевич Андреев своей музыкой показал глубину души русского человека, англичане распознали эту душу и искренне полюбили ее. В. Андреев, по их словам, без всяких дипломатических ухищрений, «взяв быка за рога», показал нашим теперешним союзникам, что русский народ - не тот варвар и дикарь, каким Германия старается изобразить нас - русских».

В приходской церкви святого Йодокуса в Имменштадт-ам-Бодензе, 21.10.2019

Роза Эбдинг, Виктор Кузнецов, Конрад Феезер, Хуберт Леле, Удо Дэке. Русский дирижер и четыре немца-активиста – пятеро друзей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: