Порядок исполнения и оформления расчетно-аналитической работы
Расчетно-аналитическая работа (РАР) выполняется студентами дома на своей личной вычислительной технике или на компьютерах в медиатеке. Все возникающие вопросы относительно выполнения и оформления работы решаются в часы консультаций или по электронной почте.
К установленному сроку необходимо выполнить задание РАР и подготовить отчѐт, оформленный в соответствии с изложенными ниже требованиями.
РАР оценивается максимум в 10 или 14 баллов, которые дают примерно половину предэкзаменационной аттестации. 10 баллов можно заработать, если взять предложенную выборку, и 14 баллов, если взять оригинальную выборку (выборки) из внешних источников (интернета).
Внешние выборки должны иметь экономический смысл и быть независимыми. Запрещается брать учебные выборки с сайтов других ВУЗов.
Требования к отчету и защите РАР
Отчѐт по РАР представляет собой документ, подготовленный в Word. Отчѐт должен быть оформлен согласно требованиям, принятым в Финансовом университете.
Требования к оформлению отчёта
Отчѐт должен быть подготовлен и собран в следующем порядке:
1) титульный лист;
2) «Содержание» (но не «Оглавление») с обязательным указанием номеров страниц;
3) задание, включая выборки и другую конкретную информацию (уровень значимости и пр.);
4) основная часть с заголовками и подзаголовками согласно заданию (но в именительном падеже (без глаголов) и покороче);
5) заключение;
6) приложение: распечатка файла Excel.
Отчѐт печатается на стандартной бумаге формата А4, шрифт Times New Roman (размер 14, для числовых данных в таблицах допускается шрифт 12), выравнивание – по ширине, расстояние между строками – 1 интервал, поля: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм, абзацный отступ – 12 мм. Должен быть включен режим «Авто» в расстановке переносов (все как в данной инструкции).
Нумерация страниц сквозная, включая приложение, номер страницы размещается внизу, в правом углу или по центру. Для тех, кто не сумеет напечатать номера страниц в приложении, допускается нумерация вручную (но не в «Содержании»). На титульном листе номер не ставится, но считается.
Все формулы должны быть набраны в соответствии с общепринятыми нормами набора математических формул как «формула Word 2007 (или позже)», то есть не быть «картинками». Таблицы в тексте, заполненные числовым материалом, а также диаграммы, должны быть исполнены в Excel и динамически вставлены в документ Word как связанный объект Excel, то есть при двойном щелчке по таблице должен открываться исходный файл Excel.
Оформление титульного листа. На титульном листе указывается тема РАР, номер варианта, дисциплина, а также выходные данные (образец прилагается). Выходные данные должны быть прижаты по вертикали к самой нижней строке («Москва …»). Полужирным шрифтом в них выделять только группу и фамилию студента.
Оформление содержания. В «Содержании» должны быть указаны все разделы работы с постраничной разбивкой для всех заголовков и подзаголовков, включая раздел «ПРИЛОЖЕНИЕ»;.
Оформление основной части. Должны быть представлены все расчеты, упоминаемые в практической части методического материала. Если указаны два способа расчета одной и той же величины, оба расчета должны быть представлены. Все расчеты сопровождать в Word математическими формулами, включая те, что применяются в функциях Excel.
Запрещается включать в отчет описания как найти ту или иную функцию Excel, а также скрин-шоты (снимки) соответствующих диалоговых окон, но обязательно указывать названия функций Excel.
Заключение должно содержать краткое (без формул и чисел) перечисление того, что сделано, и выводы по результатам проверок и анализа. В выводах указывать экономический смысл, если экономический смысл имеют выборки. Оптимальный объем заключения — полстраницы.
Файл Excel (только типа xlsx, кегль шрифта 10-11, печатать сетку) должен содержать все расчеты со всеми промежуточными результатами. Только исходные данные должны быть в виде числовых констант. Все остальные расчетные величины должны в своих ячейках содержать формулы (функции Excel и/или арифметические операции со ссылками на ячейки–аргументы).
Диаграммы и графики в Excel должны располагаться рядом с числовым материалом, которые они отражают. Материал на листе должен располагаться так, чтобы его можно пролистывать вверх-вниз, но не вправо-влево. Допускается занимать два-три ярлычка–«листа» Excel, не более. Распечатка файла (приложение в отчете) должна производится из Excel и начинаться заголовком «ПРИЛОЖЕНИЕ» и разделяться на страницы автоматически. Никакого «облагораживания» разбивки страниц здесь не требуется. Допускается при печати задавать масштаб меньше 100%, но так чтобы можно было прочесть напечатанное глазами преподавателя.
Оформление заголовков. Заголовки могут располагаться произвольно –как по центру, так и с обычным отступом; при этом в заголовках не допускаются переносы, а также не ставятся в конце заголовков (глав, параграфов) знаки препинания. Заголовки не должны дословно дублировать пункты задания, но и не быть обезличенными (напр. «Пункт 1»).
Оформление в отчёте таблиц и графиков. Рисунки как правило располагаются в тексте, названия рисунков – под ними, слова «Рис. 1» — слева. Нумерация рисунков – сквозная. Таблица предваряется заголовком и словом «Таблица» (справа) со сквозным номером. Если заголовки столбцов (шапка) таблицы содержат формулы, то шапку набирать в Word, а из Excel копировать только тело таблицы (числа).
В ссылках на рисунки и таблицы используются сокращения «табл.» и «рис.» (первая буква — строчная, если это не начало предложения). В конце заголовков точка не ставится! После номера раздела, рисунка или таблицы, напротив, точка необходима.
Подписи рисунков и заголовки таблиц не должны от них отрываться. Перед печатью не на родном принтере рекомендуется динамически присоединенные из Excel таблицы и диаграммы отсоединить (off-line), иначе возможны казусы.
Требования к сдаче отчёта и защите РАР
Отчѐт по работе представляется преподавателю в утверждѐнный срок в двух видах:
1) В электронном формате: файл Word и связанный с ним файл Excel. Названия двух присылаемах файлов должны состоять из номера группы, фамилии автора и номера варианта (пример: «Н2-4 Иванов РАР 2-30»). Файлы с неправильным названием, включая нарушение порядка слов в нем, приниматься не будут.В «Теме » присылаемого письма указывать только номер группы и свою фамилию.
2) На бумажном носителе; бумажный экземпляр должен быть идентичен электронному.
Листы на бумажном носителе необходимо скрепить степлером (или сшиты), в том числе приложение. В нескрепленном виде отчет не принимается. Если листы не скрепляются, значит, их слишком много в отчете. Оптимально общий объем: не более 15 листов.
Защита работы включает в себя собеседование по содержанию отчета (в том числе и по распе программы Excel). Студент должен продемонстрировать знание тематики работы, смысл применяемых функций Excel, смысл формул и обозначений в них. Должен быть способен решать упражнения, связанных с тематикой работы с помощью Excel в присутствии преподавателя.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Образец титульного листа отчѐта
(Обратить внимание, что надо выделять, как и что выравнивать)
Федеральное государственное образовательное бюджетное
учреждение высшего образования