Не все пророки писали книги




Упомянем и о таких интересных явлениях, как «пророки без книг» и «книги пророков, не вошедшие в канон».

В Библии мы читаем о пророках, не оставивших после себя литературных творений. Это Авраам (Быт.20:7), Мариам (Исх.15:20), Валаам (Числ.24:15,16), Девора (Суд.4:4), Ахия (3Царств,11:29), Самей (3Царств,12:22), Иуй (3Царств,16:1), Михей (3Царств,22:8), Илия (3Царств,17:1), Иозиил (2Пар.20:14), Елиезер (2Пар.20:37), Идифун (2Пар.35:15), Иоанн Креститель (Луки,7:28), Симеон (Луки,2:25-27), Анна (Луки,2:36), Захария (Луки,1:67), Агав (Деян.11:27,28), Варнава, Симеон и Левий (Деян.13:1), Сила (Деян.15:32), 4 дочери Филиппа (Деян.21:9). Были ли авторитетными их вести? Конечно. В 4Царств, 22:14 говорится об интересном эпизоде в истории Иудейского царства. Царь Иосия, прочитав найденную в Храме книгу закона, «разодрал одежды свои. И повелел царь Хелкии священнику, …говоря: пойдите, вопросите Господа за меня и за народ и за всю Иудею о словах сей найденной книги, потому что велик гнев Господень, который воспылал на нас за то, что не слушали отцы наши слов книги сей, чтобы поступать согласно с предписанным нам» (4Царств,22:11-13). «И пошел Хелкия священник … к Олдаме пророчице» (4Царств,22:14). Царь и его ближайшие помощники совершенно естественно обратились к Олдаме, хотя во время описываемых происшествий в Иудее совершали служение более «маститые» пророки – Иеремия и Софония, пророки, чьи книги вошли в библейский канон.

Канон свидетельствует о большей пророческой активности, чем может показаться, если принимать во внимание только библейских писателей: авторов около 40, а пророков, упомянутых в Писании (наряду с авторами), гораздо больше.

В Библии мы также находим указания на существование богодухновенных произведений, не вошедших в канон: Числ.21:14, И.Нав.10:13 (ср. 2Царств,1:18), 1Пар.28:19, 29:29, 2Пар.9:29, 12:15, 21:12, 26:22, 33:19, 1Кор.5:9, Кол.4:16. Это еще раз подтверждает, что Бог хотел дать людям мерило, а не полное собрание сочинений пророков. Библия – это Слово Божие, но не все Слова Божии. Бог в общении с человеком не намерен ограничивать Себя какими-либо рамками, даже рамками канона.

Итак, что говорит Священное Писание по поводу авторитета пророка, совершающего служение после того, как канон закрыт?

Все библейские соображения, приведенные в данной статье, по-моему, просто вынуждают нас ожидать продолжения пророческого служения Духа Святого, удостоверять это служение, принимать его, повиноваться ему и свидетельствовать о нем.

Опыт Христа в пустыне после крещения иллюстрирует сказанное нами. Глас с неба засвидетельствовал, что Иисус – Сын Божий. Искушаемый диаволом («Если ты Сын Божий»), Иисус противостал ему, опершись на Живое Слово («Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение», Мф.3:17) и на Писание (Втор.6:16) – на «всякое слово, исходящее из уст Божиих» (Мф.4:4).

Бог не лишил Себя права быть услышанным со всей властью, как в каноне, так и через пророка, совершавшего служение после того, как канон был окончательно сформирован.

 

1. Приобщая друзей к адвентистскому пророческому наследию, прежде всего, обратите их внимание на библейские свидетельства о работе вдохновения, на принципы истолкования богодухновенных материалов.

2. В данных рассуждениях мы примем богодухновенность произведений Е. Уайт как аксиому.

3. Вопрос на самом деле деликатный, если учитывать, как болезненно реагируют на него инаковерующие. Существует немало интернет-сайтов, владельцы и редакторы которых с завидным рвением пытаются дискредитировать Елену Уайт - и как пророка, и как личность. Но это не повод, чтобы избегать обсуждения темы служения Святого Духа, продолжающего наделять людей даром пророчества.

4. Thompson, Alden. Inspiration, Review and Herald Publishing Association, Hagerstown, MD, 1991, p.67.

5. М. Венден, «Бог говорит, я думаю», Источник жизни, 1996, ст. 49,50.

6. Первый полный перечень 27 книг Нового завета датируется 367 г. от Р.Х.

7. Мал.4:4,5: «Помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы. Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного». Помня Моисея, узнают Илью!

8. Исаия не для того отсылал своих современников к «закону и откровению» (Ис.8:20), чтобы ему разъяснили, от Бога его вести или нет (он-то был в этом уверен), а чтобы они уверовали в Божественное происхождение его пророческих глаголов. Кстати, Е. Уайт никогда не использовала фразу «Библия и только Библия», противопоставляя Книгу и свои труды. Она тоже была уверена в Божественном происхождении полученных ею откровений (Damsteegt P. Gerard, Ellen White on Theology, Its Methods, and the Use of Scripture, JATS, Vol.4, Number 2, Autumn 1993, p.129).

9. Можно возразить, что завету на Синае предшествовали заветы Бога с Адамом, Ноем, Авраамом. Это действительно так. Но завет Бога с Израилем является главной темой как Пятикнижия Моисея, так и ветхозаветных Писаний.

10. «Евангелизм», Заокский: Источник жизни, стр.225.

 

 

Ярослав Палий, пастор, координатор изучения трудов Е. Уайт в Московском объединении, г. Москва.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: