Понятие и определение информационной системы (ИС), основные функции ИС.
Современную информационную систему (ИС) обычно представляют как программно-аппаратный комплекс, предназначенный для отображения процессов протекающих в исследуемом объекте. Полученная и преобразованная информация ИС представляется в удобном виде для пользователя и в дальнейшем используется для управления процессами в исследуемом объекте.
Существенным отличительным признаком ИС от иных систем является наличие внутреннего языка ИС с помощью которого формируется модель исследуемого или анализируемого объекта.
Основными функциями ИС являются:
1. Поиск и преследование цели (информации) в рамках решения задачи пользователя. Результаты поиска анализируются следующей функцией ИС задачей, которой является измерение свойств объекта с помощью заложенной в ИС признаковой классификационной системы.
2. Классификация результатов поиска (преследования цели). Существо работы классификации заключается в получении разбиения найденных данных на классы, с приемлемой однородностью для заданной априори признаковой системы измерения свойств объекта пользователя. Множество возникающих проблем в практической работе этой функции предопределило назначение следующей функции ИС задача, которой заключается в поиске оптимальной классификационной системы.
3. Оптимизация классификационной признаковой системы. Реализация этого подхода предполагает активное взаимодействие системы с пользователем, что и предопределило назначение следующей функции ИС.
4. Обучение пользователя. В области разработки обучающих подсистем так же получено немало результатов. Ряд направлений связанных с исследованием языков общения с организаций диалога и методик обучения.
|
Однопользовательские, многопользовательские и корпоративные ИС.
В настоящее время на мировом и отечественном рынке представлено множество решений, предназначенных для автоматизации деятельности конечного пользователя. Как правило, это – универсальные однопользовательские системы, применяемые в различных областях. Ярким примером универсальной однопользовательской ИС, не имеющей предметной специализации является системы созданные на основе – MS Excel. Системы этого класса зачастую позволяют непрограммирующему специалисту создать и, что очень важно, самостоятельно развивать собственные решения, заменяющие, а местами и перекрывающие функционал однопользовательских систем образца 90-х годов.
Основной целью преследуемой с помощью многопользовательской архитектуры является адаптация ИС к специфики отдельного вида производства предприятия. Очевидно, что использование универсальных, однопользовательских ИС в цели адаптации было затруднительно и часто требовало значительной трудоемкой настройки.
Многопользовательские ИС предназначены для автоматизации деятельности в рабочей группе (отделе, малом предприятии и т.д.). Например, для оптовой фирмы, ИС может представлять набор таких АРМ, как «Менеджер по продажам», «Кладовщик». Для учебного планирования – «Преподаватель», «Специалист по планированию работы кафедры». Основным отличием многопользовательской ИС от однопользовательской, является не только количественный признак, но главное наличие особенного управляющего АРМа отвечающего за интеграцию работы АРМов ИС.
|
Многопользовательское использование решений на базе табличных процессоров возможно, но имеет существенные ограничения, связанные с разграничением доступа, регламентацией и синхронизацией вносимых изменений. По сути, единственный режим их использования, обеспечивающий корректность данных – «файловый сервер, один автор, N- читателей».
При создании многопользовательских ИС используются те же средства и инструментальные среды, что и при создании однопользовательских ИС. Следует, однако, отметить, что для использования в группе при выборе между системами с файловым и реляционным сервером следует отдавать предпочтение реляционному серверу, причём целесообразно использование выделенного сервера. Это может быть, например, сервер Oracle, DB2, MS SQL, Sybase, Informix.
3) В англоязычной литературе понятие КИС неразрывно связано с понятием ERP. В основе ERP-систем лежит международный стандарт управления предприятием MRP-II, обеспечивающий возможность учета, анализа и планирования основных ресурсов - финансов, человеческих, материальных. Соответственно, корпоративные ERP-системы набор интегрированных приложений, которые комплексно, в едином информационном пространстве поддерживают все основные аспекты управленческой деятельности предприятий - планирование ресурсов (финансовых, человеческих, материальных) для производства товаров (услуг), оперативное управление выполнения планов (включая снабжение, сбыт, ведение договоров), все виды учета и анализ результатов хозяйственной деятельности.
|
Среди требований, предъявляемых к ERP-системам основными являются:
а) централизация данных в единой базе знаний (в основе – всегда промышленная СУБД), функционирующей в реальном времени;
б) сохранение общей модели управления для предприятий любых отраслей;
в) поддержка территориально-распределенных структур;
г) работа в широком диапазоне аппаратно-программных платформ и СУБД.
**АРМ - Автоматизированное рабочее место
Экспертные ИС.
3.Экспе́ртная систе́ма (ЭС, англ. expert system) — компьютерная система, способная частично заменить специалиста-эксперта в разрешении проблемной ситуации. Современные ЭС начали разрабатываться исследователями искусственного интеллекта в 1970-х годах, а в 1980-х получили коммерческое подкрепление.
Традиционно проектировщики ЭС ориентировались лишь на отдельные группы потребителей – главным образом менеджеров, работающих с тем, что обычно называется «Исполнительной информационной системой» (EIS -Executive Information System). Современные корпоративные ЭС проектируют в расчете на работу с интегрированными базами знаний.