Класс
Дорогие ребята!
Поздравляем вас с участием в школьном этапе Республиканской олимпиады по биологии. Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только биологических знаний, но и общей эрудиции, логики и творческого подхода.
Удачи вам!
Часть І. Тестовые задания, требующие одного правильного ответа из четырёх предложенных.
1. Назовите растение, которое относится к низшим растениям: | |||
a) хвощ полевой | б) мох сфагнум | в) водоросль фукус | г) папоротник орляк |
2. Как называется плод фасоли: | |||
a) семянка | б) орех | в) боб | г) стручок |
3. У каких растений в процессе эволюции появились плоды и цветки: | |||
a) голосеменные | б) покрытосеменные | в) папоротники | г) водоросли |
4. Какие организмы по способу питания НЕ являются автотрофами: | |||
а) цианобактерии | б) красные водоросли | в) грибы | г) зелёные водоросли |
5. К какому семейству относится кукуруза: | |||
а) злаковые | б) бобовые | в) губоцветные | г) астровые |
6. Какой тип симметрии характерен для гидры пресноводной: | |||
а) радиальная | б) асимметрия | в) сферическая | г) двусторонняя |
7. Из перечисленных водных животных выберите биофильтратор: | |||
а) большой прудовик | б) гидра пресноводная | в) беззубка | г) паук-серебрянка |
8. Выберите представителя безногих ящериц: | |||
а) желтобрюхий полоз | б) обыкновенный уж | в) веретеница | г) ящерица прыткая |
9. К какому отряду относятся белка, ондатра, мышь и сурок: | |||
а) зайцеобразные | б) насекомоядные | в) грызуны | г) рукокрылые |
10. Наибольшее количество извилин в коре головного мозга среди млекопитающих имеют: | |||
а) грызуны | б) насекомоядные | в) парнокопытные | г) хищники |
11. Какая биологическая наука изучает строение и функции клеток: | |||
а) анатомия | б) цитология | в) физиология | г) гигиена |
12. Структура клетки, отвечающая за хранение и передачу наследственной информации: а) митохондрии б) лизосомы в) ядро г) рибосомы 13. Какая из перечисленных тканей НЕ относится к разновидностям соединительной ткани: | |||
а) лимфа | б) кровь | в) костная | г) железистая |
14. К социальным факторам развития человека относится: | |||
а) борьба за существование | б) наследственность | в) трудовая деятельность | г) генная инженерия |
15. Позвоночный столб человека, как правило, образован: | |||
а) 31 позвонком | б) 32 позвонками | в) 33-34 позвонками | г) 43 позвонками |
Часть ІІ. Тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора.
|
1. В семенах растений могут запасаться: 1) белки, 2) ДНК, 3) крахмал, 4) глюкоза, 5) жиры. | ||||
а) 1,2,5 | б) 1,2,4 | в) 2,4,5 | г) 1,3,5 | |
2. Выберите бактерии, которые являются возбудителями болезней: 1) чума, 2) холера, 3) амёбная дизентерия, 4) оспа, 5) туберкулёз. | ||||
a) 1,2,3 | б) 1,2,5 | в) 2,3,4 | г) 2,3,5 | |
3. Грибы по способу питания могут быть: 1) автотрофами, 2) хемотрофами, 3) сапротрофами, 4) паразитами, 5) хищниками. | ||||
a) 1,3,4 | б) 1,3,5 | в) 3,4 | г) 3,4,5 | |
4. Четырёхкамерное сердце встречается у представителей класса: 1) костные рыбы, 2) амфибии, 3) рептилии, 4) птицы, 5) млекопитающие. | ||||
a) 1,2,4 | б) 1,2,3 | в) 2,4,5 | г) 3,4,5 | |
5. В основе скелета туловища – позвоночнике – выделяют следующие отделы: 1) поясничный, 2) грудной, 3) копчиковый, 4) шейный, 5) плечевой пояс. | ||||
a) 1,2,3,4,5 | б) 1,2,3,4 | в) 1,2,3 | г) 1,3,5 |
Часть ІІІ. Тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить.
|
1. Вирусы – это особые безъядерные клетки.
2. Основным запасным веществом в растительной клетке является клетчатка.
3. Плауны, хвощи и папоротники относятся к высшим споровым растениям.
4. Растения могут размножаться как половым, так и бесполым путём.
5. Земноводные получают кислород через лёгкие и кишечник.
6. В строении шейного отдела позвоночника у жирафа и крота одинаковое количество шейных позвонков.
7. У млекопитающих плохо развита кора больших полушарий.
8. При тяжелой физической работе температура тела может подниматься до 39 градусов.
9. Вены – это кровеносные сосуды, по которым течёт только венозная кровь.
10. В результате массового распространения инфекционного заболевания возникает такое медико-социальное явление как эпидемия.
Часть IV. 1. Рассмотрите внимательно биологический объект. Определите растение. Короткие ответы в виде разных комбинаций выражены цифрами. Выберите из каждого столбца правильный вариант ответа в виде необходимой цифры. Запишите эти цифры в соответствующем поле бланка ответов.
А) Указанное растение относится к семейству: | Б) Выберите растения, также относящиеся к этому семейству: | В) Из приведенных утверждений, характеризующих данное растение, выберите неверное: |
1) сложноцветные; 2) крестоцветные; 3) злаковые; 4) осоковые. | 1) одуванчик, лопух; 2) ковыль, тимофеевка; 3) картофель, паслен; 4) пастушья сумка, редька. | 1) у растения соцветие - сложный колос; 2) плод – листовка; 3) стебель почти всех представителей семейства-соломина; 4) корневая система мочковатая. |
|
На рисунке изображено развитие животного. Выберите из каждого столбца
А) На рисунке изображено развитие: | Б) У личинки данного животного сердце: | В) Из приведенных утверждений, характеризующих это животное, выберите неверное: |
1) хвостатого земноводного; 2) рептилии; 3) бесхвостого земноводного; 4)млекопитающего. | 1) однокамерное; 2) двухкамерное; 3) трёхкамерное; 4)четырёхкамерное. | 1) кожа – это орган газообмена; 2)холоднокровные; 3) появляются два первых шейных позвонка; 4) у некоторых представителей класса есть уростиль. |
правильный вариант ответа.
Часть V. 1. Рассмотрите строение животной клетки, подпишите клеточные структуры (в бланк ответов впишите названия структур, которые обозначены цифрами 1-10.)
2. Функции клеточных органелл (допишите предложения в таблице бланка ответов):
1.В клетке наследственная информация сохраняется в.. 2.В ядрышках образуются…………………………
3.Объединяет клеточные структуры в единое целое, является местом протекания биохимических реакций…………….
4.Белки синтезируются на………………………
5.Клеточный центр обеспечивает.……...…………..
6.Внутриклеточный транспорт веществ обеспечивает система полостей и каналов, это……..
7.Вакуоли, заполненные гидролитическими ферментами и обеспечивающие внутриклеточное
пищеварение, это……………..
8.Система полостей и пузырьков, обеспечивающая синтез органических веществ, накопление и транспорт веществ, принимает участие в образовании других мембранных органелл, это…
9.Изолирует клетку от окружающей среды, обладает избирательной проницаемостью, регулирует обмен между клеткой и средой………………………………………………….
10.Энергетическими «станциями» клетки являются……………………………….